Дело № 2-4417/22
Решение
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкалы РД в составе:
председательствующего – Магомедрасулова Б. М.,
при секретаре – Сотеевой Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиевой ФИО8 к ГУ-ОПФР по РД о понуждении назначить досрочную пенсию как матери ребенка-инвалида,
установил:
Гаджиева Р. М. обратилась в суд с иском о признании незаконным решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии как матери ребенка инвалида детства, а так же понуждении в ее назначении, указав, что 11.10.2021 г. она обратилась в пенсионный фонд Кировского района г. Махачкалы с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как матери родившей и воспитавшей до 8-летнего возраста ребенка-инвалида детства.
На поданное заявление было вынесено решение об отказе в установлении пенсии за №220000043223/251944/21 от 17.02.2022 г. Указанное решение мотивировано отсутствием документа, подтверждающего инвалидность ребенка (справки МСЭ).
В судебном заседании представитель истицы на основании доверенности Гаджиев Ю.А., требования доверительницы поддержал и пояснил, что справка об установлении инвалидности была представлена в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, на основании чего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ р. была назначена пенсия по инвалидности как ребенку-инвалиду детства. Со слов специалистов пенсионного фонда данное пенсионное дело, как и многие другие дела, были утеряны при переезде в новое здание. При этом в электронной базе данных Центра по выплате пенсий ГУ-ОПФР по РД, имеется информация о выплате пенсии, получателем которой являлся ФИО2, т. е. отец ребенка.
Вины своей доверительницы в утере бумажного пенсионного дела не видит.
Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Касимов З., просил отказать в удовлетворении требований, указывая, что оснований для назначения пенсии не имеется по причине отсутствия документа, подтверждающего инвалидность Гаджиева М. М., приходившемся сыном истицы.
Выслушав представителей истицы и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" – женщинам, воспитавшим ребенка-инвалида с детства до 8 летнего возраста и достигшим возраста 50 лет, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при условии наличия страхового стажа не менее 15 лет.
Из копии паспорта ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р. следует, что на дату обращения за установлением пенсии она достигла 53 лет.
Из копии свидетельства о рождении серии III-БД № следует, что ФИО3 приходилась матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом установлено и представителем пенсионного фонда не оспаривается, что согласно записям в трудовой книжке, на дату подачи письменного заявления о назначении пенсии истицей отработан необходимый для назначения досрочной пенсии общий страховой стаж.
В справках, выданных Центром по выплате пенсий ГУ-ОПФР по РД, имеются сведения о том, что с июля 1999 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась пенсия как ребенку-инвалиду с детства по выплатному делу №. –опекун ФИО2, 1967г. рождения.Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту, отказ Гаджиевой Р. М. в назначении пенсии является необоснованным и ведёт к ущемлению ее конституционного права.
В ходе заседания установлено, что вины истицы в утере выплатного дела, хранившегося в архиве ГУ-ОПФР по РД, нет.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из представленной копии заявления о назначении пенсии следует, что Гаджиева Р. М. обратилась за назначением пенсии 11.10.2021г., следовательно, требование о понуждении в назначении досрочной пенсии с указанной даты является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, суд считает, что заявленные Гаджиевой Р. М. исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ- ОПФР по РД от 17.02.2022 об отказе Гаджиевой Р.М. в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан назначить досрочную страховую пенсию Гаджиевой Р.М. в соответствии с пп.1 п.1 ст.32 ФЗ РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях со дня обращения с заявлением, т.е. с 11.10.2021года.
Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена 06 сентября 2022г.
Мотивированным решением стороны могут ознакомиться 12 сентября 2022г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления в мотивированном виде.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.