УИД 66RS0046-01-2021-000835-85
Дело № 2а–739/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года г. Нижний Тагил
Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Баскакова Д.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Кузнецовой Любови Александровне о взыскании пени по налогу на имущество и земельному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Кузнецовой Любови Александровне о взыскании в доход бюджета муниципального образования «Горноуральский городской округ» пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 19 коп. и пени по земельному налогу в размере 8 971 руб. 58 коп.
В обоснование требований указано, что Кузнецова Л.А. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем, административному ответчику были начислены пени и направлены требования № 691 от 09.01.2020 со сроком исполнения до 18.02.2020, № 41118 от 13.06.2020 со сроком исполнения до 22.07.2020.
Указанные требования в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с административным иском.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, мотивированное техническими проблемами программного обеспечения, из-за которых отсутствовала возможность направления заявления о вынесении судебного приказа в установленный законом срок.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд представителя не направил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Кузнецова Л.А., надлежаще извещенная о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В материалах дела имеются сведения о том, что стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем заблаговременного размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном интернет-сайте и в помещении Пригородного районного суда Свердловской области в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
В силу п. 1 си. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
При этом согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
В ст. 392 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. Так, по п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. В п. 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
На основании п. 1 ст. 393 НК РФ календарный год является налоговым периодом для исчисления земельного налога.
Порядок исчисления земельного налога установлен в ст. 396 НК РФ, согласно пункту 1 которой сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3).
Согласно ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ), к которым относятся также и транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
В ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно электронной базе данных, полученных административным истцом в результате информационного обмена с органами исполнительной власти, с 11.02.2013 года за административным ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок и здание, расположенные по адресу: <адрес>, а также земельный участок и здание, расположенные по адресу: <адрес>.
Следовательно, на основании п.п. 1, 2 ст. 358, п. 3 ст. 362,, ст. 389, ст. ст. 401, 402 НК РФ административный истец обоснованно относит принадлежащие административному ответчику транспортные средства и земельный участок к объектам налогообложения по транспортному налогу и земельному налогу.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно абз.1 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как усматривается из материалов дела, ввиду неуплаты налогоплательщиком сумм налога, установленных налоговым уведомлением № 30382472 от 03.07.2019 в установленные налоговым органом сроки (до 02.12.2019), в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на 09.01.2020 № 691 со сроком исполнения до 18.02.2020 на сумму 17804 руб. 00 коп. (земельный налог за 2018 год в размере 17656 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 148 руб.), а также пени в размере 139 руб. 17 коп. Кроме того, в указанном требовании содержится информация об имеющейся у административного ответчика задолженности в сумме 129779 руб. 43 коп., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 105262 руб. 00 коп.
Согласно карточке расчетов с бюджетом административным ответчиком 30.01.2020 произведена оплата налога в следующих размерах: 17656 руб., 17656 руб., 253 руб. 51 коп., 53 руб. 41 коп., 12.02.2020 произведена уплата налога в размере 17656 руб.
Поступившие от административного ответчика денежные средства распределены налоговым органом, согласно имеющегося в административном исковом заявлении расчета, в счет погашения земельного налога за 2014-2018 гг. и налога за имущество за 2018 г.
13.06.2020 налоговым органом вынесено требование № 41118 об уплате пени в размере 8833 руб. 76 коп. по недоимке по налогу за имущество и земельному налогу. По состоянию на 13.06.2020 г. за Кузнецовой Л.А. числится общая задолженность в сумме 29379 руб. 18 коп., в том числе по налогам 15418 руб.
Согласно представленного административным истцом расчета, содержащегося в административном исковом заявлении, периодом образования вышеуказанной суммы пени по земельному налогу является 2014-2018 гг., по налогу за имущество - 2018 г.
При этом, из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика требований об уплате недоимки по налогам за 2014-2017 года не направлялось, после уплаты налогоплательщиком задолженности по налогам во исполнение требования от 09.01.2020 № 691 требований об уплате недоимок или пени не выносилось.
На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей. (п. 1)
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование налогового органа от 13.06.2020 № 41118, в соответствии с которым произведен расчет пени, в том числе по недоимке за 2014-2017 гг. нельзя признать правомерным, поскольку требования об уплате такой недоимки в установленный срок не было сформировано, единственное требование об уплате задолженности по налогам по состоянию на 09.01.2020 содержало обязанность уплатить недоимку по налогам за 2018 год.
Сведения о наличии общей задолженности в размере 29379 руб. 18 коп., в том числе по налогам 15418 руб., содержащиеся в требовании от 13.06.2020 № 41118, носят справочный характер и не содержат информации о периодах и основаниях ее начисления.
Согласно административного искового заявления административный истец просит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 0,19 руб. за период с 13.06.2019 по 13.06.2020, недоимку по земельному налогу в размере 8971 руб. 58 коп. за период с 09.01.2019 по 13.06.2020.
Вместе с тем, представленные административным истцом карточки расчета с бюджетом Кузнецовой Л.А. содержат информацию о наличии задолженности за физическим лицом по земельному налогу в размере 29160 руб. 56 коп., по налогу на имущество физических лиц –пени в размере 5 руб. 61 коп., при этом, доказательств направления в адрес административного ответчика в установленном налоговым законодательством порядке требований с обоснованием расчетов вышеуказанной суммы, подлежащей взысканию, административным истцом не представлено, сведения, содержащиеся в карточках расчета с бюджетом о начислении налогоплательщику 01.01.2015, 03.03.2020 недоимки по налогам, принятых из другой КРСБ, не позволяют суду определить правомерность их образования.
При этом суд учитывает, что на основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).Пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).Пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 08.02.2007 № 381-О-П, от 17.02.2015 № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что начисление на данную недоимку пени, нельзя признать правомерным, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Кузнецовой Любови Александровне о взыскании пени по налогу на имущество и земельному налогу отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение пятнадцати дней со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2021 года.
Судья-подпись
Копия верна.
Судья Д.И. Баскаков