Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Красногвардейский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи С.С. Зубовича,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием помощника прокурора
<адрес> Республики Адыгея ФИО4,
представителя ответчика –
администрации МО «<адрес>» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрации МО «<адрес>» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в Красногвардейский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав детей на безопасные условия обучения, принятия мер, направленных на выполнение требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой в деятельности МБДОУ «Детский сад № «Чайка» выявлены нарушения законодательства в данной сфере. В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № «Чайка», присвоена 4 категория опасности. Кроме того выявлены нарушения закона, а именно в нарушение п. «д» ч. 24 Постановления №, в учреждении образования не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «<адрес>» и заведующей МБДОУ «Детский сад № «Чайка» внесено представления об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не в полном объеме. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрацией МО «<адрес>» не соблюдены. На основании вышеизложенного просил:
- признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по устранению нарушений по представлениям прокуратуры <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства, необходимые для обеспечения МБДОУ «Детский сад № «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- обязать МБДОУ «Детский сад № «Чайка», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточнил исковые требования в части и просил обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства, необходимые для обеспечения МБДОУ «Детский сад № «Чайка», системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» ФИО5 в судебном заседании с учетом уточнений иска, не возражала против его удовлетворения.
Представитель ответчик МБДОУ «Детский сад № «Чайка» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания. Предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора к МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрации МО «<адрес>» о признании незаконным бездействия и понуждению к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральным законом № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35 -ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения зашиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. «д» ч. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктами 1, 7, 12 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере их деятельности, а также формы паспорта безопасности этих объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Постановление №).
В соответствии с п.п. 6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения прав детей на безопасные условия обучения, в результате которой выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. «д» ч. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором в адрес заведующей МБДОУ «Детский сад № «Чайка» было направлено представление об устранении указанных нарушений.
Из ответа заведующей МБДОУ «Детский сад № «Чайка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доводы прокуратуры <адрес> признаны законными и обоснованными.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников образовательного учреждения и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую защищенность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «<адрес>», являющейся учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
Суд также приходит к выводу о том, что МБДОУ «Детский сад № «Чайка» не выполняет обязанность по установки систем оповещения и управления эвакуацией, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад № «Чайка» обеспечить установку систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрации МО «<адрес>» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад № «Чайка» и администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по устранению нарушений по представлению прокуратуры <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства, необходимые для обеспечения МБДОУ «Детский сад № «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МБДОУ «Детский сад № «Чайка», расположенное по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: