Решение по делу № 2а-1849/2020 от 06.10.2020

Дело № 2а-1849/2020

УИД № 02RS0001-01-2020-004830-23

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2020 года                                                                              г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                                                                       Шнайдер О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к Т.Т.Л. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Т.Т.Л. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени. Требования мотивированы тем, что ответчик владеет транспортными средствами <данные изъяты>, <данные изъяты>, земельными участками. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 2 835 рублей. Налогоплательщик не произвел уплату транспортного налога в установленные сроки, в связи, с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня в размере 15 руб. 12 коп. В связи, с чем административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности, взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу и пени на общую сумму 2 850 руб. 12 коп., по земельному налогу и пени на общую сумму 32 руб. 17 коп.

На основании положений п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Как установлено ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т.Т.Л. является налогоплательщиком, ИНН , имеет в собственности транспортные средства.

По сведениям, представленным МРЭО ГИБДД МВД России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Т.Т.Л. был зарегистрирован автомобиль марки «<данные изъяты>», г/н , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован автомобиль марки «<данные изъяты>», г/н .

Таким образом, указанные транспортные средства в соответствии со ст. 358 НК РФ признаются объектами налогообложения.

Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Т.Т.Л. является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по <адрес> административному ответчику направлено налоговое уведомление о расчете транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 2835 руб., земельного налога на сумму 32 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что в установленные законом сроки транспортный налог и земельный налог не были уплачены, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 15 руб. 12 коп., 0 руб. 17 коп. соотвественно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно содержать сведения, указанные в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52).

Как следует из материалов дела, на основании ст. 69-70 НК РФ налоговым органом в адрес Т.Т.Л. направлялось требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога на сумму 2 835 руб., пени на сумму 15 руб. 12 коп., земельного налога на сумму 32 руб. 00 коп., пени на сумму 0 руб. 17 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в добровольном порядке налогоплательщиком требование не исполнено, недоимка по транспортному налогу, земельному налогу и пени в установленный срок не погашена, что послужило причиной обращения административного истца в суд.

УФНС России по <адрес> обратилось к мировому судье судебного участка <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Т.Т.Л. недоимки по транспортному, земельному налогу.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка <адрес> на основании ч. 1 ст. 123.4 КАС РФ заявление УФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании с Т.Т.Л. недоимки по транспортному, земельному налогу возвращено заявителю, в связи с неподсудностью.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ, с ходатайством о восстановлении процессуального срока.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 Кодекса).

При этом необходимо учитывать соблюдение взыскателем срока на обращение в суд, который в соответствии со ст. 48 НК Российской Федерации составляет 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке (п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства").

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Исходя из суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц, указанной в требовании, срока уплаты, определенного требованием, со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций в соответствии со ст. 286 КАС РФ и до момента, когда предъявлен настоящий административный иск, прошло более шести месяцев (срок обращения в суд до ДД.ММ.ГГГГ включительно, поскольку сумма требования не превышена 3000 руб. после выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ - ст. 48 п. 2 абз. 3 НК РФ).

Вместе с тем, УФНС России по <адрес> обратилось с данным административным исковым заявлением в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением процессуального срока.

По смыслу ст. 48 Налогового кодекса РФ основанием для восстановления срока является наличие уважительных причин его пропуска.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для взыскания задолженности, однако, причины пропуска срока административный истец не указал. Доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени в установленный законом срок, суду не предоставлено.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов, страховых взносов и своевременностью их взимания, в связи с чем, административному истцу должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе УФНС России по <адрес> в удовлетворении требований о взыскании с Т.Т.Л. недоимки по транспортному налогу на сумму 2 835 руб. и пени на сумму 15 руб. 12 коп., земельному налогу на сумму 32 руб. 00 коп. и пени на сумму 0 руб. 17 коп., поскольку истец пропустил срок обращения с заявлением о взыскании указанной задолженности, уважительных причин пропуска срока при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к Т.Т.Л. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 2 835 руб. 00 коп., пени в размере 15 руб. 12 коп., земельному налогу в размере 32 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 17 коп.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Судья                                                                                                            О.А. Шнайдер

2а-1849/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление ФНС России по Республике Алтай
Ответчики
Тищенко Татьяна Леонидовна
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Шнайдер Ольга Александровна
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация административного искового заявления
07.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
03.12.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
03.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021Дело оформлено
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее