В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-5017/2021
№ 2а-128/2021
Строка 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Меремьянина Р.В., Привалова А.А.,
при секретаре Тезиковой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полупанова Николая Егоровича к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным постановления, решения,
по апелляционной жалобе Полупанова Николая Егоровича, поданной его представителем по доверенности Цветовым Владиславом Анатольевичем, на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года,
(судья районного суда Фролова И.И.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя Полупанова Н.Е. по доверенности Цветова В.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Полупанов Н.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным постановления, решения.
В обоснование своих требований административный истец указывал, что является инвалидом 3 группы, состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека. В октябре 2020 года Полупанов Н.Е. обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области с заявлением о предоставлении как инвалиду безвозмездно субсидии на возмещение части затрат на приобретение квартиры по адресу <адрес> общей площадью 49,3 кв.м, приобретенной на имя его супруги Полупановой Е.И. в 2012 году.
Письмом Департамента от 10 ноября 2020 года отказано в предоставлении субсидии, так как он не является собственником квартиры и не относится к категориям граждан, указанным в Законе Воронежской области от 07 июля 2006 года № 66-ОЗ. Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от 04 декабря 2020 года Полупанов Н.Е. снят с учета на улучшение жилищных условий и исключен из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья.
Считая данное постановление и отказ незаконными, нарушающими его права, административный истец просил суд:
- признать незаконным постановление администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от 04 декабря 2020 года № 1137 о снятии Полупанова Н.Е. с учета ввиду утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м. и исключении из списка очередности граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 года, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья;
- обязать администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области восстановить на дату снятия с учета Полупанова Н.Е. в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список очередности граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 года, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, и в список очередности граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья;
- признать незаконным утверждение Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 ноября 2020 года о неотнесении Полупанова Н.Е. к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года № 66-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий»;
- признать незаконным отказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 ноября 2020 года в предоставлении Полупанову Н.Е. безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 07 июля 2006 года № 66-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий»;
- обязать Департамент социальной защиты Воронежской области предоставить Полупанову Н.Е. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения площадью не менее 18 квадратных метров общей площади, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площадью жилого помещения по Воронежской области по состоянию на момент вступления решения суда в законную силу.
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных Полупановым Н.Е. требований отказано (л.д. 167,168-171).
В апелляционной жалобе Полупанова Н.Е., поданной его представителем по доверенности Цветовым В.А., ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований (л.д. 177-186).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Полупанов Н.Е. является инвалидом 3 группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от 15 сентября 2003 года (л.д.25).
Полупанов Е.Д. (отец Полупанова Н.Е.) как ветеран Великой Отечественной войны был поставлен на учет на улучшение жилищных условий с 06 мая 1989 года (л.д. 117), впоследствии ему установлена 3 группа инвалидности с 1996 года и 1 группа с 21 октября 2004 года.
18 ноября 1997 года Полупановой Е.И. (супруга Полупанова Н.Е.) на основании договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Российской Федерации была предоставлена квартира общей площадью 34,6 кв.м. по адресу: <адрес>. Квартира предоставлена на состав семьи 4 человека: Полупанова Е.И., муж Полупанов Н.Е., дочь Полупанова Е.Н., отец мужа Полупанов Е.Д. (л.д.39-44).
24 апреля 2006 года Полупанов Е.Д. умер (л.д.62).
Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 10 мая 2007 года № 432 Полупанов Н.Е. включен в списки очередников на улучшение жилищных условий вместо умершего отца Полупанова Е.Д. (л.д.121).
Указанная выше квартира была передана в собственность (по ? доле) Полупановой Е.И. и Полупановой Е.Н., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке от 10 апреля 2009 года (л.д.57, 52, 53).
24 октября 2012 года на основании договора купли-продажи Полупанова Е.И. и Полупанова Е.Н. продали указанную квартиру Соломатину Д.А. за 1650000 рублей (л.д.49-50).
06 ноября 2012 года Полупанова Е.И. купила квартиру общей площадью 49,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, за 2380000 рублей.
08 ноября 2012 года за Полупановой Е.И. зарегистрировано право собственности на указанную квартиру (л.д.45-48, 51). В квартире зарегистрированы три человека: собственник Полупанова Е.И. и члены ее семьи Полупанов Н.Е. и Полупанова Е.Н.
В связи с приобретением указанной квартиры Полупанов Н.Е. обратился за предоставлением субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения.
Письмом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 ноября 2020 года №82-11/4125 главе администрации городского округа город Нововоронеж сообщено, что Полупанов Н.Е. не является собственником квартиры по адресу: <адрес>, следовательно, права на возмещение затрат за счет федерального бюджета в размере, установленном статьей 28.2 Федерального Закона от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за данное помещение не имеет. Полупанов Н.Е. не относится к кругу лиц, на которых распространяется Закон Воронежской области № 66-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий». В квартире общей площадью 49,3 кв.м. зарегистрированы 3 человека, на каждого члена семьи приходится по 16,4 кв.м. Предложено проверить обоснованность пребывания Полупанова Н.Е. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.59).
Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 04 декабря 2020 года №1137 Полупанов Н.Е снят с учета в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» ввиду утраты оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м., исключен из списка очередности граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 года, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья (л.д.60).
Разрешая заявленные Полупановым Н.Е. требования о признании незаконными постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований Жилищного кодекса РСФСР, Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года № 66-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий», проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что постановление администрации городского округа город Нововоронеж от 04 декабря 2020 года № 1137 и отказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 ноября 2020 года № 82-11/4125 соответствуют требованиям действующего законодательства, приняты в пределах полномочий госоргана, прав и законных интересов истца не нарушают.
При этом суд первой инстанции указал, что после приобретения Полупановой Е.И. в 2012 году квартиры площадью 49,3 кв.м. нуждаемость истца в улучшении жилищных условий утрачена, так как обеспеченность жильем составила 16,4 кв.м на человека.
Кроме того, так как истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, следовательно, он не имеет права на возмещение затрат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
В силу пункта 22 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области, утвержденных решением исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума областного совета профсоюзов Воронежской области от 27 сентября 1989 года № 4 25/53-21 (действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 квадратных метром и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 квадратных метров и менее на одного члена семьи.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 1 статьи 3 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», принятого Воронежской областной Думой 27 сентября 2007 года, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку общая площадь квартиры по адресу: <адрес> (49,3 кв.м), более учетной нормы, приходящейся на Полупанову Е.И. и двух членов её семьи (16,4 кв.м на каждого), вывод административного ответчика об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным, соответственно, оснований для признания незаконным постановления о снятии Полупанова Н.Е. с учета у суда первой инстанции не имелось.
Тот факт, что Полупанов Н.Е. принят на учет до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого администрацией городского округа город Нововоронеж постановления, поскольку, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия его с жилищного учета.
Приведенный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года.
Кроме того, вывод суда первой инстанции о законности отказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 ноября 2020 года, в котором указано на отсутствие оснований для предоставления Полупанову Н.Е. субсидии, является обоснованным.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года № 66-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий» действие настоящего Закона Воронежской области распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, из числа, в том числе инвалидов.
На основании пункта 8 Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 13 августа 2019 года № 770, гражданин, которому предоставляется мера социальной поддержки, имеет право приобрести жилое помещение с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств. В случае полной оплаты гражданами, указанными в части 2 статьи 1 Закона Воронежской области, стоимости жилого помещения с использованием собственных средств после 01.01.2005, за ними сохраняется право на получение меры социальной поддержки в порядке очередности. Денежные средства перечисляются на счет гражданина, открытый в кредитной организации банковской системы Российской Федерации. В случае приобретения гражданином жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств допускается по заявлению гражданина в порядке, установленном уполномоченным органом, перечисление денежных средств кредитным организациям банковской системы Российской Федерации на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным на указанные цели.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона субсидия выплачивается лицам, в том числе, по категории инвалиды, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полупанов Н.Е., как указано выше, не относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет более учетной нормы, приходящейся на Полупанову Е.И. и членов её семьи. Кроме того, Полупанов Н.Е. не является собственником указанной квартиры.
С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Полупановым Н.Е. требований у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца повторяют его позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полупанова Николая Егоровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: