8
судья: С.А. Кузнецова
гражданское дело №33-24929
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 30 сентября 2014 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Д.М. Харитонова, В.В. Лукьянченко,
при секретаре А.В. Мигель,
с участием прокурора О.Н. ***,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе А.С. *** на решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2014 года по делу по заявлению А.С. *** к председателю Территориальной избирательной комиссии района Теплый стан г. Москвы, председателю Участковой избирательной комиссии № 2350 г. Москвы о признании незаконным решения, связанного с не включением его в список избирателей, внесении в список избирателей, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.С. *** обратился в суд с указанным выше заявлением к председателю Территориальной избирательной комиссии района Тёплый стан г. Москвы, Участковой избирательной комиссии № 2350 г. Москвы, ссылаясь на то, что ему необоснованно отказано во включении в список избирателей, несмотря на предъявление паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства.
Решением Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2014 года отказано в удовлетворении требований А.С. *** о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии района Теплый стан г. Москвы и включении в списки избирателей.
В апелляционной жалобе А.С. *** ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора О.Н. ***, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что А.С. *** 26 февраля 2014 года снят с регистрационного учёта в квартире ***г. Москвы, в связи с чем он не был включён в списки избирателей, которым располагала Участковая избирательная комиссия № 2350 г. Москвы.
13 сентября 2014 года А.С. *** обратился с заявлениями в Участковую избирательную комиссию № 2350 г. Москвы, в Территориальную избирательную комиссию района Теплый стан г. Москвы с заявлением, в котором просил включить его в списки избирателей как лицо, зарегистрированное по указанному выше адресу с *** года (л.д. 7, 8).
Решением Участковой избирательной комиссии № 2350 г. Москвы жалоба А.С. *** отклонена, поскольку при проверке заявления установлено, что согласно справке, выданной председателем Территориальной избирательной комиссии района Теплый стан г. Москвы, А.С. *** в г. Москве не зарегистрирован (л.д. 38, 23).
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.
В деле имеется копия заявления А.С. *** о снятии с регистрационного учёта в г. Москве, *** (л.д. 18), адресный листок убытия (л.д. 19).
В заявлении о снятии с регистрационного учёта указано, что А.С. *** намерен зарегистрироваться в г. Иваново, *** (л.д. 18).
В выписке из домовой книги по адресу регистрации А.С. ***, указанному в его паспорте гражданина РФ, А.С. *** значится снятым с регистрационного учёта с *** 2014 года (л.д. 21-22).
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в дальнейшем - Закона N 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 ст. 4 Закона N 67-ФЗ).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).
Регистрация (учёт) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учёта) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона N 67-ФЗ).
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона N 67-ФЗ для целей настоящего Закона применяемые термины и понятия означают: документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разъясняя данные законоположения в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмечено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно названным нормами материального права суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Участковая избирательная комиссии № 2350 г. Москвы, не имея подтверждённых в установленном выше порядке данных о факте нахождения места жительства либо временного пребывания А.С. *** на территории этого участка, не вправе была принимать решение о включении его в списки избирателей.
Соответственно является правильным и вывод суда и о законным решения Территориальной избирательной комиссии района Тёплый стан г. Москвы.
Доводы жалобы о том, что в паспорте имеется отметка о регистрации А.С. *** по месту жительства г. Москве, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п. 2.3.2 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации (утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 14 июля 2011 г. N 20/216-6 ") заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нём, внесённых в список избирателей, рассматриваются участковой комиссией в соответствии с пунктами 2.3.4-2.3.6 настоящей Инструкции, то есть в определённом порядке, которым установлено следующее.
Заявление избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нём, внесённых в список, рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования (п. 2.3.4).
Решение об уточнении списка избирателей по заявлению избирателя принимается участковой комиссией незамедлительно в случае, если нет сведений о включении избирателя в список на другом избирательном участке и представленные документы не требуют дополнительной проверки, то есть:
предъявлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на территории избирательного участка;
предъявлен паспорт, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории избирательного участка и студенческий билет, подтверждающий очную форму обучения (для курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования - военный билет) (п. 2.3.5).
В случае если представленные документы требуют дополнительной проверки, участковая комиссия уточняет в органах регистрационного учёта граждан сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, или обращается в соответствующую территориальную комиссию для уточнения указанных сведений. При получении обращения участковой комиссии территориальная комиссия уточняет сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, в органах регистрационного учёта граждан и незамедлительно направляет информацию о результатах проверки в соответствующую участковую комиссию для уточнения списка избирателей. Уточнения в список избирателей вносятся только на основании официальных документов (подтверждения) указанных органов, поступивших в участковую (территориальную) комиссию. В случае принятия решения об отклонении заявления избирателя в нём указывается причина такого отклонения, а заверенная копия этого решения вручается заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трёхдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), изменение в список избирателей вносится участковой комиссией немедленно (п. 2.3.6).
Требования данной Инструкция, применяемой по аналогии закона (ч. 3 ст. 11 ГПК РФ), были соблюдены заинтересованными лицами, которые не имея данных о включении избирателя в список на другом избирательном участке, вправе были провести дополнительную проверку с учетом которой установили, что представленное от имени А.С. *** заявление о снятии с регистрационного учета, которое последний не обжаловал, а также выписка из домовой книги, в которой отсутствуют сведения о регистрации А.С. ***, не давали правовых оснований для включения А.С. *** в список избирателей.
Доводы жалобы о том, что надлежащая подготовка к рассмотрению делу не была осуществлена, не соответствуют действительности, поскольку по существу основаны только на допущенной судом в решении описке.
Так, суд указал в решении, что А.С. *** просил включить его в "списки кандидатов".
Между тем, вопрос об исправлении указанной описки может быть решён судом первой инстанции в порядке ст. 200 ГПК РФ, так как из содержания решения суда видно, что предметом судебного исследования было включение А.С. *** в списки избирателей.
Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что суд не исполнил свою обязанность по извещению о времени и месте судебного заседания, поскольку А.С. *** участвовал в заседании суда. Участковая избирательная комиссия № 2350 г. Москвы и Территориальная избирательная комиссия района Тёплый стан г. Москвы не отрицают факт своего надлежащего извещения.
Другие доводы жалобы о том, что на избирательном участке "совершаются преступления", "термин "конституционный порядок" - есть прикрытие прямого назначения судей без прохождения через выборную систему, что следует квалифицировать как захват судебной власти" являются мнением заявителя, которое ст. 330 ГПК РФ не связывает с основаниями для отмены решения суда.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи