УИД: 30RS0014-01-2023-000894-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область г. Харабали 21 сентября 2023г.
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Парасотченко М.А.,
при секретаре судебного заседания Ажахметовой К.Ж.,
с участием старшего помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Барасовой Э.Н.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования «Харабалинский район» по доверенности Афанасьевой С.П.,
представителя третьих лиц - службы ветеринарии Астраханской области, Правительства Астраханской области Дружининой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах Погорельцевой Н.Б. к администрации муниципального образования «Харабалинский район» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собаки
установил:
прокурор Харабалинского района Астраханской области, действующий в интересах Погорельцевой Н.Б., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Харабалинский район» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собаки, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Погорельцева Н.Б. следовала навстречу своей внучке, проходя мимо поликлиники по <адрес>, встретила большую стаю собак, одна из которых укусила ее за левую ногу. Защититься от собаки помогла ей незнакомая женщина. Собственник собаки не установлен. В связи с полученной травмой Погорельцева Н.Б. в тот же день обратилась в ГБУЗ Астраханской области «Харабалинская РБ им. Г.В. Храповой» для оказания медицинской помощи, где был поставлен диагноз: укушенная рана левого бедра. По рекомендации врачей Погорельцева Н.Б. прошла вакцинацию от бешенства вакциной (Кокав).
Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования «Харабалинский район» полномочий по отлову безнадзорных животных повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий Погорельцевой Н.Б., а также нарушение ее права на охрану здоровья.
При определении размера компенсации морального вреда приняты во внимание пенсионный возраст Погорельцевой Н.Б., состояние здоровья, степень причиненных физических страданий, период проведения лечения, необходимость последующего неоднократного введения препарата антирабической вакцины.
Просит суд взыскать с администрации муниципального образования «Харабалинский район» за счет средств казны муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области в пользу Погорельцевой Н.Б. компенсацию морального вреда в размере 25000 руб.
Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 сентября 2023г. (в протокольной форме) к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ИП Симко Л.И., служба ветеринарии Астраханской области, Правительство Астраханской области.
Истец Погорельцева Н.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило.
Представитель третьего лица ИП Симко Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была своевременно размещена судом на официальном сайте по адресу: harabalinsky.ast.sudrf.ru.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК Российской Федерации), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика - администрации муниципального образования «Харабалинский район» Афанасьева С.П. просит суд отказать в их удовлетворении. В обоснование доводов указывает, что действующее законодательство ограничивает государственные полномочия по обращению с животными без владельцев следующими мероприятиями: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания. Итогом указанных мероприятий является возврат животных на прежние места обитания. Возврату в прежние места обитания подлежат неагрессивные животные без владельцев после проведения в отношении них мероприятий по карантинированию, мечению (чипированию), вакцинации и стерилизации в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них. Не могут быть возвращены на прежние места обитания агрессивные животные. Такие животные содержатся в приюте до наступления естественной смерти или до момента передачи таких животных новым владельцам. Одновременно это означает, что нахождение на территории населенного пункта животных без владельцев, в отношении которых проведены мероприятия по карантинированию, мечению (чипированию), вакцинации и стерилизации и у которых специалистами в сфере ветеринарии в период нахождения в приюте установлено отсутствие немотивированной агрессивности, является прямым исполнением закона. Действующим законодательством не предусмотрены иные мероприятия по обращению с животными без владельцев, в том числе мероприятия, которые предотвращали бы проявление немотивированной агрессии со стороны животных в отношении человека.
28 декабря 2022г. между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Харабалинский район» заключено соглашение № о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Администрацией муниципального образования «Харабалинский район» переданное государственное полномочие Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев исполнено в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством посредством заключения и исполнения муниципального контракта от 27 марта 2023г. № с ИП Симко Л.И. на сумму 11951206,87 руб. на отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.
Проект постановления Правительства о внесении изменений в Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области для осуществления государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, учитывающих финансирование содержания агрессивных животных в приютах до наступления естественной смерти, находится в стадии разработки.
Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возмещение вреда органами местного самоуправления за счет казны муниципального образования при отсутствии с их стороны незаконных действий (бездействия). При этом, полагает, что незаконные действия (бездействие) со стороны администрации муниципального образования «Харабалинский район» отсутствуют.
Мероприятия по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев направлены лишь на постепенное сокращение численности таких животных и не способствуют предотвращению причинения вреда здоровью граждан указанными животными. Считает, что все вышеизложенное свидетельствует о бездействии органов государственной власти Астраханской области, выразившемся в не передаче органам местного самоуправления полномочий по организации мероприятия по отлову, размещению в приютах и содержанию агрессивных животных до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, а также субвенции на его реализацию.
В судебном заседании старший помощник прокурора Харабалинского района Астраханской области Барасова Э.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Харабалинский район» по доверенности Афанасьева С.П. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что администрацией района государственное полномочие Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев исполнено в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица - службы ветеринарии Астраханской области, Правительства Астраханской области Дружинина Ю.Л. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
Статья 12Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК Российской Федерации) относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п.1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2).
Согласно ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1101 ГК Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1069 ГК Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071ГК Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии спунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993г. №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 230 ГК Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 ГК Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.
Положениями ст. 1 Федерального закона №498-ФЗ от 27 декабря 2018г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (под. 2 ст. 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно п. 1789 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.
На основании ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования «Харабалинский район» органы местного самоуправления и должностные лица Харабалинского района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством и законодательством Астраханской области. Органы местного самоуправления Харабалинского района обязаны исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений законодательства, регулирующего осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Постановлением Правительства Астраханской области от 9 октября 2013г. №408-П «О порядке расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» определены основные цели расходования средств субвенций в области обращения с животными, а именно отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.
В судебном заседании установлено, что28 декабря 2022г. между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Харабалинский район» заключено соглашение № о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования «Харабалинский район» субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2023 год.
В соответствии с указанным соглашением служба ветеринарии Астраханской области довела до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 12415606,18 руб.: на отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев в сумме 11951206,87 руб.; на оплату труда одного специалиста, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия 464399,31 руб.
27 марта 2023г. между администрацией муниципального образования «Харабалинский район» и ИП Симко Л.И. заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования «Харабалинский район» на сумму 11951206,87 руб.
Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 859 ед.
Срок действия муниципального контракта по 1 декабря 2023г.
Согласно п. 1.1 муниципального контракта следует, что исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования «Харабалинский район», а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Объем услуг, подлежащих оказанию исполнителем, определяется на основании заявок заказчика.
Из технического задания к муниципальному контракту следует, что в перечне наименования услуг имеется: отлов, транспортировка до места содержания безнадзорных животных и возврат на прежние места обитания после карантина, содержания, лечения, кастрации, стерилизации, вакцинации, мечения - 4400 руб.; содержание безнадзорного животного, в том числе карантин, 21 сутки - 7560 руб.; медикаментозная эвтаназия (собак) в пункте содержания в случае: выявления больных бешенством, прекращение страдания не жизнеспособного животного, если они не могут прекращены иным способом, транспортировка до места утилизации - 2400 руб.; утилизация в случае гибели, естественной смерти (животного) - 1440 руб.; кастрация, стерилизация безнадзорного животного (собак) - 3000 руб.; чипирование, биркование, лечение, вакцинация безнадзорного животного - 1800 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Погорельцева Н.Б., следовавшая навстречу своей внучке, проходя мимо поликлиники по <адрес>, встретила большую стаю собак, одна безнадзорная собака укусила ее за левую ногу. В связи с полученной травмой Погорельцева Н.Б. в тот же день обратилась в ГБУЗ Астраханской области «Харабалинская РБ им. Г.В. Храповой» для оказания медицинской помощи.
Как следует из представленной ГБУЗ АО «Харабалинская районная больница им. Г.В. Храповой» карты лица, обратившегося за антирабической помощью, от ДД.ММ.ГГГГ, Погорельцева Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, пенсионер, обращалась в приемное отделение медицинского учреждения ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 10 минут по поводу укушенной раны левого бедра. Врачом хирургом проведен осмотр пациента. Назначен курс антирабической вакцинации. ДД.ММ.ГГГГ Погорельцевой Н.Б. пройден курс вакцинации от бешенства вакциной (Кокав) (л.д.№).
Таким образом, в силу действующего законодательства администрация муниципального образования «Харабалинский район» на территории муниципального образования «Харабалинский район», как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по организации проведения мероприятий по содержанию безнадзорных животных; как заказчик по заключенному муниципальному контракту на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев; а также как распорядитель перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, является ответственным лицом за возмещение причиненного Погорельцевой Н.Б. укусом животного без владельца, ущерба.
Истца Погорельцеву Н.Б. укусила собака без владельца, что произошло в результате ненадлежащей организации отлова и содержания животных без владельцев, а поэтому ответственность в данном случае несет администрация муниципального образования «Харабалинский район».
Доказательств, подтверждающих факт выполнения мероприятий по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев в отношении безнадзорной собаки, укусившей Погорельцеву Н.Б., ответчиком не представлено.
Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования «Харабалинский район» ответственности в виде взыскания в пользу Погорельцевой Н.Б. за счет казны муниципального образования «Харабалинский муниципальный район Астраханской области» компенсации морального вреда.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК Российской Федерации).
В данном случае, по мнению суда, нарушено принадлежащее Погорельцевой Н.Б. неимущественное благо и причинены нравственные страдания в связи с причинением ей вреда здоровью укусом собаки без владельца. Нападение безнадзорного животного не могло не повлиять на психическое состояние истца. Само по себе данное происшествие является обстоятельством, нарушающим психическое благополучие, влечет состояние субъективного эмоционального расстройства, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам.
Размер компенсации морального вреда в размере 25000 руб. в пользу Погорельцевой Н.Б. соответствует степени вины ответчика, характеру спорных правоотношений, степени нравственных страданий, причиненных истцу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах Погорельцевой Н.Б. к администрации муниципального образования «Харабалинский район» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собаки подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах Погорельцевой Н.Б. к администрации муниципального образования «Харабалинский район» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собаки удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области (ИНН 3010002919, КПП 301001001) за счет средств казны муниципального образования «Харабалинский муниципальный район Астраханской области» в пользу Погорельцевой Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, паспорт серии №, выдан <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию причиненного морального вреда в размере 25000 (двадцать пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2023г.
Председательствующий М.А. Парасотченко