Дело № 2-104/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Гангаловой Т.С.,
с участием представителей истца Даниловой В.Г. и Перехожева С.В.,
представителя ответчика МУП «Качалинское» Баландюкова И.В.,
представителя третьего лица – администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Петровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2016 года в р.п. Иловля Иловлинского района Волгоградской области гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области к муниципальному унитарному предприятию «Качалинское» о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Качалинское» (далее МУП «Качалинское»), в котором просит обязать МУП «Качалинское» в установленный судом срок:
-разработать проекты организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположенных на ст. Качалино, в х. Фастов, в х. Широков Иловлинского района Волгоградской области (5 скважин);
-оформить (получить) санитарно-эпидемиологические заключения по проектам организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в Управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области;
-утвердить проекты организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в Комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
В обосновании исковых требований истец указал то, что Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области в период с 21 мая 2015 года по 13 июля 2015 года была проведена плановая выездная проверка МУП «Качалинское».
В ходе осмотра территории всех подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Качалинского сельского поселения (три скважины, расположенные на ст. Качалино, одна скважина – в х. Фастов, одна скважина – в х. Широков) было установлено, что:
-территория 1 пояса зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения не огорожена, отсутствуют дорожки с твёрдым покрытием к водозаборным сооружениям (скважинам), не обеспечена охраной территория 1 пояса зоны строгого режима скважины железнодорожная № 2 – напротив дома № 59 по ул. Советская на ст. Качалино, скважины на ул. Мира на ст. Качалино, скважины в х. Фастов (к скважине на расстоянии менее 30 м примыкает животноводческая ферма), скважины в х. Широков;
-отсутствуют утверждённые в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения по проектам организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
С целью контроля качества воды в местах водозабора Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области проведён отбор проб воды, по результатам исследования которых установлено несоответствие качества воды из скважин установленным гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: общее микробное число при норме не более 50 КОЕ/1 мл составила в скважине № 04-85 комбикормовый завод ст. Качалино – 100 КОЕ/1 мл; в скважине по ул. Мира ст. Качалино – 70 КОЕ/1 мл; в скважине х. Фастов – 80 КОЕ/1 мл; в скважине х. Широков – 100 КОЕ/1 мл; обнаружены общие колиформные бактерии (наиболее вероятное число 2) в воде скважины в х. Фастов при норме – отсутствуют в 100 мл.
Таким образом, МУП «Качалинское» осуществляет деятельность с нарушением требований п.п. 1.13, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По факту выявленных юридическое лицо МУП «Качалинское» привлечено к административной ответственности.
Неисполнение ответчиком требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создаёт угрозу жизни и здоровью граждан как постоянно проживающих в Качалиском сельском поселении, так и временно пребывающих на данных территориях, создаёт угрозу возникновения и распространения заболеваний на территории поселения, в связи с чем истец обратился в суд с данным исковым заявлением.
В судебном заедании представители Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Данилова В.Г. и Перехожев С.В. исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика МУП «Качалинское» Баланюков И.В. в судебном заседании исковые требования признал полностью.
В силу ст. 39 ч. 1 и ч. 2 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Представитель третьего лица - администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Петровой Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требований, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологического благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утверждённого проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
В судебном заседании установлено то, что МУП «Качалинское» является коммерческой организацией, создано в целях оказания населению коммунально-бытовых услуг (л.д. 34-46).
В соответствии с договором о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01 июля 2011 года, за МУП «Качалинское» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество казны, предназначенное для оказание услуг отопления, водоснабжения и водоотведения населению (л.д. 48-51).
При проведении плановой выездной проверки в отношении МУП «Качалинское», проведённой Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области 18 июня 2015 года, в ходе осмотра территории всех подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Качалинского сельского поселения (три скважины, расположенные на ст. Качалино, одна скважина – в х. Фастов, одна скважина – в х. Широков) было установлено, что:
-территория 1 пояса зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения не огорожена, отсутствуют дорожки с твёрдым покрытием к водозаборным сооружениям (скважинам), не обеспечена охраной территория 1 пояса зоны строгого режима скважины железнодорожная № 2 – напротив дома № 59 по ул. Советская на ст. Качалино, скважины на ул. Мира на ст. Качалино, скважины в х. Фастов (к скважине на расстоянии менее 30 м примыкает животноводческая ферма), скважины в х. Широков;
-отсутствуют утверждённые в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения по проектам организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
С целью контроля качества воды в местах водозабора Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области проведён отбор проб воды, по результатам исследования которых установлено несоответствие качества воды из скважин установленным гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: общее микробное число при норме не более 50 КОЕ/1 мл составила в скважине № 04-85 комбикормовый завод ст. Качалино – 100 КОЕ/1 мл; в скважине по ул. Мира ст. Качалино – 70 КОЕ/1 мл; в скважине х. Фастов – 80 КОЕ/1 мл; в скважине х. Широков – 100 КОЕ/1 мл; обнаружены общие колиформные бактерии (наиболее вероятное число 2) в воде скважины в х. Фастов при норме – отсутствуют в 100 мл. (л.д. 6-27).
На основании данных проверки, по факту нарушения требований санитарного законодательства административным органом в отношении МУП «Качалинское» составлен протокол от 17 июля 2015 года № 1873 об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ (л.д. 20).
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела административным органом вынесено постановление от 24 сентября 2015 года № 3005, которым МУП «Качалинское» привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ (л.д. 28-29).
Поскольку эксплуатация водопроводных скважин, расположенных на ст. Качалино, в х. Фастов, в. Ширяевском, осуществляется в отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить загрязнения источника водоснабжения, принимая во внимание бездействие ответчика, не принимающего соответствующих мер, а также обязанность МУП «Качалинское» обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны, а также утверждению разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов, суд считает требования Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области подлежащими удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2).
Поэтому, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, комплекса мероприятий, необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд полагает необходимым установить МУП «Качалинское» срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу для его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области к муниципальному унитарному предприятию «Качалинское» о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Качалинское» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
-разработать проекты организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположенных на ст. Качалино, в х. Фастов, в х. Широков Иловлинского района Волгоградской области (5 скважин);
-оформить (получить) санитарно-эпидемиологические заключения по проектам организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в Управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области;
-утвердить проекты организации зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в Комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2016 года.
Судья Р.В. Растегин