Дело № 2а-2449/2021
59RS0005-01-2021-002438-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.,
при секретаре Говорухиной Е.И.,
с участием представителя административного истца Меньщиковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Гелахову Валерию Валентиновичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Свердловского района г. Перми (административный истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Гелахову В.В. (административный ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Перми в рамках надзора за исполнением законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах с целью защиты интересов граждан на безопасность дорожного движения проведена проверка по выявлению лиц, имеющих противопоказания и ограничения к управлению транспортными средствами.
В ходе проверки, установлено, что Гелахов В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В», «В1 (АS)», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Гелахов В.В. с октября 2020 года состоит на учете у врача-нарколога в ГБУЗ ПК «<данные изъяты>» с диагнозом <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Гелахов В.В., имея <данные изъяты> заболевание, входящее в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющиеся источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Административный истец просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у Гелахова В.В., предоставленное на основании водительского удостоверения №, категории «В, В1 (АS)», выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Гелахова В.В. обязанность сдать водительское удостоверение № в РЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Свердловского района г. Перми Меньшикова Ю.О. на удовлетворении требований настаивала.
Ответчик Гелахов В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации- <адрес>.
Судебная корреспонденция, направленная административному ответчику по указанным адресам, вернулась с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии со ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Учитывая, что сведений об изменении места регистрации ответчика в материалах дела не содержится, принимая во внимание направление извещений посредством заказной корреспонденции по адресу места регистрации ответчика, размещение информации о времени и месте судебных заседаний на официальном сайте Мотовилихинского районного суда г. Перми, суд полагает, что требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении ответчика о начале судебного процесса были соблюдены. В данном случае суд исходит из того, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Заинтересованные лица – Управление ГУ МВД России по Пермскому краю, УМВД РФ по г. Перми, ГБУЗ ПК «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьями 1, 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 23 Федерального закона № 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 24 Федерального закона №196-ФЗ определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона №196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №, лица, страдающие заболеванием <данные изъяты> не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением <данные изъяты> веществ (код заболевания по <данные изъяты>) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше Постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории «A, A1, B, B1, C, C1, CE, C1E, M» возможно при заболеваниях <данные изъяты> лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих <данные изъяты>, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Как установлено судом, Гелахов Валерий Валентинович,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № от 26.06.2018 на право управления транспортными средствами категории «В», «В1 (АS)», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из сведений ГБУЗ «<данные изъяты>» Гелахов В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете у врача-<данные изъяты> с октября 2020 года с диагнозом: <данные изъяты>. 14.10.2020 был на приеме у врача <данные изъяты> при химико-токсикологическом исследовании мочи на <данные изъяты> вещества обнаружен <данные изъяты>. В дальнейшем на приеме к врачу <данные изъяты> не обращался, диспансерное наблюдение не осуществлялось. Однократная явка на прием к врачу <данные изъяты> в мае 2021 года.
Обоснованность постановки на диспансерный учет Гелахова В.В. в установленном порядке не оспаривалась, доказательства, подтверждающие принятие в установленном законом порядке соответствующей комиссией решения о снятии административного ответчика с диспансерного учета не представлены.
В силу пункта 12 Приказа Минздрава России от 30.12.2015 №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю <данные изъяты> и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением <данные изъяты> веществ», решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии у пациентов с диагнозом "<данные изъяты>" не менее года.
Доказательств того, что Гелахов В.В. надлежащим образом проходит диспансерное наблюдение у врача-<данные изъяты>, срок которого составляет не менее 1 года, в материалах дела не имеется.
Доказательств стойкой ремиссии не менее 1 года административным ответчиком не представлено.
Доказательства снятия Гелахова В.В. с учета в материалах дела также отсутствуют.
Принимая во внимание, что у административного ответчика имеются медицинские противопоказания для управления транспортными средствами, связанные с имеющимся у него заболеванием, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Свердловского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Поскольку наличие у Гелахова В.В. имеющегося заболевания препятствует управлению им транспортными средствами, и создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Таким образом, требования о прекращении действия права управления транспортным средством, представленного Гелахову В.В. подлежат удовлетворению, на Гелахова В.В. следует возложить обязанность сдать водительское удостоверение № в РЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.
Поскольку по настоящему делу прокуратура обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц (граждан) с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 рублей.
Таким образом, в силу ст. 103 ГПК РФ с административного ответчика в пользу местного бюджета подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить действие права на управление транспортными средствами, предоставленного Гелахову Валерию Валентиновичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения № категории «В», «В1 (АS)», выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Гелахова Валерия Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение № в РЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.
Взыскать с Гелахова Валерия Валентиновича в пользу местного бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна: судья
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу