Решение по делу № 33-1806/2024 от 01.07.2024

Судья Зубков Г.А.                                                            Дело № 33-1806/2024

(№ дела суда первой инстанции 2-1596/2024)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 августа 2024 года                                                    г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.,

судей – Боджокова Н.К. и Тхагапсовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседание помощником судьи – Химишевой З.Х.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                     № 2-1596/2024 по апелляционной жалобе представителя истца Острохишко А.А. по доверенности ФИО7 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16 мая 2024 года, которым постановлено:

«в удовлетворении иска ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Адыгея о признании незаконным отказа в назначении пенсии от 22.09.2023г. и обязании назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пенсию по инвалидности, предусмотренную Федеральным законом № 173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», начиная с 05.05.2015г., а также в выплате образовавшейся задолженности - отказать».

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения представителя истца Острохишко А.А. по доверенности ФИО7, поддержавшего доводы, апелляционной жалобы, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея по доверенности ФИО4, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - Отделение) о признании незаконным отказа в назначении пенсии и обязании назначить пенсию, мотивировав свои требования тем, что истец является инвалидом I группы с формулировкой причин инвалидности - заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС. Истец обратился к ответчику с заявлением о праве на одновременное назначение двух пенсий по линии Социального фонда Российской Федерации. От ответчика получен отказ от 22.09.2023 за л, согласно которому, по мнению истца, отказ в назначении второй пенсии обусловлен не соответствием в представленных документах сведений условиям, определяющим право на назначении пенсии. По мнению истца ответчик отказал в удовлетворении заявления в связи с тем, что он проходил службу при ликвидации аварии на ЧАЭС в звании прапорщика.

Считает, данный отказ незаконным в связи с тем, что в силу действующего пенсионного законодательства он имеет право на получение двух видов пенсии: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Право на получение указанных пенсий возникло у него по достижении 50 лет, поскольку в силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, может быть назначена пенсия по старости по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Поскольку истец, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» является гражданином, ставшим инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС, а согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 10 № 166-ФЗ он также является гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, достигшим 50 лет и имеющим стаж более 10 лет, то он имеет законом установленное право на назначение пенсии по старости при достижении 50-летнего возраста.

Просил признать незаконным отказ Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РА от 22.09.2023г. в назначении второй пенсии по старости и обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея, назначить ему пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 и трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 166-ФЗ от 15.12.2001, начиная с 05.05.2015, а также выплатить образовавшуюся задолженность.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель истца Острохишко А.А. по доверенности ФИО7, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования. Доводы, приведенные в жалобе, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

    На апелляционную жалобу письменных возражений не поступило.

    Проверив материалы дела с учетом требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство носит состязательный характер, каждая сторона должна представить суду доказательства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введена Федеральным законом от 18.08.2006 № 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

    Однако из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж не менее 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец к моменту обращения о наличии права на получение трудовой пенсии по старости достиг возраста 55 лет, состоит с 15.04.2003 в УПФ РФ и является получателем пенсии по инвалидности на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», при этом имеет страховой стаж 14 лет 1 месяц 38 дней.

В целях назначения второй пенсии по старости истец в 2023 оду обратился к ответчику с соответствующим заявлением.

Письмом заместителя руководителя клиентской службы Отделения от 22.09.2023 истцу сообщено об отсутствии оснований для назначения второй пенсии по старости. Отказывая в назначении второй пенсии ответчик исходил из несоответствия истца критериям, определяющим право на назначение пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению - несоответствия воинского звания требованиям для назначения пенсии.

Обосновывая исковые требования, истец указал на то, что ответчик необоснованно отказал в назначении пенсии только лишь на том основании, что он проходил службу в звании прапорщика, а не по призыву.

Судом отмечено, что ранее истец обращался с иском к ответчику об обязании включить в трудовой стаж время нахождения на 1 и 2 группах инвалидности, признании незаконными действий ГУ УПФР в г. Майкопе по отказу в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 и пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом № 173-Ф3 от 17.12.2001, по достижении возраста 55 лет, а также об обязании назначить пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом № 173 ФЗ от 17.12.2001 по достижении возраста 55 лет и выплате образовавшейся задолженности.

Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20.01.2021 по гражданскому делу № 2-490/2021 (оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций) в удовлетворении иска отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку у истца отсутствует страховой стаж не менее 25 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Главой 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а именно:

    в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются:

    период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

    период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

    период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

    период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

    период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

    период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

    период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

    период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности»;

    период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, исходя из приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, судом нижестоящей инстанции верно установлено, что оснований для одновременного получения Острохишко А.А. трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действующим пенсионным законодательством не имеется.

Следовательно, истец, являясь получателем пенсии по инвалидности 2 группы, установленной в соответствии с нормами статьи 8 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не имеет правовых оснований для назначения ему второй пенсии - как трудовой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что из анализа законодательства у истца имеется право на получение второй пенсии по старости при отсутствии у него 25-летнего страхового стажа, основан на ошибочном толковании закона.

По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Острохишко А.А. по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.

Председательствующий –                                   Н.Ш. Бзегежева

Судьи –                                               Н.К. Боджоков

                                                                                          Е.А. Тхагапсова

33-1806/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Острохишко Андрей Анатольевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике
Другие
Бабкин Сергей Васильевич
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Бзегежева Натуся Шихамовна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
02.07.2024Передача дела судье
01.08.2024Судебное заседание
06.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее