САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-207 /2018 |
Судья: Никитина М.Я. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Птоховой З.Ю. |
судей |
Александровой Ю.К. и Савельевой Т.Ю. |
при секретаре |
Демура М.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-564/2015 по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное) на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2017 года по иску прокурора Курортного района Санкт-Петербурга, в защиту интересов Клюкина С. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное) об обязании установить страховую пенсию по старости и пенсию по инвалидности.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения истца Клюкина С.И. и прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Махова Е.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курортного района Санкт-Петербурга в защиту интересов Клюкина СИ. обратился в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ УПФ РФ в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное), в котором просил, обязать ответчика в соответствии с пп.1 п.3 ст.3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установить Клюкину С.И. пенсию по инвалидности, предусмотренную пп.1 п.2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховую пенсию по старости (л.д.2-5).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Клюкин С.И. является ветераном подразделений особого риска категории непосредственного участия «Д» с 1993 года. В соответствии с решениями МСЭК Комитета Ветеранов подразделений особого риска от 1997 годи и от 2002 года Клюкину С.И. установлена инвалидность 2 группы по причине «увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей, связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска». Клюкину С.И. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. В назначении второй пенсии в соответствии с пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона от декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» УПФ РФ по Курортному району Клюкину С.И. отказано. Полагая, что права Клюкина С.И. нарушены, прокурор Курортного района Санкт-Петербурга, действуя в защиту его интересов обратился в суд с настоящим иском
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2017 года иск прокурора Курортного района Санкт-Петербурга, в защиту интересов Клюкина С. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное) об обязании установить страховую пенсию по старости и пенсию по инвалидности – удовлетворено.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе (межрайонное) возложена обязанность установить Клюкину С.И. пенсию по инвалидности, предусмотренную пп.1 п.2 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховую пенсию по старости.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе (межрайонное), третье лицо Государственной общественной организации «Комитет ветеранов подразделения особого риска Российской Федерации» извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Клюкин С.И. является получателем государственной пенсии по инвалидности по пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 166-ФЗ, а также по статье 9 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом от 25 февраля 1997 года истец имеет право на компенсации или льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (л.д.7).
Клюкин С.И. имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших участие в действиях подразделений Особого риска, поименованных в подпункте «Д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2123-1, что подтверждается удостоверением от 24 июня 1993 (л.д.7).
Из решений МСЭК Комитета ветеранов подразделений особого риска от 1997 года и 2002 года Клюкину С.И. установлена инвалидность второй группы по причине «увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался положениями пп.1 п. 3 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» абзаца 2 п.1 закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установив прямую причинно-следственную связь наступления инвалидности и исполнения служебных обязанностей при участии в действиях подразделений особого риска пришел к выводу о том, что граждане из подразделений особого риска, ставшие инвалидами, имеют право на получение двух пенсий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального Закона номер 166-ФЗ, наравне с гражданами, ставшим инвалидами вследствие военной травмы и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Оспаривая решение суда в указанной части, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что право на одновременное получение двух пенсий в силу статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ имеют только лица, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, которым установлена причина инвалидности «военная травма», в то время, как Клюкин С.И. не относится к военнослужащим и в силу абзаца 3 пункта 2 Постановления положения статьи 29 закона №1244-1 на него не распространяются.
Отклоняя указанный довод жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 Закона № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пределах, установленных данным Постановлением.
Согласно п. 2 данного Постановления указанным лицам, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные, в том числе ст. 29 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Граждане из подразделений особого риска подразделены на пять категорий, в том числе имеется категория непосредственных участников испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений, являющиеся военнослужащими и вольнонаемными составом Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (подп. «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1).
В соответствии с подп. 2 пункта 1 статьи 29 названного Закона РФ от 15 мая 1991 года№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Порядок установления инвалидности вследствие военной травмы определен в пункте 7 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 № 1).
На основании постановления Правительства РФ № 958 от 11 декабря 1992 года утвердившего Положение «О Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации» и «Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска», Государственная общественная организация «Комитет подразделений особого риска Российской Федерации» до 01 января 2005 года, выдавала удостоверения «Ветеран подразделений особого риска», а МСЭК Комитета устанавливала факт непосредственного участия в действиях подразделений особого риска и причинную связь заболевания, инвалидности, смерти с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Как уже было указано выше Комитет выдал истцу удостоверение перенёсшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом от 25 февраля 1997 года, а также удостоверение от 24 июня 1993, согласно которого Клюкин С.И. имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших участие в действиях подразделений Особого риска, поименованных в подпункте «Д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2123-1 (л.д.7).
Постановлением Правительства РФ №46 от 26 января 2007 года МСЭК Комитета ликвидирована.
В настоящее время порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2016 года № 590.
Учитывая, что к гражданам из подразделений особого риска относятся как военнослужащие так и лица вольнонаемного состава, а в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 нет специального указания на наличие статуса военнослужащего как условия распространения гарантий, предусмотренных статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд пришел к правильному выводу, что данная норма подлежит применению ко всем лицам из подразделений особого риска независимо от наличия статуса военнослужащего.
Вместе с тем, судом установлено и из материалов дела следует, что Клюкин С.И. относится к числу военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных командированных для работы и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности).
Поскольку Клюкин С.И. получил увечья при исполнении служебных обязанностей, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований распространения гарантий, установленных статьей 29 закона Российской Федерации № 1244-1 на Клюкина СИ., признание за последним в соответствии со статьей 3 Федерального закона №166 - ФЗ права на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и страховой пенсии.
При этом как правильно указа суд, отнесение Клюкина С.И. к категории участия «Д» и распространение на него гарантий, предусмотренных абзацем 3 пункта 2 постановления, не лишает его права на получение также гарантий, предусмотренных абзацем 1 пункта 2 постановления поскольку Клюкин С.И. относится в том числе к лицам, ставшим инвалидами вследствие участия в действиях подразделений особого риска.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: