ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-2845/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
суда кассационной инстанции
10 ноября 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ждановича А.С.,
судей Максутовой С.Ж. и Синяева В.И.
при секретаре Чертыковцевой Ю.М.
с участием:
прокурора Толмосова И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Кошман Алексея Алексеевича на постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 30 января 2018 года и апелляционное постановление Самарского областного суда от 3 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Синяева В.И., позицию прокурора Толмосова И.В. полагавшего, что судебные решения подлежат отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ходатайства
Кошмана Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, осужденного ДД.ММ.ГГГГ Красноармейским районным судом <адрес> по п. «д» ч.2 ст. 117, п.п. «г, д» ч.2 ст. 127.2, ст. 139 ч.1 ст. 158, ч.3 ст. 69, 71 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с назначением, на основании ч.2 ст. 99, ч.1 ст. 104 УК РФ, принудительного лечения,
Об освобождении его от наказания в связи с болезнью.
Апелляционным постановлением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кошмана А.А. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Кошман А.А. просит отменить состоявшиеся судебные решения, считая их незаконными и необоснованными. Указывает, что суды, отказывая в удовлетворении его ходатайства, сослались в судебных решениях на основания, не предусмотренные законом и не учли наличие у него, Кошмана А.А., неизлечимого заболевания, препятствующего отбыванию им наказания. Ссылается на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания", согласно которому при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания.
Просит постановление и апелляционное постановление отменить, а его ходатайство удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения закона по делу установлены.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ определение суда, постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 397 УПК РФ суд в порядке исполнения приговора рассматривает вопросы об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ.
В силу ч. 2 ст. 81 УК РФ лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
В соответствии с ч. 6 ст. 175 УИК РФ осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об его освобождении от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст. 81 УК РФ.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1714-О и от 17 июля 2014 года N 1814-О, ч. 2 ст. 81 УК РФ призвана регулировать отношения между государством и лицом, осужденным к уголовному наказанию, на стадии исполнения приговора, и направлена на обеспечение реализации принципа гуманизма в уголовном законе.
Данная норма подлежит применению во взаимосвязи с положениями Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 54 (далее - Перечень заболеваний), и не предполагает принятия судом произвольного решения о возможности или невозможности освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 (в редакции от 17 ноября 2015 года) "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания. Рассматривая соответствующее ходатайство осужденного, суд оценивает медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, а также принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства.
К иным обстоятельствам, имеющим значение, по смыслу уголовного закона относятся поведение осужденного в период отбывания наказания, его отношение к проводимому лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, режимных требований исправительного учреждения, данные об его личности, наличие у него постоянного места жительства, родственников или близких ему лиц, которые могут и согласны осуществлять уход за ним.
Как следует из материала, суд, отказав осужденному в ходатайстве об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью, в обоснование принятого решения указал в постановлении, что неизлечимым заболеванием, имеющимся у Кошмана А.А., он страдал и до его осуждения, он не является лежащим больным, самостоятельно обслуживает себя в быту, не нуждается в уходе. Кроме того, суд также сослался на отсутствие у осужденного поощрений и наличие у него двух взысканий, которые не сняты и не погашены.
С таким решением суда согласился и суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, суды, принимая решение об отказе в удовлетворении ходатайства осужденного Кошмана А.А., не учли, что ни в Уголовном, ни в Уголовно-процессуальных кодексах Российской Федерации не содержатся указания на недопустимость освобождения от наказания по болезни по основаниям получения препаратов, поддерживающих жизнь осужденного и наличие того факта, что заболевание ранее учтено судом при вынесении приговора и назначении осужденному наказания.
Согласно заключению специальной медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного от ДД.ММ.ГГГГ №, Кошману А.А. поставлен диагноз: портальный цирроз печени (ПТБ с поражением воротной и селезеночной вен), класс «С» по Чайлд-Пью. Портальная гипертония: варикозное расширение вен пищевода III степени, расширение воротной вены, гепатоспленомегалия. Гиперспленизм. Хронический панкреатит. Хронический холецистит. Хронический гастродуоденит. Сросшийся перелом левой плечевой кости.
Имеющееся у Кошмана А.А. заболевание подпадает под п. 52 Перечня заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.05.2017 г. № 598), и является основанием для освобождения его от отбывания наказания.
Обоснованность и объективность указанного заключения сомнений у судов не вызвали. Не оспорены сделанные выводы и другими участниками судебного разбирательства.
Изложенные в постановлении выводы суда о том, что в отношении Кошмана А.А. отсутствуют основания для удовлетворения его ходатайства об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку осужденный страдал рядом тяжелых заболеваний еще до осуждения, сделаны без учета заключения медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заключения комиссии экспертов именно в связи с наличием тяжелого заболевания в стадии декомпенсации, отсутствием положительного эффекта от лечения, наличием высокого риска развития повторных кровотечений из варикозно расширенных вен пищевода больной представлен на специальную медицинскую комиссию как страдающий тяжелым, неизлечимым заболеванием, препятствующим отбыванию наказания.
При этом ранее у осужденного, согласно заключению экспертов, был установлен диагноз - цирроз печени. В настоящее время у Кошмана А.А. выявлено заболевание-портальный цирроз печени (ПТБ с поражением воротной и селезеночной вен) класс С по Чайлд-Пью.
Без оценки заключения комиссии экспертов об имеющемся у Кошмана А.А. тяжелом заболевании, а также мнения врача Курмашевой Д.И. об удовлетворении ходатайства об освобождении Кошмана А.А. от отбывания наказания в связи с тем, что действительно цирроз печени был поставлен Кошману А.А. до осуждения, однако в настоящее время установлена тяжелая степень заболевания, судом сделан вывод об отсутствии безусловных оснований для удовлетворения ходатайства осужденного по тем основаниям, что в местах лишения свободы он, Кошман А.А., передвигается самостоятельно и обслуживает себя в быту.
Помимо этого, суд не исследовал и не дал оценки следующим обстоятельствам: какие результаты дает лечение, прогрессирует ли выявленное у осужденного заболевание, возможно ли ухудшение состояния здоровья осужденного, течение заболевания, а также препятствует ли имеющееся у Кошмана А.А. заболевание дальнейшему отбыванию наказания.
Таким образом, суд, указав в постановлении на наличие у Кошмана А.А. тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания, тем не менее, фактически не привел в постановлении суждения о том, почему указанное обстоятельство в совокупности с иными данными, свидетельствующими о неизлечимости заболевания осужденного и отсутствия у него реальной возможности исполнить назначенное судом наказание, не является основанием для освобождения его от наказания в соответствии с ч.2 ст. 81 УК РФ.
Указанные нарушения уголовно-процессуального закона, выразившиеся в отказе об освобождении от наказания в связи с болезнью по основаниям, не указанным в законе, являются существенными, повлияли на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, которое в связи с этим подлежит отмене, а материал судебного производства - направлению на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные решения, судебная коллегия с учетом положений закона о недопустимости предрешения выводов, которые могут быть сделаны судом при повторном рассмотрении материала судебного производства, не может высказывать суждения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, которые подлежат проверке при новом рассмотрении материала судебного производства по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
постановление Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Судебный материал по ходатайству осужденного Кошмана Алексея Алексеевича направить на новое рассмотрение в Куйбышевский районный суд <адрес> в ином составе суда.
Кассационную жалобу осужденного Кошмана Алексея Алексеевича удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий А.С. Жданович
Судьи С.Ж. Максутова
В.И.Синяев