УИД 14RS0019-01-2023-002685-14
Дело № 2-2253/2023 Дело № 33-759/2024
Судья Софронов А.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 13 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Удаловой Л.В.,
судей Кузьминой М.А., Местниковой С.А.,
при секретаре Ребровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством веб-конференции с представителем истца Ракута А.А.
гражданское дело по иску Краскова Г.С. к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, Правительству Республики Саха (Якутия) и Министерству строительства Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности выделить финансирование в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Морозовой Е.Г. на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения представителя истца Ракута А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Красков Г.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» (далее – Нерюнгринская районная администрация) об обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма; Правительству Республики Саха (Якутия) (далее – Правительство РС (Я)) и Министерству строительства Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство строительства РС (Я)) с иском о возложении обязанности выделить финансирование в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, указывая на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот; включен в Единый реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия). В мае и октябре 2023 года обращался ответчику с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако жилое помещение ему предоставлено не было, а заявления оставлены без ответа.
Красков Г.С. просит обязать Нерюнгринскую районную администрацию предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 44 кв.м., отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления. Также обязать Правительство РС (Я) и Министерство строительства РС (Я) выделить финансирование в достаточном объеме на обеспечение истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года постановлено иск удовлетворить.
Обязать Нерюнгринскую районную администрацию предоставить Краскову Г.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Обязать Правительство РС (Я) и Министерство строительства РС (Я) выделить финансирование в достаточном объеме на обеспечение Краскова Г.С. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Морозова Е.Г. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований к Нерюнгринской районной администрации, мотивируя тем, что согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в пределах материальных и финансовых ресурсов, передаваемых органом местного самоуправления. При вынесении решения судом не были учтены доводы ответчика о том, что обеспечить истца жильем не представляется возможным по независящим от ответчика причинам, работа по предоставлению жилья сиротам ведется, при этом Нерюнгринская районная администрация не имела возможности организовать процедуры по закупке жилых помещений, в связи с тем, что Министерством строительства РС (Я) не была утверждена стоимость одного квадратного метра жилого помещения в городе Нерюнгри. В 2023 году было проведено 74 котировки в электронном виде по приобретению жилых помещений для обеспечения детей-сирот, из них состоялось только 10 котировок, остальные не состоялись из-за отсутствия заявок от продавцов квартир в связи с низкой предлагаемой стоимостью квадратного метра жилых помещений. Без повышения Министерством строительства РС (Я) стоимости квадратного метра Нерюнгринская районная администрация не имеет возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья.
Истец Красков Г.С., представители ответчиков Нерюнгринской районной администрации, Правительства РС (Я), Министерства строительства РС (Я) о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Ракута А.А. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из доводов подателя апелляционной жалобы следует, что решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года представителем Нерюнгринской районной администрации обжалуется только в части требований о возложении на Нерюнгринскую районную администрацию обязанности предоставить Краскову Г.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В части возложения обязанность на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование вышеуказанного мероприятия не обжалуется, соответственно, в этой части решение суда не является предметом проверки судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, родители Краскова Г.С., _______ года рождения, Е. и С. умерли до достижения им совершеннолетия, в настоящее время он является лицом из числа детей-сирот.
03 октября 2023 года Красков Г.С. обратился с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в Нерюнгринскую районную администрацию.
Из ответа Нерюнгринской районной администрации № ... от 03 ноября 2023 года следует, что Красков Г.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МО «Нерюнгринский район» на 2023 год. В случае приобретения Нерюнгринской районной администрацией в 2023 году жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему будет предложено жилое помещение, как достигшему совершеннолетия в _______ года.
Однако по настоящее время Красков Г.С. соответствующим жилым помещением не обеспечен, доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком возложенная действующим законодательством обязанность реализовать право Краскова Г.С. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не исполняется, при этом осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права и верном установлении юридически значимых обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года №17- О, определение от 5 марта 2009 года №376-0-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон республики №1201-IV) установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), проживающим на территории Республики Саха (Якутия).
В частности частью 1 статьи 4 Закона республики №1201-IV в редакции от 26 марта 2015 года предусмотрено, что детям-сиротам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Таким образом, приведенными нормами права определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. В частности, такими основаниями являются отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Принимая во внимание тот факт, что истец на день обращения с иском в суд жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Краскова Г.С.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, надлежащей оценке собранных и исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение истца жилым помещением не представляется возможным по независящим от ответчика причинам, в связи с невозможностью проведения процедур закупки жилых помещений по причине того, что Министерством строительства РС (Я) не была утверждена стоимость одного квадратного метра жилого помещения в городе Нерюнгри, судом апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку конституционное право лица, оставшегося без попечения родителей на его обеспечения жильем за счет государства, не может быть поставлено в зависимость от возможности либо невозможности организации закупочных процедур органом местного самоуправления по каким-либо причинам.
Таким образом, указанные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного по делу решения и не могут служить основанием в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 22 марта 2024 года.