Дело № 2-1836/2024
УИД: 42RS0037-01-2024-002662-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 26 ноября 2024 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Гемузовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.,
с участием:
представителей ответчика
ст. помощника Юргинского межрайонного прокурора Тарасова В.В.,
представителей ответчика Администрации г. Юрги Дягилевой Ю.С.,
Федотовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в Юргинский городской суд с иском к Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой при рассмотрении обращения <ФИО>3 о нарушениях законодательства администрацией г. Юрги, принятого с личного приема прокурора области <ФИО>4, проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Администрацией города Юрги работы по межеванию границ земельных участков, по содержанию и благоустройству прилегающей территории, в том числе детских площадок, внутриквартальных проездов, тротуаров, относящихся к многоквартирным жилым домам, расположенным по *** не выполнялись.
Администрация г. Юрги утверждает, что земельные участки под данными домами находятся на земельном участке, переданном Министерству обороны Российской Федерации.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о границах земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации.
В данном случае в соответствии с требованиями статьи 16 Вводного закона у органа местного самоуправления возникает обязанность под каждым из многоквартирных домов образовать земельный участок.
При таких обстоятельствах администрация г. Юрги обязана сформировать земельные участки под многоквартирными домами, расположенными *** и находящиеся на территории городского округа.
В связи с изложенным образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N? 491, в состав общего имущества включается земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета.
Следовательно, органы местного самоуправления до определения границ земельного участка входящего в состав общего имущества должны соблюдать обязанности по организации и содержанию детских площадок и обустройству прилегающей к многоквартирным жилым домам территории в соответствии с Главой 2 и 6 Правил благоустройства территории Юргинского городского округа, утвержденных Решение Юргинского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 N? 467.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Правил благоустройства территории Юргинского городского округа, утвержденных Решение Юргинского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 N? 467 правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, содержанию территории, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N? 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 27 вышеназванного Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд обязать Администрацию г. Юрги принять меры по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома г. Юрга, ул. ***, в том числе провести работы по межеванию границ земельных участков, с детскими площадками, внутриквартальными проездами и тротуарами относящихся к многоквартирным жилым домам.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель истца ст. помощник прокурора Тарасов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полом объеме, полагал, что для совершения вышеуказанных действий, достаточным будет предоставление 9 месяцев.
Представители ответчика Администрации г. Юрги Дягилева Ю.С., Федотова Т.Н. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения, в которых указывают, что законом предусмотрено разделение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере формирования земельных участков.
Как следует из письма Министерства обороны Российской Федерации от *** на земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположены многоквартирные дома *** по *** - Кузбасс, зарегистрировано право собственности Российской Федерации от *** и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации от 15.04.2015, в связи с чем полагает, что уполномоченным органом для подготовки схемы и последующего межевания границ земельных участков является федеральный орган государственной власти. У Администрации города Юрги нет законных оснований, а равно полномочий проводить работы по межеванию границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, соответственно, Администрация города Юрги является ненадлежащей стороной ответчика.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных и устных объяснениях полагали, что обязанность формирования земельных участков под спорными домами лежит на Администрации г. Юрги, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.
Из материалов дела усматривается, что проверкой, проведенной Юргинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной жилищной инспекцией, установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о границах земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации. Администрацией города Юрги работы по межеванию границ земельных участков, по содержанию и благоустройству прилегающей территории, в том числе детских площадок, внутриквартальных проездов, тротуаров, относящихся многоквартирным жилым домам, расположенным по ул. Тургенева *** не выполнялись (л.д. 8-12).
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Земельное законодательство основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, в соответствии с которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в статье 16 Закона № 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
В п. 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ)).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
В силу частей 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При этом образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу части 1 и абзаца 1 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", с момента возникновения у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме общей долевой собственности на земельный участок под таким домом, договор аренды этого участка считается прекратившимся на основании ст. 413 ГК РФ.
Таким образом, суд отклоняет доводы представителей ответчика Администрации г. Юрги о том, что земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома, имеет кадастровый *** и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ, в связи с чем обязанность по формированию земельных участков под спорными многоквартирными домами лежит на собственнике земельного участка и учитывает, что ответчиком не представлено доказательств нахождения многоквартирных домов на территории вышеуказанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем суд, принимая во внимание нахождение спорных земельных участков на территории Юргинского городского округа, приходит к выводу, что в силу вышеуказанных положений закона обязанность по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории Юргинского городского Кемеровской области-Кузбасса, должна быть возложена на Администрацию г. Юрги.
Кроме того, как следует из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П, где, в частности, подчеркнуто, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При определении срока исполнения решения суда суд учитывает объем работ, которые необходимо провести ответчику для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, необходимость планирования данных затрат в бюджете муниципального образования, проведения всех этапов процедуры формирования земельных участков, в связи с чем считает, что достаточным будет являться срок, составляющий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Юргинского межрайонного прокурора (ИНН ***, ОГРН ***), действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Юрги принять меры по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в г. Юрга, ул. Тургенева, ***, в том числе провести работы по межеванию границ земельных участков с детскими площадками, внутриквартальными проездами и тротуарами, относящихся к многоквартирным жилым домам.
Установить срок для осуществления указанных действий в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Гемузова А.И.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 декабря 2024 г.
Председательствующий судья: Гемузова А.И.