Дело №а-357/19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием административного истца – прокурора <адрес> ФИО2,
представителя административного ответчика - администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в лице главы ФИО3 и её представителя ФИО4, действующего на основании доверенности,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 14 ноября 2019 года дело по административному иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к обеспечению безопасных условий дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что в октябре 2019 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в деятельности администрации Васильевского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Васильевского сельского поселения имеется автомобильной железобетонный мост через <адрес>, протяженностью 61,3 м., расположенный на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного ЗАО «Компания «Дорис» обследования технического состояния указанного моста дано заключение об аварийном состоянии моста, рекомендовано закрыть движение транспорта по мосту до проведения его реконструкции.
ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение автомобильного железобетонного моста через <адрес>, расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>», а именно – обрушение пешеходной плиты с левой стороны моста по направлению движения в сторону <адрес>.
Вместе с тем, до момента обрушения, движение по мосту не ограничивалось, мост использовался по назначению, несмотря на рекомендации специалистов ЗАО «Компания «Дорис».
При этом, с момента регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо расходы на содержание моста администрацией Васильевского сельского поселения не производились, капитальный ремонт моста не осуществлялся, иные меры, направленные на обеспечения надлежащего технического состояния моста, не принимались, что ставило под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, и привело к частичному обрушению моста.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Васильевского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, органом местного самоуправления поселения меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения до настоящего времени не приняты.
Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрацией Васильевского сельского поселения перекрыто движение по данному мосту, установлены запрещающие движение дорожные знаки.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация ОГИБДД ОМВД России по <адрес> о том, что до настоящего времени по мосту через <адрес> продолжается движение транспортных средств, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ начальнику филиала Котельниковского ДРСУ ГБУ ВО «Волгоградавтодор», а также главе администрации Васильевского сельского поселения выданы предписания на организацию работ по исключению проезда транспортных средств по мосту через <адрес> на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>».
При этом, какие-либо иные подъездные пути с твердым дорожным покрытием к <адрес> отсутствуют, что вынуждает граждан осуществлять движение по аварийному мосту.
При таких обстоятельствах администрацией Васильевского сельского поселения нарушаются основные принципы безопасности дорожного движения, закрепленные в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в частности приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
С учётом изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения в части непринятия мер по капитальному ремонту автомобильного железобетонного моста через <адрес>, протяженностью 61,3 м., расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>» и возложить на администрацию Васильевского сельского поселения обязанность по капитальному ремонту автомобильного железобетонного моста через <адрес>, протяженностью 61,3 м, расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>», в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор <адрес> исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – глава администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании показала, что расположенный на территории Васильевского сельского поселения мост через реку Мышкова, действительно находится в аварийном состоянии. Администрацией сельского поселения неоднократно перекрывалось движение по указанному мосту, путем насыпей грунта и установки запрещающих дорожных знаков о запрете движения по аварийному мосту, однако жителями села, в связи с единственным сообщением, связывающим сельское поселение с районным центом твердым дорожным покрытием, организуемые мероприятия игнорируются. Кроме того, бюджет сельского поселения не позволяет даже запланировать мероприятия по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию указанного моста, поскольку последние являются очень дорогостоящими. Просит в иске отказать.
Представитель административного ответчика – ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, согласившись с позицией главы сельского поселения. Кроме того указал, что в случае удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на административного ответчика по капитальному ремонту автомобильного железобетонного моста через <адрес>, протяженностью 61,3 м, расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>», в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, в связи с отсутствием средств на проведение мероприятий по реконструкции данного моста, исполнение решения суда в указанный административным истцом срок, не осуществимо. Стоимость проектных работ составляет 7 миллионов рублей. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу статьи 3 указанного Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения).
Согласно статье 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», за сельскими поселениями в <адрес> закреплены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, в собственности Васильевского сельского поселения имеется автомобильный железобетонный мост через <адрес>, протяженностью 61,3 м, расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной ЗАО «Компания «Дорис» диагностики указанного сооружения, техническое состояние моста через реку Мышкова на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>» оценивается как аварийное с указанием дефектов и рекомендаций по их устранению. В связи с чем, до проведения реконструкции моста, движение автотранспорта по нему необходимо закрыть.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение автомобильного железобетонного моста через <адрес>, расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>», а именно – обрушение пешеходной плиты с левой стороны моста по направлению движения в сторону <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, за период с момента обследования указанного моста и до момента обрушения пешеходной плиты, движение по мосту не ограничивалось, мост использовался по назначению, несмотря на рекомендации специалистов обследуемой организации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Васильевского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Из содержания ответа на представление прокурора следует, что администрацией сельского поселения во исполнение представления прокурора была осуществлена полная остановка движения автомобилей по указанному мосту. Были установлены знаки запрещающие движение по мосту, а также осуществлено перекрытие моста земляными насыпями с обеих сторон.
Вместе с тем, в материалах дела содержится информация отделения ГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено, что администрацией Васильевского сельского поселения не обеспечиваются требования безопасности дорожного движения при содержании дорог до настоящего времени продолжается движение транспортных средств по мосту через реку Мышкова, в связи с чем, в адрес главы администрации Васильевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ направлено предписание об организации работы по исключению проезда транспортных средств по мосту через реку Мышкова на 27 км. +100 м. автодороги «Октябрьский – Васильевка» путем установки физических препятствий.
В ходе судебного разбирательства доказательств устранения установленных нарушений ответчиком не представлено.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем непринятие органом местного самоуправления должных мер к обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права граждан на безопасность дорожного движения по дорогам Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения, заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, изыскания средств на проведение мероприятий по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию моста, суд на основании ст. 187 КАС РФ устанавливает срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по капитальному ремонту автомобильного железобетонного моста через <адрес>, протяженностью 61,3 м., расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>».
Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в течение 6-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по капитальному ремонту автомобильного железобетонного моста через <адрес>, протяженностью 61,3 м., расположенного на 27 километре автомобильной дороги «р.<адрес> – <адрес>».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено с использованием технических средств ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись