Решение по делу № 33-2550/2019 от 25.03.2019

Строка № 068 г, г/п 0 руб.

Судья Москвина Ю.В.                     

Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-2550/2019 20 мая 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Бланару Е.М.,

судей Кучьяновой Е.В., Поповой Т.В.,

при секретаре Осовской Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Ивановой Галины Иосифовны на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 12 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой Галины Иосифовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным с 22 марта 2016 года.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

    

установила:

Иванова Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) (далее – Управление) о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным. В обоснование требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости. 24 октября 2018 года она обратилась в Управление с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 80 лет, а также компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным, так как решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 22 декабря 2017 года дата ее рождения изменена с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда вступило в силу 30 января 2018 года. В перерасчете пенсии ей отказано, с чем она не согласна, поскольку возраста 80 лет достигла ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется заявление ФИО2 об осуществлении ухода за ней с 22 марта 2016 года по 10 января 2018 года. Просила обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 80 лет, а также компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным с 22 марта 2016 года.

Истец Иванова Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Долгобородова А.А в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась истец Иванова Г.И. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что просила суд истребовать данные у Пенсионного фонда Российской Федерации для установления суммы иска, однако данное требование проигнорировано. Считает, что отсутствует ее вина в неправильной постановке даты рождения. По состоянию здоровья она смогла получить новое свидетельство о рождении лишь в августе 2018 года. Также указывает, что уход за ней осуществляется с 2010 года.

В поданных возражениях представитель ответчика Долгобородова А.А. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, судебной коллегии дополнительно пояснила, что не могла ранее представить пенсионному органу документы о фактической дате своего рождения, поскольку с целью получения таких документов она несколько раз обращалась в различные органы ЗАГС и не получала соответствующих ответов, в связи с чем прекратила сбор документов. Лишь после ее обращений в 2016 и 2017 годах получила необходимые документы и обратилась в суд с иском о внесении изменений в актовую запись о рождении. После вынесения решения судом, получения свидетельства о рождении и паспорта она смогла представить эти документы пенсионному органу. Ранее такой возможности она не имела, поскольку необходимые документы, подтверждающие фактическую дату ее рождения, из органов ЗАГС ей не поступали. При этом пояснила, что о фактической дате своего рождения она знала еще при получении документов о реабилитации (90-е годы). Она пыталась и ранее добыть документы о фактической дате рождения, однако документы ей не присылали; необходимости выяснения фактической даты рождения ранее у нее не имелось. Полагает, что ее вины в неправильном указании даты ее рождения не имеется, как не имеется такой вины и в действиях пенсионного органа. Вместе с тем, считает, что поскольку изменение даты ее рождения в 40-е годы явилось следствием раскулачивания ее родителей, а впоследствии и реабилитации ее самой, то за неправильность внесения записи о рождении ответственность должно нести государство в лице пенсионного органа.

Представитель ответчика Первушина В.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, решение суда является законным и обоснованным. Пояснила, что документы о фактической дате рождения истца поступили пенсионному органу только в 2018 году. Повышенная фиксированная выплата истцу назначена по документам, имеющимся в распоряжении пенсионного органа, т.е. с 10 января 2018 года и по настоящее время ее выплата не прерывалась. Считает, основания для перерасчета фиксированной выплаты с 22 марта 2016 года отсутствуют, поскольку пенсионное законодательство такой возможности не предусматривает. Просила оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств материалы гражданского дела Октябрьского районного суда г.Архангельска №2-6199/2017 по иску Ивановой Г.И. к агентству записи актов гражданского состояния Архангельской области об изменении записи акта о рождении в порядке, предусмотренном п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов пенсионного дела истца, сторонами не оспаривается, истец Иванова Г.И. является получателем пенсии по возрасту с 01 января 1992 года. С 10 января 2018 года произведен перерасчет размера ее пенсии в сторону увеличения, а именно назначена повышенная фиксированная выплата как лицу, достигшему возраста 80 лет. Кроме того, с 11 января 2018 года к ее пенсии назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец просит произвести перерасчет фиксированной выплаты и компенсационной выплаты с 22 марта 2016 года, указывая, что датой ее рождения является ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, соответственно и возраста 80 лет она достигла не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ и имела право на установление повышенной фиксированной выплаты с указанной даты; уход за ней фактически осуществляется также с 2010 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для их удовлетворения.

С данным выводом судебная коллегия согласна в силу следующего.

Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 данного закона фиксированная выплата к пенсии по старости устанавливается в размере 4982 рубля 90 копеек в месяц.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона (ч. 1 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях»).

При этом, исходя из ч. 5 ст. 23 вышеуказанного закона, перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Таким образом, положения вышеуказанной статьи устанавливают специальные по отношению к общим правила перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости пенсионерам в связи с достижением ими возраста 80 лет, направлены на реализацию права на перерасчет размера пенсии и повышенную социальную защиту данной категории получателей пенсии. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится в беззаявительном порядке по документам, имеющимся в распоряжении пенсионного органа, т.е. материалам пенсионного дела гражданина.

Иной порядок перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет действующим пенсионным законодательством не предусмотрен, как не предусмотрена возможность ее перерасчета за предыдущее время.

Как следует из материалов пенсионного дела, в нем на момент перерасчета фиксированной выплаты имелась копия паспорта истца и сведения о дате рождения. Эта дата во всех документах, в том числе, подписанных самим истцом, указана как ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об иной дате рождения в материалах дела отсутствовали, следовательно, только такими данными и располагал пенсионный орган.

Согласно распоряжению пенсионного органа от 10 января 2018 года, перерасчет фиксированной выплаты истца в связи с достижением ею возраста 80 лет произведен с 10 января 2018 года. С указанной даты и по настоящее время ее выплата не прекращалась, истцом получена. Документы о фактической дате рождения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, истцом, что ею самой не оспаривалось, представлены пенсионному органу только в сентябре 2018 года.

При таких обстоятельствах перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии истца с 10 января 2018 года произведен пенсионным органом своевременно, исходя из сведений, имеющихся в распоряжении пенсионного органа и в пенсионном деле истца. Возможность перерасчета фиксированной выплаты с более ранней даты, при том, что документов о дате рождения истца у пенсионного органа на более раннюю дату не имелось, законом не предусмотрена.

Частью 1 ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как указывает истец, ее вины в неправильном указании даты ее рождения в актовой записи не имеется, изменение даты ее рождения в 40-е годы явилось следствием раскулачивания ее родителей, а впоследствии их (родителей) и ее реабилитации, в связи с чем ответственность за неправильность внесения записи о рождении должно нести государство в лице пенсионного органа.

Действительно, согласно материалам гражданского дела №2-6199/2017 по иску Ивановой Г.И. к агентству записи актов гражданского состояния Архангельской области об изменении записи акта о рождении, родители истца - ФИО1 и ФИО3 в 1933 году были раскулачены и высланы в спецпоселение в Архангельскую область. В ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Галина Иосифовна. О ее рождении в 1949 году составлена новая запись о рождении, при этом сведения о возрасте восстановлены по заключению по определению возраста.

Согласно справке о реабилитации от июня 1997 года №А-2, Каймасова Галина Иосифовна реабилитирована на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». В данной справке содержатся сведения о годе ее рождения, он указан как 1936. Иными словами, истец, что ею не оспаривается, о фактической дате рождения знала еще в 1997 году. Однако действия по розыску документов о рождении начала предпринимать только в 2016 году, о чем свидетельствует ее переписка с органами ЗАГСа, имеющаяся в материалах вышеуказанного гражданского дела.

Таким образом, обращение за розыском документов о рождении и обращение в суд с иском только в 2017 году, и, как следствие, предоставление документов о фактической дате рождения пенсионному органу лишь в сентябре 2018 года, явилось следствием выбора линии поведения самим истцом.

Ссылки истца на то, что перерасчет размера фиксированной выплаты должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку внесение неверных данных о ее рождении вызвано репрессиями в отношении ее семьи, при этом она реабилитирована в установленном законом порядке, не основаны на нормах действующего пенсионного законодательства, которое предусматривает определенный порядок перерасчета пенсии при достижении пенсионером возраста 80 лет – достижение такого возраста и наличие документов о дате рождения и возрасте в распоряжении пенсионного органа.

Судебная коллегия считает также правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», а также Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2007 года № 343, компенсационная выплата устанавливается на основании: заявления лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; заявления нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом.

Согласно п. 8 Правил, компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для предоставления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Ни Указом Президента Российской Федерации, ни Правилами иной порядок установления компенсационных выплат не определен. Не предусмотрена в целом и возможность перерасчета компенсационных выплат.

Как следует из материалов пенсионного дела истца, в пенсионный орган с заявлением о назначении компенсационной выплаты обратился ФИО2 Дата обращения, согласно заявлению, является 11 января 2018 года. В самом заявлении он указал, что уход за истцом осуществляет с 11 января 2018 года.

До указанного времени заявлений о назначении компенсационных выплат не имеется.

При таких данных компенсационная выплата правомерно установлена пенсионным органом с 11 января 2018 года.

Таким образом, доводы истца, изложенные ею в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, так как они не основаны на законе, противоречат установленным по делу обстоятельствам и не подтверждаются представленными доказательствами.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены нормы права. Изложенные в жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены или изменения решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановой Галины Иосифовны – без удовлетворения.

Председательствующий                            Е.М. Бланару

Судьи                                        Е.В. Кучьянова

Т.В. Попова

33-2550/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иванова Галина Иосифовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Архангельске и АО (межрайонное)
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Попова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
20.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее