Дело № 16-3643/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 августа 2024 года город Краснодар
Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г.Сочи Овечкина В.Н. на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 8 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Овсепяна Сурена Роландовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 8 ноября 2022 года Овсепян С.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В протесте, принесённом в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор г.Сочи Овечкин В.Н. ставит вопрос об отмене состоявшегося в отношении Овсепяна С.Р. по настоящему делу об административном правонарушении судебного постановления, ссылаясь на его незаконность, просит прекратить производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Овсепян С.Р., уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении прокурором протеста, в установленный срок возражения на него не представил.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучив с учётом положений указанной нормы материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Пунктом «а» части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Овсепяна С.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, согласно которым 14 августа 2022 года, в 14 часов 50 минут, по ул.Виноградная в г.Сочи Краснодарского края водитель Овсепян С.Р. управлял транспортным средством «<данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в состоянии опьянения, при этом его действия не содержали уголовно-наказуемого деяния.
Вместе с тем, как следует из представленных с протестом прокурора материалов, постановлением старшего следователя СЧ СУУВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 6 декабря 2023 года в отношении Овсепяна С.Р. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту того, что 14 августа 2022 года, не позднее 14 часов 50 минут, водитель Овсепян С.Р., находясь в состоянии алкогольного опьянения и управляя транспортным средством «<данные изъяты> государственный регистрационный знак №, с находящимся внутри автомобиля пассажиром ФИО6., двигаясь по проезжей части ул.Виноградная Центрального района г.Сочи со стороны ул.Госпитальная в направлении ул.Инжирная в районе дома № 36 допустил наезд на стоящее неподвижно транспортное средство «<данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в результате которого пассажиру ФИО7 был причинён тяжкий вред здоровью.
Постановлением старшего следователя следственного управления УВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 30 декабря 2023 года Овсепян С.Р. привлечён в качестве обвиняемого по данному уголовному делу.
Таким образом, при квалификации действий Овсепяна С.Р. по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по пункту «а» части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, судьёй районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены также иные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судом разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица (пункт 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в абзаце 3 подпункта «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
При этом абзацем 7 пункта 3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае, если административное расследование фактически не проводилось, судье районного (городского) суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Оганесяна С.Р. к административной ответственности, имели место 14 августа 2022 года.
Протоколы об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составлены 14 августа 2022 года (л.д.5, 5а). Согласно справке № 1043 о результатах химико-токсикологических исследований данное исследование проведено 14 августа 2022 года (л.д.6). 15 августа 2022 года у Оганесяна С.Р. установлено состояние опьянения, о чём имеется заключение в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения № 2031 (л.д.4).
9 октября 2022 года должностным лицом ИДПС роты № 3 ПДПС ГИБДД ГУВД по г.Сочи ГУМВД по Краснодарскому краю в отношении Оганесяна С.Р. составлен протокол об административном правонарушении № 23 АП 057288 (л.д.2).
Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что административное расследование фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в том числе, проведение экспертизы, допрос лиц, проживающих в другой местности, не выполнялись.
Более того, пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что химико-токсикологическое исследование биологического объекта, осуществляемое в рамках медицинского освидетельствования на состояние опьянения, является одним из элементов процедуры проведения такого освидетельствования, в связи с чем не может расцениваться как проведение по делу об административном правонарушении административного расследования.
В связи с изложенным данное дело подлежало рассмотрению мировым судьёй.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 8 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Овсепяна С.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 8 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Овсепяна Сурена Роландовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова