Решение по делу № 2-440/2024 от 27.05.2024

Дело № 2-440/2024

УИД № 74RS0047-01-2024-000621-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2024 года                 г. Снежинск

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего-судьи Беляевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дикой М.А.,

с участием: помощника прокурора ЗАТО г. Снежинска Карпович Т.Н., истца Озониной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования «Город Снежинск» в интересах Озорниной Ю.В. к Министерству здравоохранения Челябинской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть №15» Федерального медико-биологического агентства России о возложении обязанности предоставить медицинские изделия и компенсировать затраты на приобретение лекарственных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Снежинск, действуя в интересах Озорниной (ранее Гапон) Ю.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области, ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 15» Федерального медико-биологического агентства России о возложении обязанности предоставить медицинские изделия.

Требования мотивировано следующим: прокуратурой ЗАТО г. Снежинск была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны здоровья при обеспечении лекарственными средствами Озорниной (Гапон) Ю.В.

В ходе проверки установлено, что Озорнина (Гапон) Ю.В. состоит на учете в ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России у с диагнозом <данные изъяты>

11.10.2023 по результатам осмотра врачом-<данные изъяты> в ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» Озорниной (Гапон) Ю.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом <данные изъяты> по 2 дозы 2 раза в день.

Заключением врачебной комиссии ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России от 17.10.2023 подтверждён факт нуждаемости Озорниной (Гапон) Ю.В. по жизненным показаниям в препарате <данные изъяты> в указанной дозировке.

24.10.2023 ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России в Министерство здравоохранения Челябинской области направлена дополнительная персонифицированная заявка на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом салметерол<данные изъяты>120 доз в количестве 4 упаковок. Заявка обеспечена Министерством здравоохранения Челябинской области 24.11.2024.

Озорниной (Гапон) Ю.В. получен требуемый лекарственный препарата в количестве 4 упаковок. Указанное количество препарата обеспечивало нуждаемость Озорниной (Гапон) Ю.В. до 24.03.2024.

22.01.2024 ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России в Министерство здравоохранения Челябинской области направлена дополнительная персонифицированная заявка на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты>/120 доз в количестве 6 упаковок.

Указанная заявка Министерством здравоохранения Челябинской области не обеспечена.

Таким образом, Озорнина (Гапон) Ю.В. как лицо, страдающее <данные изъяты>, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" вправе получать бесплатную медицинскую помощь, и на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты>

Нуждаемость Озорниной (Гапон) Ю.В. в лекарственном препарате <данные изъяты> подтверждена поставленным Озорниной (Гапон) Ю.В. диагнозом <данные изъяты>

При этом, в нарушение вышеуказанных требований Озорнина (Гапон) Ю.В. с марта 2024 года необходимым ей лекарственным препаратом - <данные изъяты> не обеспечивается.

Отсутствие обеспечения Озорниной (Гапон) Ю.В. в необходимом объеме лекарственным препаратом <данные изъяты> за счет соответствующих бюджетных средств лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

По причине длительного нарушения прав на жизнь и охрану здоровья Озорнина (Гапон) Ю.В. обратилась в прокуратуру для оказания помощи в обеспечении его необходимыми по жизненным показаниям медицинскими изделиями и препаратами.

Самостоятельно Озорнина (Гапон) Ю.В. обратиться в суд за защитой своих прав не может, по причине наличия у нее вышеуказанного заболевания. <данные изъяты>

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, который по уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь

Прокурор ЗАТО г. Снежинск просит обязать Министерство здравоохранения Челябинской области организовать на постоянной основе своевременное обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве и в дозировке в соответствии с назначенными лечащим врачом, до отмены указанного препарата, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15» ФМБА России своевременно формировать и направлять в Министерство здравоохранения Челябинской области заявки на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> (л.д.3-8)

Представитель истца помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск Карпович Т.Н., истец Озорнина (Гапон) Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате слушания извещен, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что исковые требования не признает, указал, что истец является региональным льготником.

Решение о назначении лекарственного препарата принимается врачебной комиссией, созданной в соответствии с порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденной Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок ) в связи индивидуальной непереносимостью, по жизненным показателям по торговому наименованию.

Для обеспечения Озорниной (Гапон) Ю.В. медицинской организацией направлена врачебная комиссиия с указанием потребности лекарственного препарата <данные изъяты> по международному непатентованному наименованию с нарушением требований порядка .

Поскольку в настоящее время факты непереносимости у Озорниной (Гапон) Ю.В. <данные изъяты> других торговых наименований в Министерстве здравоохранения Челябинской области отсутствуют, пациентке отгружен лекарственный препарат <данные изъяты> по международному непатентованному наименованию. В медицинскую организацию направлен запрос о необходимости подтверждения непереносимости других торговых наименований указанного лекарственного препарата для дальнейшего формирования персонифицированной закупки по торговому наименованию <данные изъяты>

В 2023-2024 гг. по региональной льготной программе Озорниной (Гапон) Ю.В. отпущен лекарственный препарат международного непатентованного наименования <данные изъяты> дозированный по семи рецептам, в том числе 16.05.2024 (л.д. 62-63).

Представитель ответчика ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями об обязании своевременно формировать и направлять в Министерство здравоохранения Челябинской области заявки на обеспечение Гапон Ю.В. лекарственными препаратами <данные изъяты> согласны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 74).

Руководствуясь со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчиков.

Исследовав материалы дела, заслушав сторону истца, суд полагает исковые требования прокурора ЗАТО г. Снежинск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. ст. 7 Конституции Российская Федерация Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона №323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с положениями п. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесена <данные изъяты>

Постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2022 № 783-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" установлен Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который включены препараты для лечения <данные изъяты><данные изъяты> (международное непатентованное наименование).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее по тексту – Постановление Правительства РФ № 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 4 Постановления Правительства №890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890) применительно к гражданам с заболеванием <данные изъяты> предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами для лечения данного заболевания.

В соответствии с разделом 3 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области последнее осуществляет помимо прочего, функции по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с действующим законодательством; осуществлению закупки лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. То есть из данной нормы следует, что к компетенции Министерства здравоохранения Челябинской области отнесена в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями.

Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Челябинской области.

В судебном заседании установлено: 16.04.2024 Озорнина (Гапон) Ю.В. обратилась в прокуратуру ЗАТО г. Снежинск с жалобой на бездействие Министерства здравоохранения Челябинской области в предоставлении льготного лекарства по региональной льготе – <данные изъяты>, в связи с заболеванием <данные изъяты>. (л.д. 11)

Прокуратурой города Снежинска Челябинской области была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны здоровья при обеспечении лекарственными средствами Озорниной(Гапон) Ю.В..

В ходе проверки установлено, что Озорнина (Гапон) Ю.В. с 2021 года состоит на учете в ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России у <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> и обеспечивается лекарственными препаратами: базисная терапия <данные изъяты>

Организация обеспечения лекарственными средствами льготной категории граждан на территории Челябинской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Челябинской области в силу прямого указания действующих нормативных актов-постановления Правительства Челябинской области от 29.12.2022 № 783-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890.

В целях обеспечения лекарственными средствами Министерством здравоохранения Челябинской области издан приказ от 10.04.2023 № 276 «Об утверждении Порядка формирования заявки медицинской организацией для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Челябинской области, на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета и лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств областного бюджета».

Во исполнение пункта 18 указанного приказа для обеспечения Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> №1 в количестве 4 упаковки в адрес Министерства здравоохранения Челябинской области направлена персонифицированная заявка, содержащая решение врачебной комиссии от 24.10.2023 (л.д. 34) На основании указанной заявки 24.11.2023 Озорниной (Гапон) Ю.В. были отпущены лекарственные препараты в количестве 4 упаковок (л.д. 63 оборот).

19.01.2024 ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России в Министерство здравоохранения Челябинской области направлена дополнительная персонифицированная заявка на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 6 упаковок. Заявка обеспечена Министерством здравоохранения Челябинской области частично в количестве 3 упаковок 16.05.2024 (л.д. 63 оборот)

Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что в период с 24.03.2024 по 16.05.2024 Озорнина (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> обеспечена ответчиками не была. Отсутствие обеспечения Озорниной (Гапон) Ю.В.. в необходимом объеме лекарственным препаратом <данные изъяты> за счет соответствующих бюджетных средств лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Поскольку Озорнина (Гапон) Ю.В. в силу имеющего у нее заболевания относится к категориям граждан, которым предусмотрено бесплатное предоставление лекарственных препаратов и изделий, то она в силу выше указанных норм сохраняет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами за счет соответствующих бюджетных средств.

Тот факт, что заявка от 19.01.2024 исполнена Министерством здравоохранения Челябинской области частично не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца на получение жизненно необходимых лекарственных препаратов, поскольку препарат был предоставлен истцу только 16.05.2024. Отсутствие у истца надлежащим образом оформленных медицинских документов не может приводить к нарушению ее прав на своевременное оказание бесплатной медицинской помощи, в том числе путем выдачи лекарственных препаратов, поскольку оформлением документов для получения лекарственных препаратов занимается медицинская организация, в данном случае ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России.

При таких обстоятельствах суд полагает обязать министерство здравоохранения Челябинской области обеспечить Озорнину (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве и в дозировке в соответствии с назначенными лечащим врачом, до отмены указанного препарата а также обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15» ФМБА России своевременно формировать и направлять в Министерство здравоохранения Челябинской области заявки на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> во избежание в дальнейшем нарушений прав Озорниной (Гапон) Ю.В. на льготное обеспечение лекарственными препаратами за счет соответствующих бюджетных средств.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования «Город Снежинск» в интересах Озорниной Ю.В. к Министерству здравоохранения Челябинской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть №15» Федерального медико-биологического агентства России о возложении обязанности предоставить медицинские изделия и компенсировать затраты на приобретение лекарственных средств, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области на постоянной основе организовать своевременное обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве и в дозировке в соответствии с назначенным лечащим врачом до отмены указанного препарата.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Центральная медико-санитарная часть №15 Федерального медико-биологического агентства России своевременно формировать и направлять в Министерство здравоохранения Челябинской области заявки на обеспечение Озорниной (Гапон) Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий          Т.В. Беляева

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2024 года.

2-440/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ЗАТО г.Снежинск в интересах Гапон Юлии Вадимовны
Озорнина Юлия Вадимовна
Ответчики
Министерство здравохранения Челябинской области
ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России
Суд
Снежинский городской суд Челябинской области
Судья
Беляева Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
snez.chel.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Подготовка дела (собеседование)
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее