Судья Дрогалева С.В. Дело № 33-8532/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей Поповой Е.В., Клиничевой Г.В.,
при секретаре Фоминой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-948/2019 по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой С. В. в интересах Карповой Е. А. к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2020 года, которым иск первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой С. В. в интересах Карповой Е. А. к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности удовлетворен.
На ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» возложена обязанность в течение десятидневного срока с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Карповой Е. А. договор поставки газа, для обеспечения коммунально - бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в доход местного бюджета города – героя Волгограда взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.В., выслушав представителей ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - Коноваленко Т.В. и Гончарову А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области – Бережного А.И., представителя ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» - Мазина А.В., представителя Администрации Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области – Королькова А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Карповой Е.А. к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки жилищного законодательства установлено, что 28 декабря 2019 г. между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Карповой Е.А. заключен договор № 1573/2019 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес>.
28 декабря 2019 г. подписан акт приема - передачи жилого помещения.
В целях газоснабжения жилого помещения Карпова Е.А. подала в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» заявление о заключении договора поставки газа.
Письмом начальника абонентского отдела г. Волгограда ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» от 21 февраля 2020 г. Карповой Е.А. отказано в заключении договора поставки газа по причине того, что стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель жилого помещения.
Однако действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей - сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, тогда как уклонение ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» от заключения с Карповой Е.А. договора поставки газа приводит к невозможности использования ею жилого помещения по целевому назначению, что нарушает ее права на предоставление качественных коммунальных услуг и не согласуется с декларируемыми государством принципами соблюдения гарантированных законом жилищных прав детям - сиротам и создания им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе.
На основании изложенного, просил возложить обязанность на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключить с Карповой Е.А. договор поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд в жилом помещении, расположенном по адресу: Волгоград, <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», оспаривая законность и обоснованность принятого решения, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, ссылается на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.
В письменных возражениях прокуратура Волгоградской области решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Гарантированное статьей 7 Конституции Российской Федерации право социального обеспечения предполагает особое положение детей-сирот, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, основной проблемой, с которой сталкиваются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из государственных организаций, является отсутствие жилья.
В рамках Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240, реализуются мероприятия по совершенствованию механизмов предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Частью 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор газоснабжения (поставки газа для коммунально-бытовых нужд) является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 2 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения).
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно частям 1, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги и, в том числе плату за газ.
В силу ч. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации положения данной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, то есть в отношении нанимателей специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 1 Правил).
Пунктом 13 указанных правил предусмотрены основания для отказа в заключении договора: а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения; б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты; в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа; г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, приказом комитета строительства Волгоградской области от 26 декабря 2019 г. № 973-ОД по договорам найма жилых помещений для лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области гражданам, относящимся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению.
Согласно списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к приказу комитета строительства Волгоградской области от 26 декабря 2019 г. № 973-ОД, Карповой Е.А. предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
28 декабря 2019 г. между ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» и Карповой Е.А. заключен договор № 1573/2019 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указанного жилого помещения.
28 декабря 2019 г. между сторонами подписан акт приема - передачи жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Газоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории Волгоградской области, выступает ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
21 февраля 2020 г. ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», в ответ на заявление Карповой Е.А. о заключении договора поставки газа, сообщило об отсутствии оснований для заключения договора поставки газа с ней, как с нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также указало, что по состоянию на 14 февраля 2020 г. поставка газа в используемое жилое помещение осуществляется на основании контракта между поставщиком газа и застройщиком. По истечению срока действия вышеуказанного контракта, будет осуществляться на основании контракта между поставщиком газа и наймодателем.
18 марта 2020 г. комитет строительства Волгоградской области обратился в адрес первого заместителя прокурора Волгоградской области в целях недопущения негативных последствий с просьбой провести проверку по фактам нарушений действующего законодательства Российской Федерации со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на предмет совершения его должностными лицами административного правонарушения или уголовного деяния.
07 апреля 2020 г. Карпова Е.А. обратилась в прокуратуру Волгоградской области с просьбой обратиться в ее интересах в суд по вопросу заключения договора между ней и ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на поставку газа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства следует из материалов дела и сторонами не оспаривались.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, установив, что действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей - сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, а правовых оснований для отказа газоснабжающей организацией в заключении договора поставки газа не имеется, пришел в выводу об удовлетворении требований истца.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку в своем решении он приравнивает понятия «договора социального найма» и «договора найма специализированного жилого помещения», не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в силу положений ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, частями 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что в отношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель ГКУ Волгоградской области «Управление капитальным строительством», как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик газа, также не может быть принята во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
Комитет строительства Волгоградской области с 2013 года осуществляет полномочия по обеспечению жильем детей - сирот. Предоставленные жилые помещения специализированного жилищного фонда находятся в оперативном управлении ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства».
К пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, регулирующие социальный найм жилых помещений (ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 г. № 109-п, ГКУ Волгоградской области «Управление капитальным строительством» является уполномоченной организацией по передаче жилых помещений по договору найма.
Согласно п. 2.4.2 Устава ГКУ Волгоградской области «Управление капитальным строительством» выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключает соответствующие договоры найма.
Таким образом, ГКУ Волгоградской области «Управление капитальным строительством» не является управляющей организацией с полномочиями по предоставлению коммунальных услуг нанимателям и не обязано выступать стороной по договору поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан, согласно действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрены прямые договорные отношения по снабжению коммунальными ресурсами, в том числе газоснабжения, между нанимателями, арендаторами помещений специализированного жилищного фонда, и поставщиками коммунальных услуг, также является несостоятельным к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами 3, 5, 7, 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. К оферте прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы действующего законодательства и сделан обоснованный вывод о том, что наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда, равно как и наниматели жилых помещений по договору социального найма, собственники жилых помещений, имеют право на заключение договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями и осуществлять оплату по ним.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: