Решение по делу № 2-5105/2020 от 28.09.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Монгуш Ч.Б., с участием представителя ответчика ФИО13., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО14 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО15 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО16, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО17, решением Федерального районного суда Кызылского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения

Согласно Постановлению мэра города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО20.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21., поставлен на льготную очередь на получение социального жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается контрольной карточкой.

В 2013 году ФИО22 окончил ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия»

Просит обязать ответчика – орган исполнительной власти Республики Тыва Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение одного месяцапредоставить ФИО23 жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.

Истец ФИО24 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца ФИО25 по доверенности в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности ФИО26 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, поскольку свободного жилья в специализированном жилищном фонде не имеется, так как с 2015 года не строятся.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

В силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 1 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 № 414 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

Указом Главы Республики Тыва от 24 декабря 2018 года №258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».

Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 года №636 внесены изменения в Положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года №229, а именно пункт 9.7 (полномочия Министерства) дополнен абзацами 24-33 следующего содержания: «деятельность по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц; предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва; деятельность по организации и контролю за предоставлением мер социальной поддержки граждан, имеющих несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в установленном порядке работу по оптимизации сети государственных организаций социального обслуживания семьи и детей, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций и учреждений; контроль за деятельностью специализированных учреждений, осуществляющих перевозку между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций; контроль за соблюдением муниципальными подразделениями, подведомственными учреждениями и предприятиями законодательства в сфере обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва, финансового и трудового законодательства, качества предоставляемых населению в соответствии со стандартами услуг, целевого использования бюджетных средств; контроль за пребыванием усыновленных детей в семьях, в том числе иностранных; контроль за соблюдением прав детей и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва; в пределах своей компетенции реализацию проектного управления». Постановлено признать утратившими силу с 1 января 2019 г. постановление Правительства Республики Тыва от 18 октября 2012 г. N 554 "Об утверждении Положения об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва и его структуры".

Согласно повторному свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, отцом которого является ФИО28, матерью – ФИО29.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО30, умер ДД.ММ.ГГГГ в п. <данные изъяты>.

Согласно решению Федерального районного суда Кызылского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО31 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО32

Согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ ФИО33 изменил фамилию на ФИО2.

Согласно Постановлению мэра города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО34 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО35.

Согласно справке Управления по опеке (попечительству), усыновлению и семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей территориального органа по опеке (попечительству) г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО36 действительно состоял на учете по опекунству на основании постановления мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ.

Из учетного дела Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО37 ДД.ММ.ГГГГ г.р. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО39 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, постановлено исковое заявление ФИО40 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить ФИО41 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва» Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12.5 кв.м. В удовлетворении остальной части требований отказать.

Данное решение вступило в законную силу, но до настоящего времени не исполнено.

На момент вынесения вышеуказанного решения судом было установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является единственным органом государственной власти, на которое возложено осуществление функции по управлению государственным имуществом, то есть обязанность по предоставлению жилья.

Как указано выше, с 24 декабря 2018 года деятельность по предоставлению в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда возложена на Министерство труда и социальной политики Республик Тыва.

Таким образом, судом установлено, что ФИО42 относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва. Сведений о снятии истца с учета не имеется. ФИО43 ранее обращался за защитой своих прав в суд. Имеется вступивший в законную силу судебный акт о предоставлении ФИО6 жилого помещения, обязанность по исполнению которого возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Вместе с тем, суд считает, что гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (ст. 1 Конституции РФ). В данном случае требование правовой определенности предполагает необходимость обеспечения стабильности сложившихся правоотношений, возникающих на основе официально признанного государством акта органа судебной власти.

То обстоятельство, что решение суда в настоящее время не исполнено, а должник уже не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не является основанием для не исполнения решения суда и основанием для повторного обращения в суд с теми же требованиями к другому ответчику.

Принимая во внимание вышеизложенное, а именно, что обязанность предоставить жилье ФИО6 решением суда, вступившим в законную силу, возложено на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, то требование истца о возложении на ответчика Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанности по обеспечению жильем, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО44 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 года (с учетом выходных дней).

Судья А.Е. Сат

2-5105/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Монгуш Евгений Удувас-оолович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Другие
Монгуш Алефтина Чанагаш-ооловна
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Сат Айлана Евгеньевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2020Дело оформлено
11.12.2020Дело передано в архив
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее