Дело № 2-1165/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Исянгулово 05 декабря 2017 года
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой И.Р.,
при секретаре Гумеровой Н.С.,
с участием представителя истца Гизатуллиной С.Г., представившей удостоверение .... и ордер .... от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Нугуманова А.Г., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бердигуловой Тамары Александровны к администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности,
установил:
Бердигулова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ вступила в зарегистрированный брак с ФИО15. и в 1989 году купили у ФИО6 за 4000 руб. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Идельбаково, <адрес>, договор купли-продажи не заключался. Продавец ФИО6 умерла. ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг. Она обратилась в Межмуниципальный отдел по Зианчуринскому, Зилаирскому и <адрес>м Управления Росреестра по РБ с заявлением о регистрации права собственности на указанный дом и земельный участок, однако Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ уведомило ее об отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на дом и земельный участок. Просит признать право собственности за ней на жилой дом и земельный участок.
Истец Бердигулова Т.А. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Гизатуллина С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан Нугуманов А.Г. на судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца в части признания права собственности на жилой дом, однако не согласился с требованиями о признании права собственности на земельный участок, поскольку полагает, что право собственности на земельный участок не может перейти к истцу в силу приобретательной давности.
Третье лицо – представитель Межмуниципального отдела по Зианчуринскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Управления Росреестра по РБ на судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Привлеченные в качестве третьих лиц – Куравлева (Бердигулова) О.С., Бердигулов В.С., Бердигулов И.С. и Бердигулова Л.С. на судебное заседание не явились, в письменном заявлении просят рассмотреть дело без их участия, не возражают против удовлетворения иска.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п. 2).
В соответствии со ст. 34 СК РФ указанное имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации .... и Пленума Высшего Арбитражного Суда .... от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункте 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Из материалов дела следует, что ФИО1 и Бражникова Тамара Александровна заключили брак ДД.ММ.ГГГГ и Бражникова поменяла фамилию на Бердигулову, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> года постройки, инвентарный ...., процент износа 45%.
Из штампа в паспорте Бердигуловой Т.А. следует, что она прописана ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д<адрес>, с кадастровым номером 02:24:140803:24, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, является Бердигулов С.У., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Бердигулова Т.А. обратилась в Межмуниципальный отдел по Зианчуринскому, Зилаирскому и <адрес>м Управления Росреестра по РБ с заявлением о регистрации права собственности на указанный дом и земельный участок, однако Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ уведомило ее об отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на дом и земельный участок.
Из выписки из похозяйственной книги .... Казанбулакского сельсовета на 1991-1996 годы и 1997-2001 годы усматривается, что в доме, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проживала семья ФИО13: ФИО1, Бердигулова Т.А. и их дети: ФИО13 ФИО16.
Из справки администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан .... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> д. <адрес> РБ принадлежал ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Бердигулова Т.А. с заявлением о принятии наследства к имуществу ФИО1 после его смерти нотариусу нотариального округа <адрес> Республики Башкортостан не обращалась.
Из похозяйственной книги Казанбулакского сельсовета за 1983-1990 годы усматривается, что проживающими в жилом помещении, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>, записана ФИО6
Истец, требуя о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, ссылается на то, что они были приобретены путем купли-продажи в 1989 году у ФИО6, но при этом договор купли-продажи не заключался.
Согласно справке нотариуса Зианчуринского нотариального округа .... от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследники в нотариальную контору не обращались, наследственное дело не заводилось.
Таким образом, установлено, что владение истцом спорным жилым помещением началось с 1989 года, являлось добросовестным. При этом владение спорным жилым помещением истцом осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего ее владения не предъявляло своих прав на спорную квартиру и не проявляло к этой квартире интереса как к своему собственному.
В связи с этим признание за истцом права собственности на спорное жилое помещение в силу приобретательной давности на основании ст. 234 ГК РФ не противоречит основным принципам действующего законодательства.
Вместе с тем, суд считает, что требования Бердигуловой Т.А. о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ...., Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации .... от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержащему разъяснения относительно применения правил о приобретательной давности, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Довод истца о том, что она пользуется земельным участком и жилым домом без оформления его в установленном законом порядке для решения вопроса о приобретении права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности самостоятельного юридического значения не имеет.
Таким образом, споры о признании права собственности на земельные участки должны разрешаться с применением специального порядка, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации. Среди порядков приобретения права собственности на землю, Земельный кодекс РФ не указывает такого, который был бы связан с приобретательной давностью.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Истец Бердигулова Т.А. обратилась в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации недвижимости. В письме .... ей отказано в государственной регистрации недвижимости, поскольку правоустанавливающий документ на земельный участок не представлен, соответственно право собственности на земельный участок в едином государственном реестре прав не зарегистрировано.
Вместе тем собственник жилого помещения, расположенного на спорном земельном участке, не лишен возможности в порядке, предусмотренном законом, зарегистрировать свои права на указанный выше земельный участок, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество после признания права собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бердигуловой Тамары Александровны к администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, удовлетворить частично.
Признать право собственности за Бердигуловой Тамарой Александровной на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В удовлетворении требований о признании права собственности в силу приобретательной давности за Бердигуловой Тамарой Александровной на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Ибрагимова