Судья Замотринская П.А. Дело № 33-5116/2024
(№ 2-3700/2023)
64RS0004-01-2023-003735-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2024 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области, действующего в интересах ФИО1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика ОСФР по Саратовской области – Гришиной Ю.М., поддержавшей доводы жалобы, представителя процессуального истца Лужковой Н.Д., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на основании обращения ФИО1 по вопросу нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В процессе проверки установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1926.4.64/2022 от 14 ноября 2022 года ему рекомендовано следующее техническое средство реабилитации – очистители для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки. <дата> ФИО1 обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению средствами реабилитации, в том числе, очистителями для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки. Однако до настоящего времени, в нарушение вышеуказанного законодательства ФИО1 очистителями для кожи в форме салфеток, не обеспечен, что грубо нарушает права инвалида и лишает его возможности проведения реабилитационных мероприятий. Кроме того, в виду длительного отсутствия у ФИО1 технических средств реабилитации - очистителями для кожи в форме салфеток, инвалид 1 группы испытывает нравственные и физические страдания.
Полагая права инвалида ФИО1 нарушенным, заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области, действуя в его интересах, обратился в суд, который просил возложить на ОСФР по Саратовской области обязанность обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации – очистителями для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 1926.4.64/2022 от 14 ноября 2022 года; взыскать с ОСФР по Саратовской области компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2023 года принят отказ заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области от исковых требований в части возложения на ОСФР по Саратовской области обязанности обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации – очистителями для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 1926.4.64/2022 от 14 ноября 2022 года, в связи с добровольным удовлетворением требований, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2023 года исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично; с ОСФР по Саратовской области в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Саратовской области просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в иске, в обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Указывает, что до вынесения решения ФИО1 был обеспечен всеми техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 14 ноября 2022 года. Полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Балаково Саратовской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.ст. 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно ст. 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ФИО1 является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 10-12).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1926.4.64/2022 от 14 ноября 2022 года инвалиду 1 группы ФИО1, <дата> года рождения, рекомендовано техническое средство реабилитации – очистители для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки (л.д. 10-12).
29 ноября 2022 года ФИО1 в адрес ОСФР по Саратовской области подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой с реабилитации № 1926.4.64/2022 от 14 ноября 2022 года, в том числе - очистителями для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки (л.д. 68-69).
Согласно материалам дела 06 сентября 2023 года ответчиком было выдано направление истцу на получение указанного технического средства реабилитации. Позже истцу было передано техническое средство реабилитации – очистители для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки, 09 октября 2023 года, что подтверждается актом приёма-передачи № 20 158 от 09 октября 2023 года.
20 октября 2023 года ответчиком было выдано направление истцу на получение указанного технического средства реабилитации. Позже истцу было передано техническое средство реабилитации – очистители для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. из расчета 1 шт. в сутки, 26 октября 2023 года, что подтверждается актом приёма-передачи № 21 997 от 26 октября 2023 года.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции установлено, что ответчиком существенно нарушен срок обеспечения истца-инвалида техническими средствами реабилитации, техническое средство реабилитации выдано инвалиду спустя более чем 09 месяцев после его обращения с заявлением.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции не оспаривались и подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что инвалид ФИО1, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническим средствами реабилитации, не был длительное время обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, с 2022 года. При этом суд указал, что реализация права получение компенсации за приобретенные самостоятельно технические средства реабилитации не ставится в зависимость от обстоятельств, на которые указывает ОСФР по Саратовской области. Установив, что ОСФР по Саратовской области были нарушены права инвалида по своевременному обеспечению его средствами реабилитации, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Между тем, абзац 1 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно абзаца 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 года № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р к техническим средствам реабилитации относится, в том числе, защитная пленка в форме салфеток, очиститель для кожи в форме салфеток.
Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, является правом, а не обязанностью инвалида.
Определяя размер подлежащей взысканию с ОСФР по Саратовской области в пользу ФИО1 в связи длительным не исполнением ответчиком обязанности по обеспечению истца средствами реабилитации компенсации морального вреда в размере 1 000 руб., суд первой инстанции указал, что учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы ответчика, что нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, в принципе не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов в указанной части, судебной коллегией отклоняются, равно как и доводы об отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав истца.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах ФИО1 с требованием о компенсации морального вреда, ссылался на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Так ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абз. 2 п. 2абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы ответчика, доводы жалобы основаны на неправильном толковании законодательства и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: