Решение от 03.10.2024 по делу № 33-3-6724/2024 от 15.07.2024

Судья Соловьянова Г.А. дело № 33-3-6724/2024

в суде 1-й инстанции № 2-2385/2023

УИД 26RS0030-01-2023-001582-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 03.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,

судей: Дробиной М.Л., Мирошниченко Д.С.,

при секретаре судебного заседания Адян М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства - Копаневой Е.Ю. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 07.12.2023, по гражданскому делу по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства - Департамента Лесного хозяйства по Южному федеральному округу к Моисееву Георгию Афанасовичу, Муратидис Ананию Константиновичу, Леонову Дмитрию Ивановичу, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, министерству имущественных отношений Ставропольского края, государственному казенному учреждению Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края» о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском
о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости сведений.

В обоснование исковых требований указано, что Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 на предмет наличия (отсутствия) оснований защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке, результатами которой установлено следующее. 15.07.2022 года комиссией
ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823, площадью 40 га., по результатам которого составлен акт №25 от 15.07. 2022 натурного обследования фактического использования указанного выше земельного участка. Акт осмотра (натурного обследования фактического использования) земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива. Составляют акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе Российской Федерации по поручению руководителя (приказ Минприроды России от 24 ноября 2004 года №701 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»). В соответствии с указанным актом, комиссией установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 1 (Н-Бор); часть выдела 113.115.118.119 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество», целевое назначение лесов, категория защитных лесов - противоэрозийные леса. Согласно таксационному описанию части выделов 113.115.118.1196 квартала 1(Н-Бор) Ессентукского участкового лесничества, включенные в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:6823, относятся в том числе к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». На основании визуального осмотра указанного земельного участка установлено, что квартал 1(Н.Бор.) части выделов 113.115.118.119 является лесными насаждениями. Часть выдела 118 квартала 1(Н[1]Бор.) - крутой склон. Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» спорный земельный участок частично сформирован из состава земель лесного фонда квартала 1(Н-Бор.) части выделов 113.115.118 является лесными насаждениями. Часть выдела 118 квартала – крутой склон. Общая площадь пересечения составила – 18 209 кв.м.

Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106. Категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, Ессентукское лесничество. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 26:29:000000:2106 подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества и ранее выданным свидетельством о государственной регистрации права серии 26АГ № 481555 от 31 августа 2004 года. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, и предоставлен в пользование на основании договора аренды № 140 от 02.07.2013, правообладатель Муратидис А.К. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 04.10.2022, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:6823 выявлены пересечения с землями лесного фонда Ессентукского лесничества. Как следует из фактических обстоятельств, ответчик пользуется земельным участком, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду. Таким образом, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данные обстоятельства указывают на неправомерность владения ответчиками частью спорного земельного участка в границах, определенных координатами поворотных точек.

Просит суд признать:

1) недействительным договор аренды спорного земельного участка от №140 от 02.07.2013 года, соглашение от 16.09.2019 года о переуступке прав и обязанностей от 16.0.92019 года по договору № 140 аренды земельного участка от 02.07.2013 года в части пересечения земельного участка , площадью пересечения: 18209 кв.м. в местах пересечения данного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ставропольского края, в следующих координатах:

2) Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества Ставропольского края общей площадью пересечения 8700 кв.м, в следующих координатах:

Установить, что настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества Ставропольского края без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером:

Определением Предгорного районного суда Ставропольского края
от 27.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в качестве соответчиков привлечены Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и Министерство имущественных отношений Ставропольского края.

Определением Предгорного районного суда Ставропольского края
от 13.11.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края».

Решение Предгорного районного суда Ставропольского края
от 07.12.2023 (с учетом исправленной описке) в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений на нее) представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства - Копаневой Е.Ю., просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что утверждение ответчика о первичной регистрации его прав не правомерно, спорный земельный участок в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Просили назначить по делу дополнительную экспертизу.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Мурадитис А.К. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом возражений на неё, проверив применительно к ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером месторасположение которого указано: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: животноводство; площадью 400 000 +/- 5534 кв.м. Особые отметки: для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами): земли общего пользования.

Постановлением администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в аренду, зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, земельный участок сроком на 49 лет. Местоположение земельного участка: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

На данный земельный участок выдан кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ , являющийся неотъемлемой частью указанного договора (п.1 Договора ) с указанием уникальных характеристик идентифицирующие земельный участок с кадастровым номером в том числе по месторасположению и площади, а также с приложением экспликации указанного выше земельного участка, который имеет в своем составе сенокос 5000кв.м., пастбище 237930 кв.м., прочие 157070 кв.м.

Сведения ЕГРН о характеристиках указанного земельного участка, отображенные в данном кадастровом паспорте, внесены в реестр недвижимости по данным межевого плана от 15.02.2013 года (СД - диск поступивший из Росреестра и Роскадастра, л.д.97,100).

Межевой план от 15.02.2013 подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>,
с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Заказчиком кадастровых работ выступал Моисеев Г.А.

02.07.2013 во исполнение Постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края №659 от 25.04.2013, между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, в лице начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и Моисеевым Г.А. заключен договор аренды №140 земельного участка
с кадастровым номером

Согласно соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №140 от 02.07.2013, 14.06.2018 произошла переуступка прав на указанный выше земельный участок, согласно которому Моисеев Г.А. передал все права и обязанности по договору аренды № 140 земельного участка от 02.07.2013 года к Леонову Д.И.

Согласно соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №140 от 02.07.2013, 16.09.2019 произошла переуступка прав на указанный выше земельный участок, согласно которому Моисеев Г.А. передал все права и обязанности по договору аренды №140 земельного участка от 02.07.2013 года к Муратидису А.К.

Из выписки ЕГРН следует, что договор аренды земельного участка №140 от 02.07.2013 и соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (срок с 19.09.2019 по 02.07.2062), выданного 16.09.2019, зарегистрирован 19.09.2019 в установленном законом порядке за Муратидис А.К., номер государственной регистрации

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка для размещения лесных насаждений, площадью 11591 га, расположенного по адресу (месторасположение) установлено относительно ориентира <адрес>, расположенного в границах участка, является Российская Федерация.

Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: , категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений; сведения об объекте недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», адрес: Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, Ессентукский лесхоз.

Как следует из публичной кадастровой карты, смежным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 и имеет статус Единого землепользования (Единое землепользование - это составной земельный участок, состоящий из нескольких участков (обособленных и/или условных), права на который подлежат государственной регистрации, как на единый объект недвижимого имущества). При этом, по информации публичной кадастровой карты в составе земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 насчитывается 112 обособленных земельных участков.

Обособленный земельный участок, расположенный в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером 26:29:000000:6823, имеет кадастровый , площадью 1072320,53 кв.м (107,23 га) и располагается с северо-западной стороны.

Согласно выписки, из государственного лесного реестра от 13.10.2022, подписанной заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Ковалевой Т.С., земельный участок с кадастровым номером имеет назначение: защитные леса, категория защитности - противоэрозионные леса.

Из карты-схемы расположения и границ лесного участка от 13.10.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 имеет условные обозначения: лесной участок, расположенный в квартале
1 (Ново-Боргустаноское), части выделов 113, 115, 118, 119 Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества.

На основании изложенного, суд установил, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Истцом в материалы дела представлены выкопировка из планшета (лесоустройство 1996 года) Ессентукского участкового лесничества; выписка из проекта организации и развития лесного хозяйства Ессентукского лесхоза Ставропольского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, том III, таксационное описание Ново-Боргустанского лесничества, подготовленные ГСЛП «Воронежлеспроект», подтверждающие проведение лесоустройства в оспариваемых границах; заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий; карта-схема расположения и границы лесного участка.

В ответ на запрос о предоставлении сведений о межевании земельного участка с кадастровым номером Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщило, что в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (далее - министерство), министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений. По сведениям ЕГРН земельный участок
с кадастровым номером отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

В рамках исполнения переданных полномочий Министерством
не осуществлялся выдел земельного участка с кадастровым номером , в том числе из земель лесного фонда. Подготовка межевого плана по образованию земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:6823 Министерством также не осуществлялась.

Документы основания по постановке границ земельного участка
с кадастровым номером в Министерстве также отсутствуют.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Филиала
ППК «Роскадастр» по <адрес>, землеустроительное дело
на земельный участок с кадастровым номером
с местоположением: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>, отсутствует.

Земельный участок с кадастровым номером образован ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером (поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), на основании Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с чем, вопрос о факте выдела указанного земельного участка из земель лесного фонда, Филиал не располагает, который осуществлял полномочия в области кадастрового учета, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и предоставлен в пользование на основании договора аренды Муратидис А.К.; право пользования зарегистрировано 19.09.2019. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Для правильного разрешения дела, с учетом наличия спора между истцом и ответчиком о несоответствии в расположении границ земельных участков, определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 24.08.2023 назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено Автономной некоммерческой организации «Научно-образовательный центр судебных экспертиз Северо-Кавказского федерального округа».

Как следует из выводов заключения п. 1) заключения эксперта
№14 от 05.10.2023, площадь земельного участка с кадастровым номером составила 400 000 кв.м, что соответствует площади данного земельного участка по сведениям ЕГРН.

Согласно п. 2 данного заключения фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям ЕГРН.

Фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям в правоустанавливающих документах.

Фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям в Межевом плане от 15.02.2013.

Из пункта 3 данной экспертизы следует, что в результате проведенного исследования установлено, что по смежеству с земельным участком с кадастровым номером 26:29:000000:6823 земли лесного фонда не располагаются, т.е. смежных границ не имеется.

Границы земель лесного фонда расположены на расстоянии от 7 до 39 метров от границ земельного участка с кадастровым номером в местах их непосредственной близости (см. скриншоты План-схемы № 2,3,4,5,6,7 с публичной кадастровой карты).

Из п. 4 заключения эксперта следует, что по имеющимся в едином государственном реестре недвижимости сведениям, определить точное фактическое местоположение границ лесного фонда по смежеству с земельным участком с кадастровым номером в действующей системе координат МСК-26 от СК-95, зона 1, возможно.

При этом экспертом указано, что по имеющимся в материалах дела: выкопировке из планшета № 1 (лесоустройство 1996 г.) (л.д. 19); заключения № 18 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (л.д. 22); карты-схемы расположения и границы лесного участка (л.д. 44) определить, точное фактическое местоположение границ лесного фонда по смежеству с земельным участком с кадастровым номером в действующей системе координат не представляется возможным, в связи с тем, что: - на указанном картматериале отсутствуют в целом по периметру координаты границ лесного фонда; - картматериал представлен в масштабе 1:10 000 (в 1 см 100 метров), по которому точность на местности не будет соответствовать точности на картматериале; - учет лесного фонда представлен кварталом 1, частями выделов 113,115,118,119, который не отвечает требованиям ведения реестра кадастра недвижимости, т.е. координаты выделов отсутствуют.

Согласно п.5 данного заключения, между границами земельного участка с КН и границами обособленного земельного участка с КН , входящим в состав земельного участка с КН имеются разрывы от 7 до 39 метров (см. скриншоты План-схемы № 2,3,4,5,6,7 с публичной кадастровой карты).

Экспертом, в координатах характерных точек, на скриншоте
с Публичной кадастровой карты, создана графическая модель (План-схема
№ 9,10) взаимного местоположения границ земельного участка
с КН , обособленного земельного участка с КН и площади пересечения указанной в Заключении № 18.

Указанная конфигурация границ пересечения в Заключении № 18 не соответствует конфигурации границ обособленного земельного участка с КН - построенного в координатах из сведений ЕГРН.

Произвести проверку местоположения границ участка пересечения не представляется возможным в связи с тем, что в Заключении № 18 не указан источник координат характерных точек по которым строилась модель границ лесного фонда.

Таким образом, пересечение/наложение границ земельного участка с
кадастровым номером с землями лесного фонда
не установлено.

Вместе с тем, в описательной части заключения по вопросу 5, экспертом указано, что согласно выписки из сведений ЕГРН от 13.10.2022 (л.д. 29-42) дата постановки на кадастровый учет земельного участка
с КН является - 15.03.2013, однако при проведении исследования по вопросу № 2 экспертом установлено, что данный земельный участок был образован в результате выполнения кадастровых работ путем раздела земельного участка с КН расположенного по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 ветров
на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>,
с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, при этом земельный участок с КН был поставлен на кадастровый учет - 18.01.2006.

По выписке из сведений ЕГРН от 30.09.2022 № (л.д. 51-67) дата постановки на кадастровый учет земельного участка с - является 27.02.2008.

При сравнении дат постановки на кадастровый учет установлено, что исходный земельный участок с КН был зарегистрирован ранее, чем земельный участок с КН 26:29:000000:2106.

Из этого следует, что пересечение/наложение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 отсутствует.

Также экспертом проведено исследование представленного в материалах дела Заключения № 18 от 18.11.2018 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (л.д. 22-23).

В Заключении № 18 указано, что земельный участок с
КН вклинивается в земли лесного фонда, площадь вклинивания составляет 18209 кв.м.

При проведении исследования по вопросу № 3 экспертом проведен сравнительный анализ местоположения координат фактических границ исследуемого земельного участка с КН 26:29:000000:6823,
с местоположением координат границ обособленного земельного участка с КН входящего в состав земельного участка с КН , указанных в сведениях ЕГРН, проведенным сравнением смежных границ между исследуемыми земельными участками не установлено.

Кроме этого, экспертом установлено, что между границами земельного участка с КН и границами обособленного земельного участка с КН 26:29:070704:1, входящим в состав земельного участка с
КН имеются разрывы от 7 до 39 метров (см. скриншоты План - схемы с публичной кадастровой карты).

Экспертом, в координатах характерных точек, на скриншоте с Публичной кадастровой карты, создана графическая модель (План-схема № 9,10) взаимного местоположения границ земельного участка с КН 26:29:000000:6823, обособленного земельного участка с и площади пересечения указанной в заключении №18.

С учетом плана - схемы № 9 взаимного месторасположения границ земельного участка с КН , обособленного земельного участка КН и площади пересечения, указанной в заключении №18 и плана - схемы №10 укрупненного фрагмента взаимного месторасположения границ земельного участка с КН , обособленного земельного участка КН 26:29:070704:1 и площади пересечения, указанной в заключении №18, экспертом указано, что указанная конфигурация границ пересечения в заключении 318 не соответствует конфигурации границ обособленного земельного участка КН построенного в координатах из сведений ЕГРН.

Произвести проверку месторасположения границ земельного участка пересечения не представляется возможным в связи с тем, что в заключении №18 не указан источник координат характерных точек по которым строилась модель границ лесного фонда.

Из п. 6 данного заключения следует, что установленное смещение кадастровых границ земельного участка с КН 26:29:000000:6823 относительно фактических границ на 2 метра, свидетельствует об отсутствии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из выводов названного выше заключения эксперта, земельный участок с кадастровым номером , не имеет пересечений/наложений на территорию Ессентукского лесничества, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Кроме того, исходя из представленных суду доказательств, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:6823 не относится к зоне особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права применимыми к спорным правоотношениям, отказывая
в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что общая площадь Ессентукского лесничества не изменилась, и основная часть входит в участок с кадастровым номером . Таким образом, границы
в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", посредством определения координат характерных точек, не устанавливались, то есть границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Суд учел, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого в силу требований земельного законодательства не установлены.

Также отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, исходи из того, что право ответчика Моисеева Г.А., который переуступил права аренды на указанный выше земельный участок Леонову Д.И. и Муратидис А.Н., возникло до 01.01.2016 и до момента внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка, в связи с чем, принадлежность спорного земельного участка к определенной категории земель следует определять в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, границы участка установлены таким образом, что площадь участка
не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе,
а также, что действующее законодательство не исключает применение положений закона "о лесной амнистии" в судебном порядке, а достаточных доказательств отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда, не представлено.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции заключение экспертов правильно оценено как убедительное и достоверное, мотивы,
по которым суд пришел к приведенным выводам, подробно изложены в решении суда. Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

Кадастровый учет, в том числе лесных участков, позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
При этом государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде координат характерных точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Таким образом, действующим законодательством закреплен приоритет: ведений, содержащихся в ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра. По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, права на него возникли 13.03.2013
(то есть до 01.01.2016).

Кроме того, доводы о пересечении и наложении земельного участка
с кадастровым номером с землями лесного фонда опровергаются проведенной экспертизой в соответствии с которой они даже не являются смежными.

Смежными являются те земельные участки, которые имеют общие границы, то есть когда граница одного участка одновременно является границей другого участка. Это следует из ч. 2 ст. 43 Закона о госрегистрации недвижимости, ч. 2 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.

Земельный участок лесного фонда расположенный рядом с земельным участком с КН имеет кадастровый , и имеет статус Единого землепользования (Единое землепользование - это составной земельный участок, состоящий из нескольких участков (обособленных и/или условных), права на который подлежат государственной регистрации, как на единый объект недвижимого имущества).

По информации Публичной кадастровой карты в составе земельного участка с КН насчитывается 112 обособленных земельных участков.

Обособленный земельный участок, расположенный в непосредственной близости с исследуемым земельным участком с КН , имеет кадастровый , площадью 1072320,53 кв.м (107,23 га) и располагается с северо-западной стороны.

При проведении сравнительного анализа местоположения координат фактических границ исследуемого земельного участка с
КН 26:29:000000:6823, с местоположением координат границ обособленного земельного участка с КН , указанных в сведениях ЕГРН, смежных границ не установлено.

Кроме этого, экспертом установлено, что между границами земельного участка с КН и границами обособленного земельного участка с КН входящим в состав земельного участка с КН имеются разрывы от 7 до 39 метров.

Также в результате проведенного исследования уставлено, что
по смежеству с земельным участком с КН земли лесного фонда не располагаются, т.е. смежных границ не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении дополнительной судебной землеустроительной экспертизы, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью, а, исходя из предмета иска, содержания поступившего заключения экспертизы оснований для назначения повторной экспертизы не имелось.

Кроме того, по запросу судебной коллегии экспертом АНО «НОЦ судебных экспертиз СКФО» Перепилицыным А.Н. представлены судебной коллегии письменные пояснения, подтверждающие выводы экспертного заключения.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Предгорного районного суда Ставропольского края
от 07.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2024.

Председательствующий

Судьи:

Судья Соловьянова Г.А. дело № 33-3-6724/2024

в суде 1-й инстанции № 2-2385/2023

УИД 26RS0030-01-2023-001582-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 03.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,

судей: Дробиной М.Л., Мирошниченко Д.С.,

при секретаре судебного заседания Адян М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства - Копаневой Е.Ю. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 07.12.2023, по гражданскому делу по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства - Департамента Лесного хозяйства по Южному федеральному округу к Моисееву Георгию Афанасовичу, Муратидис Ананию Константиновичу, Леонову Дмитрию Ивановичу, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, министерству имущественных отношений Ставропольского края, государственному казенному учреждению Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края» о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском
о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости сведений.

В обоснование исковых требований указано, что Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 на предмет наличия (отсутствия) оснований защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке, результатами которой установлено следующее. 15.07.2022 года комиссией
ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823, площадью 40 га., по результатам которого составлен акт №25 от 15.07. 2022 натурного обследования фактического использования указанного выше земельного участка. Акт осмотра (натурного обследования фактического использования) земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива. Составляют акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе Российской Федерации по поручению руководителя (приказ Минприроды России от 24 ноября 2004 года №701 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»). В соответствии с указанным актом, комиссией установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 1 (Н-Бор); часть выдела 113.115.118.119 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество», целевое назначение лесов, категория защитных лесов - противоэрозийные леса. Согласно таксационному описанию части выделов 113.115.118.1196 квартала 1(Н-Бор) Ессентукского участкового лесничества, включенные в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:6823, относятся в том числе к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». На основании визуального осмотра указанного земельного участка установлено, что квартал 1(Н.Бор.) части выделов 113.115.118.119 является лесными насаждениями. Часть выдела 118 квартала 1(Н[1]Бор.) - крутой склон. Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» спорный земельный участок частично сформирован из состава земель лесного фонда квартала 1(Н-Бор.) части выделов 113.115.118 является лесными насаждениями. Часть выдела 118 квартала – крутой склон. Общая площадь пересечения составила – 18 209 кв.м.

Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106. Категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, Ессентукское лесничество. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 26:29:000000:2106 подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества и ранее выданным свидетельством о государственной регистрации права серии 26АГ № 481555 от 31 августа 2004 года. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, и предоставлен в пользование на основании договора аренды № 140 от 02.07.2013, правообладатель Муратидис А.К. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 04.10.2022, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:6823 выявлены пересечения с землями лесного фонда Ессентукского лесничества. Как следует из фактических обстоятельств, ответчик пользуется земельным участком, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду. Таким образом, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данные обстоятельства указывают на неправомерность владения ответчиками частью спорного земельного участка в границах, определенных координатами поворотных точек.

Просит суд признать:

1) недействительным договор аренды спорного земельного участка от №140 от 02.07.2013 года, соглашение от 16.09.2019 года о переуступке прав и обязанностей от 16.0.92019 года по договору № 140 аренды земельного участка от 02.07.2013 года в части пересечения земельного участка , площадью пересечения: 18209 кв.м. в местах пересечения данного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ставропольского края, в следующих координатах:

2) Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества Ставропольского края общей площадью пересечения 8700 кв.м, в следующих координатах:

Установить, что настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:6823 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества Ставропольского края без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером:

Определением Предгорного районного суда Ставропольского края
от 27.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в качестве соответчиков привлечены Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и Министерство имущественных отношений Ставропольского края.

Определением Предгорного районного суда Ставропольского края
от 13.11.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края».

Решение Предгорного районного суда Ставропольского края
от 07.12.2023 (с учетом исправленной описке) в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений на нее) представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства - Копаневой Е.Ю., просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что утверждение ответчика о первичной регистрации его прав не правомерно, спорный земельный участок в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Просили назначить по делу дополнительную экспертизу.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Мурадитис А.К. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом возражений на неё, проверив применительно к ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером месторасположение которого указано: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: животноводство; площадью 400 000 +/- 5534 кв.м. Особые отметки: для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами): земли общего пользования.

Постановлением администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в аренду, зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, земельный участок сроком на 49 лет. Местоположение земельного участка: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

На данный земельный участок выдан кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ , являющийся неотъемлемой частью указанного договора (п.1 Договора ) с указанием уникальных характеристик идентифицирующие земельный участок с кадастровым номером в том числе по месторасположению и площади, а также с приложением экспликации указанного выше земельного участка, который имеет в своем составе сенокос 5000кв.м., пастбище 237930 кв.м., прочие 157070 кв.м.

Сведения ЕГРН о характеристиках указанного земельного участка, отображенные в данном кадастровом паспорте, внесены в реестр недвижимости по данным межевого плана от 15.02.2013 года (СД - диск поступивший из Росреестра и Роскадастра, л.д.97,100).

Межевой план от 15.02.2013 подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>,
с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Заказчиком кадастровых работ выступал Моисеев Г.А.

02.07.2013 во исполнение Постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края №659 от 25.04.2013, между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, в лице начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и Моисеевым Г.А. заключен договор аренды №140 земельного участка
с кадастровым номером

Согласно соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №140 от 02.07.2013, 14.06.2018 произошла переуступка прав на указанный выше земельный участок, согласно которому Моисеев Г.А. передал все права и обязанности по договору аренды № 140 земельного участка от 02.07.2013 года к Леонову Д.И.

Согласно соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №140 от 02.07.2013, 16.09.2019 произошла переуступка прав на указанный выше земельный участок, согласно которому Моисеев Г.А. передал все права и обязанности по договору аренды №140 земельного участка от 02.07.2013 года к Муратидису А.К.

Из выписки ЕГРН следует, что договор аренды земельного участка №140 от 02.07.2013 и соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (срок с 19.09.2019 по 02.07.2062), выданного 16.09.2019, зарегистрирован 19.09.2019 в установленном законом порядке за Муратидис А.К., номер государственной регистрации

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка для размещения лесных насаждений, площадью 11591 га, расположенного по адресу (месторасположение) установлено относительно ориентира <адрес>, расположенного в границах участка, является Российская Федерация.

Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: , категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений; сведения об объекте недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», адрес: Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, Ессентукский лесхоз.

Как следует из публичной кадастровой карты, смежным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 и имеет статус Единого землепользования (Единое землепользование - это составной земельный участок, состоящий из нескольких участков (обособленных и/или условных), права на который подлежат государственной регистрации, как на единый объект недвижимого имущества). При этом, по информации публичной кадастровой карты в составе земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 насчитывается 112 обособленных земельных участков.

Обособленный земельный участок, расположенный в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером 26:29:000000:6823, имеет кадастровый , площадью 1072320,53 кв.м (107,23 га) и располагается с северо-западной стороны.

Согласно выписки, из государственного лесного реестра от 13.10.2022, подписанной заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Ковалевой Т.С., земельный участок с кадастровым номером имеет назначение: защитные леса, категория защитности - противоэрозионные леса.

Из карты-схемы расположения и границ лесного участка от 13.10.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 имеет условные обозначения: лесной участок, расположенный в квартале
1 (Ново-Боргустаноское), части выделов 113, 115, 118, 119 Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества.

На основании изложенного, суд установил, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Истцом в материалы дела представлены выкопировка из планшета (лесоустройство 1996 года) Ессентукского участкового лесничества; выписка из проекта организации и развития лесного хозяйства Ессентукского лесхоза Ставропольского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, том III, таксационное описание Ново-Боргустанского лесничества, подготовленные ГСЛП «Воронежлеспроект», подтверждающие проведение лесоустройства в оспариваемых границах; заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий; карта-схема расположения и границы лесного участка.

В ответ на запрос о предоставлении сведений о межевании земельного участка с кадастровым номером Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщило, что в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (далее - министерство), министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений. По сведениям ЕГРН земельный участок
с кадастровым номером отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

В рамках исполнения переданных полномочий Министерством
не осуществлялся выдел земельного участка с кадастровым номером , в том числе из земель лесного фонда. Подготовка межевого плана по образованию земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:6823 Министерством также не осуществлялась.

Документы основания по постановке границ земельного участка
с кадастровым номером в Министерстве также отсутствуют.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Филиала
ППК «Роскадастр» по <адрес>, землеустроительное дело
на земельный участок с кадастровым номером
с местоположением: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 м на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>, отсутствует.

Земельный участок с кадастровым номером образован ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером (поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), на основании Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с чем, вопрос о факте выдела указанного земельного участка из земель лесного фонда, Филиал не располагает, который осуществлял полномочия в области кадастрового учета, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и предоставлен в пользование на основании договора аренды Муратидис А.К.; право пользования зарегистрировано 19.09.2019. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Для правильного разрешения дела, с учетом наличия спора между истцом и ответчиком о несоответствии в расположении границ земельных участков, определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 24.08.2023 назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено Автономной некоммерческой организации «Научно-образовательный центр судебных экспертиз Северо-Кавказского федерального округа».

Как следует из выводов заключения п. 1) заключения эксперта
№14 от 05.10.2023, площадь земельного участка с кадастровым номером составила 400 000 кв.м, что соответствует площади данного земельного участка по сведениям ЕГРН.

Согласно п. 2 данного заключения фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям ЕГРН.

Фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям в правоустанавливающих документах.

Фактическая площадь и фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют площади и границам по имеющимся о них сведениям в Межевом плане от 15.02.2013.

Из пункта 3 данной экспертизы следует, что в результате проведенного исследования установлено, что по смежеству с земельным участком с кадастровым номером 26:29:000000:6823 земли лесного фонда не располагаются, т.е. смежных границ не имеется.

Границы земель лесного фонда расположены на расстоянии от 7 до 39 метров от границ земельного участка с кадастровым номером в местах их непосредственной близости (см. скриншоты План-схемы № 2,3,4,5,6,7 с публичной кадастровой карты).

Из п. 4 заключения эксперта следует, что по имеющимся в едином государственном реестре недвижимости сведениям, определить точное фактическое местоположение границ лесного фонда по смежеству с земельным участком с кадастровым номером в действующей системе координат МСК-26 от СК-95, зона 1, возможно.

При этом экспертом указано, что по имеющимся в материалах дела: выкопировке из планшета № 1 (лесоустройство 1996 г.) (л.д. 19); заключения № 18 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (л.д. 22); карты-схемы расположения и границы лесного участка (л.д. 44) определить, точное фактическое местоположение границ лесного фонда по смежеству с земельным участком с кадастровым номером в действующей системе координат не представляется возможным, в связи с тем, что: - на указанном картматериале отсутствуют в целом по периметру координаты границ лесного фонда; - картматериал представлен в масштабе 1:10 000 (в 1 см 100 метров), по которому точность на местности не будет соответствовать точности на картматериале; - учет лесного фонда представлен кварталом 1, частями выделов 113,115,118,119, который не отвечает требованиям ведения реестра кадастра недвижимости, т.е. координаты выделов отсутствуют.

Согласно п.5 данного заключения, между границами земельного участка с КН и границами обособленного земельного участка с КН , входящим в состав земельного участка с КН имеются разрывы от 7 до 39 метров (см. скриншоты План-схемы № 2,3,4,5,6,7 с публичной кадастровой карты).

Экспертом, в координатах характерных точек, на скриншоте
с Публичной кадастровой карты, создана графическая модель (План-схема
№ 9,10) взаимного местоположения границ земельного участка
с КН , обособленного земельного участка с КН и площади пересечения указанной в Заключении № 18.

Указанная конфигурация границ пересечения в Заключении № 18 не соответствует конфигурации границ обособленного земельного участка с КН - построенного в координатах из сведений ЕГРН.

Произвести проверку местоположения границ участка пересечения не представляется возможным в связи с тем, что в Заключении № 18 не указан источник координат характерных точек по которым строилась модель границ лесного фонда.

Таким образом, пересечение/наложение границ земельного участка с
кадастровым номером с землями лесного фонда
не установлено.

Вместе с тем, в описательной части заключения по вопросу 5, экспертом указано, что согласно выписки из сведений ЕГРН от 13.10.2022 (л.д. 29-42) дата постановки на кадастровый учет земельного участка
с КН является - 15.03.2013, однако при проведении исследования по вопросу № 2 экспертом установлено, что данный земельный участок был образован в результате выполнения кадастровых работ путем раздела земельного участка с КН расположенного по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Тельмановский сельсовет, в 2000 ветров
на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>,
с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, при этом земельный участок с КН был поставлен на кадастровый учет - 18.01.2006.

По выписке из сведений ЕГРН от 30.09.2022 № (л.д. 51-67) дата постановки на кадастровый учет земельного участка с - является 27.02.2008.

При сравнении дат постановки на кадастровый учет установлено, что исходный земельный участок с КН был зарегистрирован ранее, чем земельный участок с КН 26:29:000000:2106.

Из этого следует, что пересечение/наложение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 отсутствует.

Также экспертом проведено исследование представленного в материалах дела Заключения № 18 от 18.11.2018 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (л.д. 22-23).

В Заключении № 18 указано, что земельный участок с
КН вклинивается в земли лесного фонда, площадь вклинивания составляет 18209 кв.м.

При проведении исследования по вопросу № 3 экспертом проведен сравнительный анализ местоположения координат фактических границ исследуемого земельного участка с КН 26:29:000000:6823,
с местоположением координат границ обособленного земельного участка с КН входящего в состав земельного участка с КН , указанных в сведениях ЕГРН, проведенным сравнением смежных границ между исследуемыми земельными участками не установлено.

Кроме этого, экспертом установлено, что между границами земельного участка с КН и границами обособленного земельного участка с КН 26:29:070704:1, входящим в состав земельного участка с
КН имеются разрывы от 7 до 39 метров (см. скриншоты План - схемы с публичной кадастровой карты).

Экспертом, в координатах характерных точек, на скриншоте с Публичной кадастровой карты, создана графическая модель (План-схема № 9,10) взаимного местоположения границ земельного участка с КН 26:29:000000:6823, обособленного земельного участка с и площади пересечения указанной в заключении №18.

С учетом плана - схемы № 9 взаимного месторасположения границ земельного участка с КН , обособленного земельного участка КН и площади пересечения, указанной в заключении №18 и плана - схемы №10 укрупненного фрагмента взаимного месторасположения границ земельного участка с КН , обособленного земельного участка КН 26:29:070704:1 и площади пересечения, указанной в заключении №18, экспертом указано, что указанная конфигурация границ пересечения в заключении 318 не соответствует конфигурации границ обособленного земельного участка КН построенного в координатах из сведений ЕГРН.

Произвести проверку месторасположения границ земельного участка пересечения не представляется возможным в связи с тем, что в заключении №18 не указан источник координат характерных точек по которым строилась модель границ лесного фонда.

Из п. 6 данного заключения следует, что установленное смещение кадастровых границ земельного участка с КН 26:29:000000:6823 относительно фактических границ на 2 метра, свидетельствует об отсутствии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из выводов названного выше заключения эксперта, земельный участок с кадастровым номером , не имеет пересечений/наложений на территорию Ессентукского лесничества, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Кроме того, исходя из представленных суду доказательств, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:6823 не относится к зоне особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права применимыми к спорным правоотношениям, отказывая
в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что общая площадь Ессентукского лесничества не изменилась, и основная часть входит в участок с кадастровым номером . Таким образом, границы
в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", посредством определения координат характерных точек, не устанавливались, то есть границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Суд учел, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого в силу требований земельного законодательства не установлены.

Также отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, исходи из того, что право ответчика Моисеева Г.А., который переуступил права аренды на указанный выше земельный участок Леонову Д.И. и Муратидис А.Н., возникло до 01.01.2016 и до момента внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка, в связи с чем, принадлежность спорного земельного участка к определенной категории земель следует определять в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, границы участка установлены таким образом, что площадь участка
не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе,
а также, что действующее законодательство не исключает применение положений закона "о лесной амнистии" в судебном порядке, а достаточных доказательств отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда, не представлено.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции заключение экспертов правильно оценено как убедительное и достоверное, мотивы,
по которым суд пришел к приведенным выводам, подробно изложены в решении суда. Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

Кадастровый учет, в том числе лесных участков, позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 13.03.2013
(░░ ░░░░ ░░ 01.01.2016).

░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 43 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. 2 ░░. 39 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ , ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░), ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ 112 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ , ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 1072320,53 ░░.░ (107,23 ░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░
░░ 26:29:000000:6823, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ , ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░ 39 ░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░
░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 327.1, 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░ 07.12.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.10.2024.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

33-3-6724/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Ответчики
Леонов Дмитрий Иванович
ГКУ СК «Земельный фонд»
Администрация ПМО
Моисеев Георгий Афанасович
Мурадитис Ананий Константинович
Другие
Герцева Наталья Дорофеевна
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"
Управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по СК
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
15.07.2024Передача дела судье
12.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее