Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Сухановой А.Г.
при секретаре Коротковой С.Э.
с участием представителя истца МВД России и третьих лиц МО МВД России «Шадринский», УМВД России по Курганской области Груздевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске 14 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению МВД России к Федотовой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ф.О.В., Ф.А.В., Буторовой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего К.А.В., о взыскании денежных средств за обучение,
у с т а н о в и л:
в суд с иском о взыскании денежных средств за обучение обратилось МВД России к Ф.В.М.. В исковом заявлении указано, что с 20.01.2012 Ф.В.М. проходил службу в органах внутренних дел, приказом УМВД России по Курганской области от 31.03.2021 был уволен в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с п.9 ч.3 ст.82 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В период с 31.07.2013 по 23.07.2019 ответчик проходил обучение в Уральском юридическом институте МВД России, получил соответствующее образование. Законодательством и контрактом предусмотрено, что в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника из органов внутренних дел по отрицательным основаниям в течение 5-летнего срока после окончания образовательного учреждения, в котором осуществлялось обучение за счет средств федерального бюджета, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение. В соответствии с расчетом Ф.В.М. должен возместить в федеральный бюджет 46767 руб. 90 коп.
В период рассмотрения дела Ф.В.М. умер, в связи с чем была произведена замена ответчика Ф.В.М. на его правопреемников Федотову Е.А., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ф.А.В., Ф.О.В., и несовершеннолетнего К.А.В., в интересах которого действует Буторова А.А..
Представитель истца и третьих лиц Груздева Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, считала, что срок на обращение в суд не пропущен, так как его нужно исчислять с момента направления уведомления о необходимости возврата денежных средств (23.12.2021), а не с момента увольнения сотрудника.
Ответчик Федотова Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ф.О.В.., Ф.А.В.., ответчик Буторова А.А., действующая в интересах несовершеннолетнего К.А.В.., в судебное заседание явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие, в возражениях просили отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности на обращение в суд. Полагали, что работодатель должен был знать о причинении ущерба Ф.В.М. 31.03.2021 в момент увольнения, следовательно, срок для обращения в суд по спору о возмещении ущерба истек 31.03.2022, а иск направлен в суд только 25.04.2022.
Третье лицо нотариус Кураева А.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца и третьих лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.01.2012 между МВД России в лице начальника УМВД России по Курганской области и Ф.В.М. заключен контракт о службе в органах внутренних дел РФ.
Согласно абз.(м) п.4 указанного контракта, ответчик обязался проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с абз.(н) п.4 контракта, Ф.В.М. обязался заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел.
Согласно абз.(о) п.4 контракта, ответчик обязан возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, затраты на его обучение.
Настоящий контракт заключен на неопределенный срок, что подтверждается п.5 данного служебного контракта.
Согласно приказу начальника ФГКО ВПО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» № от 31.07.2013 Федотов В.М. с 09.07.2013 зачислен слушателем на 1 курс заочной формы обучения по программе высшего профессионального образования (специальность: правоохранительная деятельность, срок обучения 6 лет).
С 01.09.2019 Ф.В.М. отчислен из УрЮИ МВД России в связи с получением образования, данный факт подтверждается копией выписки из соответствующего приказа начальника образовательного учреждения № от 24.07.2019.
Приказом начальника УМВД России по Курганской области № от 31.03.2021 с майором полиции Ф.В.М. – начальником отдела ГИБДД МО МВД России «Шадринский» расторгнут (прекращен) контракт, и он уволен со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
23.12.2021 Ф.В.М. было направлено уведомление об обязанности возмещения в течение 30 дней расходов на обучение.
... года Ф.В.М. умер, что подтверждается соответствующей актовой записью о его смерти.
Из материалов наследственного дела № от 20.06.2022 усматривается, что наследниками к имуществу умершего Ф.В.М. являются супруга Федотова Е.А., а также сыновья Ф.А.В.., Ф.О.В. и К.А.В.., которые обратились к нотариусу Кураевой А.Ю. с заявлениями о принятии наследства.
С 01.01.2012 отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель обязуется гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел, и сотруднику органов внутренних дел обеспечить прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с данным федеральным законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии (ч.2 ст.21 данного федерального закона).
Подпунктом "а" п.3 ч.3 ст.23 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ также установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения Федотова В.М. со службы) в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, приведенному в пункте 9 части 3 статьи 82 этого федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эта норма корреспондирует статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465).
Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, размера средств федерального бюджета; затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.
Расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении, подлежащих возмещению, осуществляется соответствующим подразделением, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - орган внутренних дел), руководитель которого принимает решение о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении сотрудника (пункт 3 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465).
В последний день службы сотрудника руководитель органа внутренних дел или по его поручению иное должностное лицо выдают этому сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления средств (пункт 4 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465).
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считается проходящим службу в органах внутренних дел, отношения в период обучения между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.
При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в органе внутренних дел в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) он должен возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, размер которых рассчитывается по нормам, содержащимся в Правилах от 28 декабря 2012 г. N 1465.
Не возмещенные сотрудником органов внутренних дел, не выполнившим обязательства по прохождению службы, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел средства в предусмотренный Правилами срок можно рассматривать в контексте приведенных выше нормативных положений, а также норм статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве ущерба, причиненного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющему полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Срок предъявления требований федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел для взыскания с сотрудника органов внутренних дел, не выполнившего обязанность возместить затраты на обучение в образовательной организации ни Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ, ни Правилами от 28.12.2012 г. №1465 не установлен.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ содержится норма общего характера, согласно которой, за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством (ч.6 ст.15).
В соответствии с ч.2 ст.392 ТК РФ, работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3).
Исходя из характера спорных отношений (отношения по возмещению ущерба - затрат федерального бюджета на обучение в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, - причиненного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в результате нарушения сотрудником условий служебного контракта о прохождении службы в органе внутренних дел в течение пяти лет после окончания образовательной организации) к настоящим требованиям подлежит применению годичный срок обращения в суд, установленный ч.2 ст.392 ТК РФ.
При этом годичный срок обращения в суд федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к сотруднику с требованиями о взыскании денежных средств, затраченных на его обучение в образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует исчислять со дня обнаружения причиненного ущерба, определяемого с учетом положений п.4 Правил от 28.12.2012 №1465.
Согласно ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая, что Ф.В.М. уволен из органов внутренних дел 31.03.2021, и с указанного момента истцу было известно об обязанности ответчика возместить расходы на обучение, а исковое заявление было предъявлено в суд 25.04.2022, суд полагает, что срок исковой давности истек 31.03.2022, что является основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиками (наследниками Ф.В.М..) заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.
Довод представителя истца о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента направления уведомления о необходимости возврата денежных средств, а не с момента увольнения, является ошибочным. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований МВД России к Федотовой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ф.О.В., Ф.А.В., Буторовой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего К.А.В., о взыскании денежных средств за обучение отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2023 года.
Судья А.Г.Суханова