№2а-4241/2020
10RS0011-01-2020-004595-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску к Серовой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по налогам и сборам,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее – административный истец, ИФНС России по г. Петрозаводску, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Серовой Ирине Владимировне (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 гг. и пени, а также недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 гг. и пени. Административный иск предъявлен по тем основаниям, что административный ответчик в спорный период являлся собственником квартиры, садового домика, земельного участка. Налогоплательщик обязан был уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц, однако обязанность по уплате налогов им исполнена не была. Налоговыми уведомлениями ответчику было предложено в добровольном порядке уплатить налоги, требованиями было предложено оплатить налоги и пени за просрочку уплаты налога. Требование налогового органа налогоплательщиком исполнено не было, в связи с этим административный истец просит взыскать с административного ответчика в судебном порядке недоимку: по земельному налогу за 2015 год в сумме 333,00 руб. и пени в размере 34,82 руб.; по земельному налогу за 2016 год в сумме 1177,00 руб. и пени в сумме 06,09 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2014 год (ОКТМО 86701000) – 8176,00 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (ОКТМО 86701000) – 12503,00 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год (ОКТМО 86701000) – 10866,00 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (ОКТМО 86615415) – 31,00 руб. и пени 0,16 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год (ОКТМО 86615415) – 36,00 руб. и пени 0,19 руб..
Определением суда от 01.10.2020 производство по делу прекращено в части требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 год ОКТМО 86701000 в размере 8175 рублей по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ (имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям); в части требования о взыскании земельного налога за 2015, 2016 год и пени, требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 года ОКТМО 86615415, пени прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных исковых требований.
Представитель административного истца Лазарева Н.П., действующая на основании доверенности в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Административный ответчик в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена судом надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогообложение земельных участков предусмотрено главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Ставки земельного налога на территории п.Гирвас определены решением №4 Совета Гирвассакого сельского поседения Кондопожского муниципального района от 12.11.2010.
Судом установлено, что по сведениям регистрирующих органов Серова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес> (кадастровая стоимость 199965 руб. в 2015 г., 470955 руб. в 2016 г., доля в праве 5/6, налоговая ставка 0,30; 8/12 месяцев владения в 2015 году, 12/12 месяцев владения в 2016 году)
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, предусматривающее определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
Согласно части 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500000 рублей - ставка налога свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Петрозаводского городского совета 2 сессии 28 созыва от 24.11.2016 года № 28/02-28 ставки налога установлены в следующих размерах:
с 01.01.2015 по 31.12.2015:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) |
Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно |
0,1 процента |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно |
0,3 процента |
Свыше 500 000 до 600 000 рублей включительно |
0,3 процента |
Свыше 600 000 рублей |
2,0 процента |
с 01.01.2016 по 31.12.2016:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) |
Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно |
0,1 процента |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно |
0,3 процента |
Свыше 500 000 до 700 000 рублей включительно |
0,3 процента |
Свыше 700 000 рублей |
1,5 процента |
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения стоимости имущества на долю в праве собственности и на ставку налога, с учетом льгот и количества месяцев владения.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.
По сведениям регистрирующих органов, представленных в ИФНС России по г. Петрозаводску административный ответчик в 2014, 2015, 2016 гг. являлся собственником объектов недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> (расчет суммы налога за 2014 год: налоговая база (инвентаризационная стоимость) - 654560 руб., доля в праве 5/6, налоговая ставка 1,5 %, 12 мес. владения; расчет суммы налога за 2015 год: налоговая база (инвентаризационная стоимость) - 750207 руб., доля в праве 5/6, налоговая ставка 2 %, 12 мес. владения; расчет суммы налога за 2016 год: налоговая база (инвентаризационная стоимость) – 869246 руб., доля в праве 5/6, налоговая ставка 1,5 %, 12 мес. владения).
В 2015, 2016 году административный ответчик также являлся собственником садового домика в садоводческих товариществах, расположенного в <адрес> (расчет налога за 2015 год: налоговая база (инвентаризационная стоимость) –36870 руб., доля в праве 5/6, налоговая ставка 0,1 %, 12 мес. владения), налоговая база (инвентаризационная стоимость) – 42720 руб., доля в праве 5/6, налоговая ставка 0,1 %, 12 мес. владения).
Налоговым уведомлением от 05.08.2016 № 64146437 Серовой И.В. было предложено уплатить земельный налог за 2015 год и налог на имущество физических лиц за 2015 год в срок до 01.12.2016.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что по состоянию на 01.11.2017 за ответчиком числилась задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, в связи с чем Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование №22669 об уплате в срок до 26.12.2017 недоимки по налогам за 2015 год и пени за период со 02.12.2016 по 31.10.2017.
Налоговым уведомлением от 09.09.2017 № 156629564 Серовой И.В. было предложено уплатить земельный налог и налог за имущество физических лиц за 2014, 2016 гг. в срок до 01.12.2017.
По состоянию на 21.12.2017 за ответчиком числилась задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, в связи с чем Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование №28998 об уплате в срок до 22.02.2018 недоимки по налогам за 2014, 2016 гг. и пени за период с 02.12.2017 по 20.12.2017.
Требования налогового органа административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Тем не менее, налог на имущество физических лиц за 2015 год (ОКТМО 86701000) в сумме 12503,00 руб. Серовой И.В. ранее был исчислен налоговым уведомлением от 10.01.2017 №154127386 со сроком уплаты до 15.03.2017.
Требованием от 28.05.2017 №19996 Серовой И.В. было предложено уплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени в срок до 21.07.2017 г.. Требование налогоплательщиком исполнено не было. С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №13 г.Петрозаводска о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по требованию от 28.05.2017 налоговый орган не обращался, в связи с чем право такое взыскание им утрачено. Правовых оснований для повторного начисления либо перерасчета налога на имущество физических лиц за 2015 год по делу не установлено. Налог был исчислен своевременно, срок на его взыскание, исходя их сроков выставления соответствующих налоговых уведомлений и требования за 2015 год, к моменту обращения с настоящим иском в суд истек.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №13 - 10.05.2018 г.
17.05.2018 мировым судьей судебного участка №13 г. Петрозаводска вынесен судебный приказ о взыскании с Серовой И.В. недоимки по налогам и пени.
На основании возражений административного ответчика судебный приказ был отменен, о чем 26.11.2019 мировым судьей было вынесено соответствующее определение.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 16.05.2020 (согласно почтовому оттиску на конверте), то есть в установленный законом срок.
Исходя из материалов дела, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 г.Петрозаводска от 20.06.2016 с Серовой И.В. в пользу налогового органа была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год ОКТМО 867001000 в сумме 8175 руб., в связи с чем взысканию по настоящему делу подлежит недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 1 рубль.
Установив изложенные выше обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного искового заявления.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Серовой Ирины Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (ИНН <данные изъяты>), проживающей по адресу: <адрес>, в бюджет недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год 1 рубль, за 2016 год 10866 рублей.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Серовой Ирины Владимировны в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 434,68 руб..
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
13.10.2020