Решение по делу № 2-1701/2021 от 10.11.2021

Дело № 2-1701/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 год город Орел

Железнодорожный районный суд г. орла в составе:

председательствующего судьи Авраменко О.В.

при помощнике Федорчук М.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах Колдомовой Эммы Адольфовны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами,

установил:

    Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд в интересах Колдомовой Э.А. с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Поликлиника № 1», Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами.

    В обоснование требований указав, что в ходе проведенной по обращению Колдомовой Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проверки установлено, что она состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Поликлиника № 1» с диагнозом «иное».

    Колдомова Э.А. включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета, является федеральным льготником.

    20.09.2021 г. Колдомовой Э.А. были выписаны рецепты на получение «Актрапид НМ Пенфилл, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Бисопролол, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 5 мг № 30», «Протофан НМ Пенфилл, суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Спиронолактон, таблетки, 25 мг № 20», которые находятся на остроченном обеспечении.

    По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Колдомову Э.А. лекарственными препаратами «Актрапид НМ Пенфилл», «Бисопролол», «Протофан НМ Пенфилл», «Спиронолактон» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Воробьева Ю.В. исковые требования уточнила, просила суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Колдомову Э.А. лекарственными препаратами «Инулин растворимый», «Бисопролол», «Нсулин изофан», «Спиронолактон» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, а также просила исключить БУЗ ОО «Поликлиника № 1» из числа ответчиков, в части обращения решения к немедленному исполнения требования не поддержала.

    Представитель третьего лица - БУЗ Орловской области «Поликлиника № 1» ФИО6 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований к Департаменту здравоохранения Орловской области.

Истец Колдомова Э.А., извещенная надлежащим образом о дате и времени в судебное заседание не явилась, о причине неявки суду не сообщила.    Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, представил возражения в которых указал, что Колдомова Э.А. обеспечена лекарственным препаратом по выписанным рецептам в соответствии с медицинскими показаниями, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента здравоохранения Орловской области.

    Представители третьих лиц по делу – Департамента финансов Орловской области и ГУП Орловской области «Орелфамация» просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд, на основании статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

    Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

    Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.

    Реализуя свои дискреционные полномочия в части установления конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав в силу части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области»).

В соответствии с п. 5.7 указанного Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2019 № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее: Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла была проведена проверка по обращению Колдомовой Э.А. по вопросу необеспечения ее за счет бюджетных денежных средств лекарственными препаратами, которой установлено, что Колдомова Э.А. состоит на учете в БУЗ ОО «Поликлиника № 1» с диагнозом иное», в связи с чем, включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета, является федеральным льготником.

Колдомовой Э.А. назначены лекарственные препараты: «Актрапид НМ Пенфилл, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Бисопролол, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 5 мг № 30», «Протофан НМ Пенфилл, суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Спиронолактон, таблетки, 25 мг № 20».

Согласно регистру на 2021 год, потребность Колдомовой Э.А. в лекарственных препаратах является следующей: «Актрапид НМ Пенфилл, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Бисопролол, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 5 мг № 30», «Протофан НМ Пенфилл, суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл/3 мл № 5», «Спиронолактон, таблетки, 25 мг № 20.

БУЗ ОО «Поликлиника № 1» 20.09.2021 г. выданы рецепты на получение указанных препаратов, однако, указанные в рецепте врача лекарственные препараты, Колдомовой Э.А. выданы не были, ввиду отсутствия такового в филиале аптеки ГУП «Орелфармация», рецепты поставлены на отсроченное обслуживание.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются регистрами на 2021 год на право получения Колдомовой Э.А. льготных лекарственных препаратов; назначениями врачей, журналом обеспечения льготника лекарственными средствами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Колдомова Э.А в настоящее время обеспечена не в полном объеме назначенными в установленном законом порядке лекарственными препаратами бесплатно Департаментом здравоохранения Орловской области, что создает условия реально угрожающие его жизни и здоровью, нарушает его конституционное право на получение лечебного питания, необходимого для поддержания здоровья, в связи с чем, исковые требования прокурора в интересах Колдомовой Э.А. об обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить лекарственными препаратами соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    Иск прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах Колдомовой Эммы Адольфовны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами удовлетворить.

    Обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Колдомову Эмму Адольфовну лекарственными препаратами «Инулин растворимый», «Бисопролол», «Нсулин изофан», «Спиронолактон» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

    Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.

    Мотивированный текст решения будет изготовлен 10 января 2022 года.

    Судья Авраменко О.В.

2-1701/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Колдомова Эмма Адольфовна
Прокурор Железнодорожного района г. Орла
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО "Поликлиника №1"
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Орел
Судья
Авраменко Ольга Владимировна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.orl.sudrf.ru
10.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2021Передача материалов судье
16.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2021Предварительное судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022Дело оформлено
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее