Судья Тлеужева Л.М. Дело № 33-1028/2020
дело № 2-1352/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2020 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Хамирзова М.Х. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Сокуровой С.З.
с участием представителя А.С.Р. Д.Б.С.
по докладу судьи Кучукова О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.С.Р. к Местной администрации городского округа Нальчик о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Местной администрации городского округа Нальчик и А.С.Р.
на решение Нальчикского городского суда КБР от 24 апреля 2020 года.
Судебная коллегия
Установила:
А.С.Р. обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском к Местной администрации городского округа Нальчик, требуя обязать ответчика предоставить ему изолированное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилой площади с учетом площади, необходимой для проживания в нём не менее одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за А.С.Р..
В обоснование исковых требований указано, что А.С.Р. является инвалидом 1 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания. Постановлением Главы местной администрации г Нальчика от 17 марта 2004 года он принят на учет в очередь реабилитированных, инвалидов 1 и 2 группы на получение жилья. Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 09 декабря 2019 года он переведен в льготную очередь лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний с 12 ноября 2018 года, однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением. Он относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма в связи с тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний. В силу возраста и состояния здоровья он нуждается в постоянном постороннем уходе, который в настоящее время осуществляется А.К.Х. (л.д. 16, 23) В связи с чем, жилым помещением он должен быть обеспечен вне очереди с учетом площади, необходимой для проживания в нём также, по крайней мере, одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход.
Местная администрация городского округа Нальчик представила письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, является обязательством Российской Федерации, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя обязательств. Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации. Доказательства выделения ответчику денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в том числе и для А.С.Р., в материалах дела отсутствуют. Кроме того указано, что при внеочередном предоставлении жилья истцу будут нарушены права иных лиц, которые как и истец страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, имеют такие же как и А.С.Р. права на обеспечение жильём, ранее него приняты на учет, но жилым помещением не обеспечены.
Стороны в суд не явились, просили о рассмотрении дело в их отсутствие. Дело судом рассмотрено в их отсутствие.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 24 апреля 2020 года исковые требования А.С.Р. удовлетворены частично. Решением суда на Местную администрацию городского округа Нальчик возложена обязанность предоставить А.С.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в черте г. Нальчика в соответствии с нормой предоставления жилья. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Местная администрация городского округа Нальчик подала на решение суда апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального права, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствовался недоказанными обстоятельствами, имеющими значение для дела, что повлекло несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указано, что суд первой инстанции оставил без надлежащей оценки доводы возражений ответчика на исковое заявление о том, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации. Доказательства выделения Местной администрации городского округа Нальчик из федерального или республиканского бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют. В настоящее время впереди А.С.Р. в очереди стоят 30 граждан, включенных в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Судом первой инстанции не учтено, что в случае предоставления жилья А.С.Р. будут ущемлены права других граждан, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, ранее принятых на учёт.
Считая решение суда в части отказа в предоставлении жилой площади с учетом площади, необходимой для проживания в нём одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ним, А.С.Р. подал на решение суда апелляционную жалобу, срок на подачу которой восстановлен определением Нальчикского городского суда КБР от 08 июня 2020 года. В апелляционной жалобе А.С.Р. просит решение суда в части отказа в предоставлении жилой площади с учетом площади, необходимой для проживания в нём не менее одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход, отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы А.С.Р. указал, что в Постановлении от 22 января 2018 года № 4-П, которым применительно к правам несовершеннолетнего инвалида на жилище дана оценка конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное положение не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку: оно предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади. В силу возраста и состояния здоровья А.С.Р. также нуждается в постоянном постороннем уходе. Следовательно, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации распространяется и на него. В связи чем, жилым помещением он должен быть обеспечен вне очереди с учетом площади, необходимой для проживания в нем также, по крайней мере, одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ним.
Извещённый о времени и месте рассмотрения дела А.С.Р. в судебное заседание не явился. Не обеспечила участия в деле своего представителя и местная администрация городского округа Нальчик. Дело рассмотрено в из отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Кучукова О.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя А.С.Р. Д.Б.С., поддержавшую поданную А.С.Р. жалобу и возражавшей против жалобы Местной администрации городского округа Нальчик, судебная коллегия находит жалобу Местной администрации городского округа Нальчик необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а апелляционную жалобу А.С.Р. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании постановления Главы администрации г. Нальчика от 17 марта 2004 года № 328 А.С.Р. составом семьи 2 человека - он и его внук А.А.С., принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в очередь реабилитированных, инвалидов 1 и 2 группы.
Постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 09 декабря 2019 года № 2218 он включен в льготную очередь лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний с 12 ноября 2018 года, составом семьи - 1 человек.
Согласно справке врачебной комиссии ГКУЗ «Гериатрический центр» М3 КБР №43 от 11 ноября 2019 года А.С.Р. страдает заболеванием: Атеросклероз аорты, коронарных, церебральных артерий. Атеросклеротический кардиосклероз. Артериальная гипертония 3 ст., риск IV. Атеросклероз сосудов нижних конечностей. Окклюзия бедренных артерий с обеих сторон. Осл.: Недостаточность кровообращения П Б, ФК 111. Хроническая ишемия нижних конечностей. (Код: 1 70.2), входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, пользуется льготой при внеочередном получении дополнительной изолированной жилой площади.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных части 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». С 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Судом по делу установлено, что А.С.Р. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма, и страдает заболеванием, указанным в перечне. Постановление местной администрации от 09 декабря 2019г. в части постановки А.С.Р. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, как инвалида I группы, имеющего хроническое заболевание, незаконным не признано.
Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).?
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Исходя из этого, судебная коллегия находит апелляционную жалобу Местной администрации городского округа Нальчик необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 51). Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.
Принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года № 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
Исключением из этого правила является часть 2 той же статьи, предусматривающая внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1), а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3). Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма - с учетом того, что федеральный законодатель при реализации своих полномочий исходит из имеющихся у государства возможностей, - направлена на защиту интересов таких граждан и потому не может расцениваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы.
Вместе с тем подобные гарантии - в силу конституционных требований недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а также принципов равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, - должны быть реальными, т.е. выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества. С учетом этих требований, а также предписания статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не допускающей при осуществлении прав и свобод человека и гражданина ущемления прав и свобод других лиц (в данном случае - имеющих право на предоставление жилого помещения на иных основаниях), пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Судом установлено, и это подтверждено материалами дела, что А.С.Р. является инвалидом 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе, что он не может проживать один.
В силу этого законодательное регулирование отношений в жилищной сфере направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод лиц, нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 1 июля 2014 года № 20-П, от 27 июня 2017 года № 17-П и от 22 января 2018 года № 4-П и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Жилищного кодекса Российской Федерации, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы лицами, не способными самостоятельно проживать в предоставляемых им помещениях, что лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы назначению Российской Федерации как социального государства, противоречило бы статьям 7, 40 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении гражданину, страдающему соответствующим заболеванием и нуждающегося в постоянном постороннем уходе, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и заботу, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, и нуждающемуся в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, необходимой для проживания в нём также по крайней мере одного взрослого человека, осуществляющего уход за этим гражданином.
Исходя из этого, судебная коллегия находит изложенные в решении выводы суда о необоснованности заявленных А.С.Р. требований о предоставлении жилого помещения с учётом площади, необходимой для проживания в нём по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход, основанными на неправильном толковании и применении норм права. В силу этого считает необходимым решение суда в этой части отменить и принять новое решение об удовлетворении этих требований.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма общей площади предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по г. Нальчику КБР установлена решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 27 октября 2006 года и составляет от 14 до 16 кв.м. общей площади на одного человека (п. 1.1 Решения). Следовательно, предоставляемое А.С.Р. жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 28 кв.м. (14х2=28).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР
Определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР 24 апреля 2020 года в части отказа А.С.Р. в требованиях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом жилой площади, необходимой для проживания в нём не менее одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход, отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Обязать Местную администрацию городского округа Нальчик предоставить А.С.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в черте г. Нальчика в соответствии с нормой предоставления жилья на двух человек общей площадью не менее 28 кв.м.
Апелляционную жалобу Местной администрации городского округа Нальчик на решение Нальчикского городского суда КБР 24 апреля 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Кучуков.
Судьи: 1. М.Х. Хамирзов
2. А.З. Бейтуганов.