ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2022 года дело № 33-3251/2022 (2-2896/2022)
Судья Прокосова М.М.
УИД 04RS0018-01-2022-003576-53
поступило 18 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии: Холонгуевой О.Р., Кушнаревой И.К.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по иску Челночкова Александра Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N 2» УФСИН России по Республике Бурятия о восстановлении в очереди, по апелляционной жалобе представителя истца Челночкова А.Н. – Андриевского А.М. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июня 2022 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Челночков А.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N 2» УФСИН России по Республике Бурятия (далее – ФКУ ИК-2), просил отменить решение жилищно – бытовой комиссии (далее – ЖБК) о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ЖБК восстановить его с 1 февраля 2005 года в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить его в сводный список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Исковые требования мотивированы тем, что истец работал в ФКУ ИК-2 в период с 6 февраля 1997 года по 29 февраля 2008 года. В феврале 2005 года поставлен ответчиком на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением ЖБК от 4 февраля 2022 года исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с неправомерной постановкой на учет. Считает данный отказ незаконным, так как предложенная ответчиком формулировка обоснования к принятому решению не может быть принята как основанная на законе. Неправомерные действия должностных лиц при принятии решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в жилье могут влечь неблагоприятные последствия для этого гражданина лишь в случае выявления в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием его принятия на учет. Формальные нарушения со стороны должностных лиц не могут являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Челночков А.Н. не явился, извещен.
Представитель истца Челночкова А.Н. по доверенности (л.д. 19) Андриевский А.М. иск поддержал, дополнительно пояснил, что учреждением пропущены сроки снятия с учета, так как о нарушении, допущенном должностными лицами, и об отсутствии оснований для постановки Челночкова А.Н. на учет учреждению было известно с момента постановки на учет. При этом законом предусмотрен 30-дневный срок для снятия с учета гражданина, не имеющего права состоять на соответствующем учете. Более того, у Челночкова А.Н. не имеется жилья, он не где не зарегистрирован, в связи с чем снятие его с учета нарушает его жилищные права и право на улучшение жилищных условий, ЖБК было известно о его положении.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 по доверенности (л.д. 48) Борисова О.В. иск не признала, пояснила, что при подготовке учетного дела Челночкова А.Н. выявлен факт неправомерной постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на момент постановки на учет, истец был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем супруге истца по адресу: <...>, общей площадью 77,9 кв.м., согласно техническому паспорту нежилого здания, изготовленному по состоянию на 1996 год, принадлежащего бывшей жене ФИО1. В указанном помещение на регистрационном учете значилось 4 человека, то есть на каждого зарегистрированного приходилось по 19,48 кв..м жилого помещения, что превышало установленную в то время учетную норму жилой площади на каждого проживающего – 7 кв.м., жилой дом является совместно нажитым супругами Челночковыми имуществом. Добровольный отказ от пользования данным жилым помещением свидетельствует о намеренном создании нуждаемости в жилье, следовательно, должностные лица, входящие в ЖБК неправомерно приняли решение о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Челночкова А.Н. – Андриевский А.М., представивший диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 90), просит решение суда отменить, требования иска удовлетворить, приводит вновь обстоятельства, указанные в иске, также указывает, что суд неправомерно пришел к выводу о наличии в собственности у бывшей супруги Челночкова А.Н. помещения по адресу: <...>, жилой площадью 57,9 кв.м., так как право собственности возникает с момента его государственной регистрации, а типовой договор 1993 года не подтверждает возникновение права собственности, считает, что в отношении 30-дневного срока судом также сделан ошибочный вывод о том, что срок не является пресекательным, так как в норме закона указано, что решение должно быть принято не позднее 30-ти рабочих дней, законность решения должностных лиц ЖБК ответчика о постановке Челночкова А.В. на учет неоднократно проверялось, в том числе судебными органами в 2012 году, когда истца также незаконно снимали с учета, однако ответчик не указывал на наличие ошибок должностных лиц, допущенных при постановке на учет нуждающихся.
Ответчик ФКУ ИК-2 представил возражения по доводам жалобы, где приведены те же доводы и обстоятельства, на которые представитель ответчика ссылался в суде первой инстанции, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Челночкова А.Н. – Андриевский А.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что истец является пенсионером, 17 лет состоял на учете, претензий по поводу недостоверности сведений к нему не предъявлялись, с супругой брак расторгнут в 2002 году, с этого времени он не проживал в с Новоильинск, но сохранял регистрацию, помещение магазина принадлежало супруге, которая занималась бизнесом вместе с братом, это был бизнес ее семьи, право было зарегистрировано в 2006 году, супруга при жизни подарила помещение внуку, который его продал.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 Борисова О.В., представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 49-50) по доводам жалобы возражала, не смогла пояснить, почему ранее не обращалось внимание на то, что Челночков А.Н. имеет право пользования жилым помещением, пояснила, что с каждым годом к очередникам более пристальное внимание, при постановке на учет не было определено место проживания, конкретная жилая площадь, имущество было не зарегистрировано, с 2006 года у истца не было жилья, согласилась с тем, что орган должен самостоятельно проверить сведения.
Истец Челночков А.Н. в суд не явился, извещен, об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой кой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
В соответствии с абзацами 3, 5 подп. "а" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, граждане, уволенные со службы из органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания, гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на 1 января 1987 года, утвержденных Постановлением Совета Министров и Совета Профсоюзов Бурятской АССР от 20 февраля 1987 года N 48 (далее – Правила учета граждан N 48), действовавших на момент постановки Челночкова А.Н. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров жилой площади.Нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.29 ЖК РСФСР признавались в том числе граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 283-ФЗ), в предмет регулирования которого входят вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ, согласно которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, в том числе, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Как следует из материалов дела, что Челночков А.Н. проходил службу в должности младшего инспектора 1 категории группы надзора отдела безопасности ФГУ ИК-2, уволен 29 февраля 2008 года по достижении предельного возраста. Стаж работы в органах уголовно-исполнительной системы составил 11 лет 23 дня, в льготном исчислении – 16 лет 5 месяцев 24 дня, общий трудовой стаж – 28 лет 11 месяцев 24 дня (л.д. 6).
Истец Челночков А.Н. состоял в зарегистрированном браке с ФИО1 с 1078 года.
Заочным решением мирового судьи судебного участка N 2 Заиграевского района Республики Бурятия от 17 мая 2002 года брак между Челночковым А.Н. и ФИО1 расторгнут.
В решении мирового судьи указано, что супруги не проживают с 1998 года (л.д. 58).
По сведениям, содержащимся в паспорте Челночкова А.Н., он был зарегистрирован по месту жительства в п. <...>, с 25 апреля 1996 года. Снять с регистрационного учета по данному адресу 4 июля 2006 года (л.д. 16).
Решением ЖБК ИК-2, оформленным протоколом от 14 февраля 2005 года N 2, Челночков А.Н. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проживающее длительное время на условиях найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющего другой жилой площади (л.д. 7).
В протоколе указано, что Челночков А.Н. своего жилья не имеет, в настоящее время прописан по адресу: с. <...>, с ним вместе прописаны жена ФИО1., дочь ФИО2., дочь ФИО3., Челночков А.Н. разведен, дочери проживают отдельно, имеет состав семьи 1 человек.
Протоколом заседания ЖБК ФКУ ИК-2 от 25 сентября 2006 года N 2 вторично принято решение поставить в очередь на улучшение жилищных условий Челночкова А.Н., так как собственного жилья не имеет (л.д. 10).
Из протокола следует, что в августе 2005 года всем сотрудникам и ветеранам учреждения были направлены уведомления о том, что в срок до 1 сентября 2005 года предоставить в ЖБК полный пакет документов, необходимый для того, чтобы состоять в очереди. Рекомендовано поставить и оставить в очереди на улучшение жилищных условий Челночкова А.Н., который имеет полный пакет документов и не имеет собственного жилья.
В марте 2008 года Челночков А.Н. обратился в ФКУ ИК-2 с заявлением о включении его кандидатом для участия в программе «Государственные жилищные сертификаты» (л.д. 21).
Протоколом заседания ЖБК ИК-2 от 25 марта 2008 года N 7 принято решение о включении в список кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» (л.д. 9).
Иных сведений о регистрации по месту жительства не имеется.
Как указано в решении суда первой инстанции, 5 апреля 2012 года Челночков А.Н. был исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 августа 2016 года Челночков А.Н, восстановлен в списках на улучшение жилищных условий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 января 2022 года установлен факт постоянного проживания Челночкова А.Н. на территории Республики Бурятия.
4 марта 2022 года ЖБК ФКУ ИК-2 принято решение о снятии Челночкова А.Н. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерной постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 1 февраля 2005 года.
Как следует из выписки из протокола N 3 от 4 марта 2022 года заседания ЖБК на дату подачи рапорта -1 февраля 2005 года Челночков А.Н. был зарегистрирован по месту жительства в п. <...>. Согласно копии домовой книги в доме по указанному адресу на дату постановки на учет зарегистрировано 4 человека. По данным технического паспорта, изготовленного по состоянию на 26 февраля 1996 года, поступившего в адрес ФКУ ИК-2 21 декабря 2021 года разрешение на строительство жилого дома с пристроем магазина по адресу: <...>, было выдано 11 мая 1995 года Инспекцией государственного архитектурного строительного контроля Исполнительного комитета Заиграевского Совета депутатов трудящихся. По указанному адресу построено нежилое помещение, в котором находился магазин с жилыми помещениями, жилая площадь составляла 77,9 кв.м. (л.д. 23-46). На каждого зарегистрированного приходилось 19,48 кв.м., что выше учетной нормы в 7 кв.м. на одного человека, установленной Правилами учета граждан N 48.
В связи с изложенным ЖБК пришла к выводу, что по состоянию на момент постановки Челночкова А.Н. на учет, обеспеченность его превышала установленную учетную норму, необходимую для решения вопроса о постановке гражданина в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, что являлось основанием для отказа в постановке на учет (л.д. 64-65).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что истец на момент постановки на учет был зарегистрирован в жилом помещении в здании по адресу: <...>, находившемся в собственности супруги истца ФИО1 на основании типового договора от 21 мая 1993 года, в котором жилая площадь составляла 57,9 кв.м. и на каждого из четверых зарегистрированных в этом помещении человек приходится 14,47 кв.м., что более учетной нормы, пришел к выводу, что Челночков А.Н. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Отклоняя доводы истца о пропуске ФКУ ИК-2 30-дневного срока, установленного законом для принятия решения о снятии гражданина с учета нуждающихся, суд указал, что данный срок не является пресекательным, запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении названного срока законом не установлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Как указал Верховный Суд РФ в своем определении от 5 сентября 2018 года N 78-КГ18-28 ЖК РФ установлены требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соблюдение которого подлежит проверке.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; решения о снятии с указанного учета граждан должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Между тем, обжалуемое решение суда первой инстанции выводы относительно соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, в частности срока его принятия, обстоятельств выявления нарушения, отсутствуют.
Для установления указанных обстоятельств судебной коллегией запрошено у ответчика учетное дело Челночкова А.Н., документы которого частично приобщены к материалам гражданского дела.
Из материалов учетного дела установлено, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях представлены сведения о регистрации по адресу: <...>, типовой договор, заключенный в мае 1993 года между администрацией Заиграевского района и ФИО1 о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности площадью 56 кв.м. на отведенном земельном участке в п. <...>, с правом возведения на этом же участке магазина (оборот л.д. 44 – 46), справка о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31 января 1996 года, выданная ФИО1 (л.д. 43), технический паспорт, составленный по состоянию на 1996 год (л.д. 37 – 42).
Приведенные документы из четного дела не приобщались, поскольку уже имеются в материалах гражданского дела.
Кроме того, комиссией проверялись жилищные условия Челночкова А.Н., и актом от 10 февраля 2005 года было установлено, что жилой дом, в котором проживает ФИО1, имеет площадь 120 кв.м., в доме зарегистрировано 4 человека.
Решением ЖБК от 14 февраля 2005 года Челночков А.Н. был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не имеющий своего жилья.
В 2006 году проводилась проверка обоснованности нахождения в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, всем очередникам были направлены уведомления о необходимости предоставления полного пакета документов.
Как следует из протокола заседания ЖБК от 25 сентября 2006 года, Челночков А.Н. представил полный пакет документов. В том числе им были предоставлены свидетельство о расторжении брака, договор от 7 октября 2005 года аренды жилья по адресу: <...>, сведения о регистрации по данному адресу, о собственнике квартиры, а также технических паспорт нежилого помещения с жилыми помещениями в своем составе от 1996 года по адресу: <...>, справку о зарегистрированных на жилой площади по данному адресу, сведения об отсутствии у него других жилых помещений, справка о проживании в общежитии университета. Жилищные условия Челночкова А.Н. в съемном жилье проверялись комиссией, составлен акт от 11 сентября 2006 года.
По представленным документам ЖБК вновь принято решение 25 сентября 2006 года о сохранении за Челночковым А.Н. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В марте 2008 года Челночков А.Н. обратился с ЖБК заявлением о включении его в Президентскую программу «Государственные жилищные сертификаты» и вновь предоставил полный пакет документов, а также новый технический паспорт нежилого здания магазина по ул. <...>, составленный по состоянию на 23 ноября 2006 года, из которого следует, что в составе здания построено 4 жилых комнаты общей площадью 77,9 кв.м., а также кухня, ванная, туалет, прихожая и подсобное помещение, общая площадь жилой части здания с помещениями вспомогательного назначения составила 115,6 кв.м.
С учетом представленных Челночковым А.Н. документов решением ЖБК от 25 марта 2008 года он был включен в список кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты». При этом комиссия установила, что Челночков А.Н. подпадает под необходимые требования, свои жилищные условия не улучшил.
Согласно техническому паспорту нежилого здания магазина по ул. <...>, составленному по состоянию на 23 апреля 2007 года, здание подверглось перепланировке, осталось 3 жилых комнаты, помещения вспомогательного назначения не изменились, однако уменьшена площадь кухни, в результате общая площадь жилой части здания составила 94,5 кв.м., из нее жилая площадь – 57,9 кв.м. остальное здание занято помещениями магазина.
Решением ЖБК, оформленным протоколом от 5 апреля 2012 года Челночков А.Н. снят с учета, в связи с тем, что с 2008 года документы по ЖБК не обновлялись.
По обращению Челночкова А.Н. о восстановлении в очереди в 2015 году, проведена служебная проверка правомерности снятия его с учета.
Комиссией проверены все документы, имеющиеся на тот момент в учетном деле Челночкова А.Н.
22 января 2015 года дано заключение о неправомерности снятии Челночкова А.Н с учета по основаниям, указанным в решении ЖБК, решение вопроса о возможности восстановления в очереди отложено до предоставления Челночковым А.Н. запрошенных документов.
В заключении комиссии перечислены документы, имеющиеся в материалах дела, в том числе акт проверки жилищных условий в доме по ул. <...> 2005 года, типовой договор на строительство 1993 года, выписка из технического паспорта на здание по данному адресу.
Несмотря на то, что в перечисленных документах отсутствует указание на технический паспорт 1996 года, 2006 года, данные документы в учетном деле имеются, скреплены в хронологическом порядке, копия технического паспорта 1996 года представлялась дважды.
Как видно из пояснений Челночкова А.Н. к списку запрошенных документов выяснялся вопрос о принадлежности дома в п. <...>).
По данному вопросу Челночков А.Н. пояснил, что дом в с. <...> принадлежал и принадлежит на праве собственности бывшей супруге ФИО1., дом построен ее родителями на их средства, прав на него у Челночкова А.Н. нет, регистрацию в доме сохранял, так как не имел возможности зарегистрироваться в другом жилом помещении.
После предоставления Челночковым А.Н. документов, запрошенных комиссией, вопрос о восстановлении его в очереди не рассматривался.
Решение жилищно-бытовой комиссии от 5 апреля 2012 года оспорено Челночковым А.Н. в судебном порядке.
При рассмотрении дела представитель ФКУ МК-2 ссылался на незаконность постановки Челночкова А.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия сведений о его постоянном проживании на территории г. Улан-Удэ.
Иных доводов необоснованной постановки Челночкова А.Н. на учет не приводилось.
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 августа 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2016 года исковые требования Челночкова А.Н. удовлетворены частично, Челночков А.Н. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-2.
В 2017 году Челночков А.Н. обращался в ФКУ ИК-2 с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Вновь ответчиком проводилась проверка.
В ноябре 2021 года вновь инициирована проверка документов Челночкова А.Н. Вновь запрошены документы технической инвентаризации нежилого здания по адресу: п. <...>, правоустанавливающие документы.
В учетном деле представлены сведения о смерти ФИО1 20 декабря 2017 года, сведения Росреестра о том, что собственниками нежилого здания магазина с 3 ноября 2021 года являются другие лица – Матвеева М.С., несовершеннолетние Егоровы.
Согласно протоколу от 4 апреля 2022 года N 3 решением ЖБК ФКУ ИК-2 Челночков А.Н. снят с учета на основании п. 6 ч. 1 стю 56 ЖК РФ, в связи с неправомерной постановкой на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 1 февраля 2005 года, поскольку на момент постановки его на учет, обеспеченность Челночкова А.Н. жильем превышала установленную учетную норму, необходимую для решения вопроса о постановке гражданина в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, что являлось основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из приведенных документов следует, что на протяжении 17 лет Челночков состоял на учете и обоснованность постановки его на учет неоднократно проверялась ответчиком ФКУ ИК-2.
Данные о регистрации Челночкова А.Н. по адресу: п. <...>, и площади жилых помещений по данному адресу были достоверно известны ЖБК ФКУ ИК-2 с момента постановки на учет. Тем не менее, он был поставлен на учет нуждающихся, как лицо, длительное время проживающее на условиях найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющего другой жилой площади.
Фактов сокрытия истцом Челночковым А.Н. обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о его признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, не установлено и ответчик на такие факты не ссылался.
Из изложенного, следует, что срок принятия решения о снятии Челночкова А.Н. с учета, установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, ответчиком значительно нарушен.
При таких обстоятельствах принятие жилищной комиссией ФКУ ИК-2 без установления каких-либо ранее не известных сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав истца Челночкова А.Н., фактически дезавуирует ранее совершенные ответчиком действия по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Данное толкование закона согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, частей 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Данной правовой позиции придерживается и Верховный Суд РФ (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2020 года N 225-КА20-2).
Доводы ответчика о том, что на момент постановки Челночкова А.Н. на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он проживал в помещении по ул. <...>, и предположения, что данное имущество являлось совместно нажитым с супругой ФИО1, доказательствами не подтверждены.
Напротив, решением ЖБК ФКУ ИК-2 от 14 февраля 2005 года, решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 августа 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2016 года, подтверждается, что истец Челночков А.Н. был поставлен на учет на основании ст. 29 ЖК РСФСР (п. 6).
До настоящего времени истец Челночков А.Н. проживает в съемном жилье, основания при которых он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утрачены.
То, что помещение по ул. <...>, являлось совместно нажитым имуществом, ничем не устанавливалось, а предположения ответчика по этому поводу не могут являться бесспорным доказательством.
Таким образом, по истечении семнадцатилетнего срока с момента постановки на учет, обеспеченность истца Челночкова А.Н. жилым помещением более учетной нормы при отсутствии злоупотребления правом (недобросовестности) истца не могло служить основанием для снятия его с жилищного учета. Оснований для выводов о правомерности снятия Челночкова А.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда по доводам апелляционной жалобы подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июня 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
Отменить решение жилищной комиссии о снятии Челночкова Александра Николаевича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного протоколом заседания жилищной комиссии ФКУ «Исправительная колония N 2» УФСИН России по Республике Бурятия. Восстановить Челночкова Александра Николаевича с 1 февраля 2005 года в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить его в сводный список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Председательствующий:
Судьи коллегии: