Судья: Григорашенко О.В. Дело № 33-12751/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0008-01-2023-000026-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Петруниной М.В., Гирсовой Н.В.,
при помощнике судьи Луговом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 апреля 2023 года апелляционную жалобу ФИО на решение Дубненского городского суда Московской области от 16 февраля 2023 года по гражданскому делу № 2-214/2023 по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решений об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в установлении пенсии № 1562978/22 от 18 ноября 2022 года незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности милиционера-водителя Отдела внутренних дел Дубненского Горисполкома с 27 декабря 1982 года по 5 июля 1988 года, обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, с 18 ноября 2022 года.
В обоснование требований указал, что 18 ноября 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 25 ноября 2022 года в назначении досрочной пенсии отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа.
В решении от отказе ответчик указал, что для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» необходимым условием является наличие страхового стажа не менее 42 лет, в то время как истцу было засчитано 36 лет 06 месяцев 26 дней. В страховой стаж не был засчитан период службы в органах МВД с 27 декабря 1982 года по 5 июля 1988 года в Отделе внутренних дел Дубненского Горисполкома в должности милиционера-водителя, поскольку данный период приравнен к периоду прохождения военной службы по контракту, не поименован в ч. 9 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» и не может быть включен в страховой стаж.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 16 февраля 2023 года исковые требования ФИО оставлены без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец ФИО
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения спора при данной явке, поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени, месте и дне судебного разбирательства, их неявка, с учетом отсутствия доказательств уважительности, не является препятствием к рассмотрению спора (статьи 167, 169 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения, исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2019 года, в Федеральный закон "О страховых пенсиях" внесены изменения.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным Законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Судом перовой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18 ноября 2022 года ФИО, <данные изъяты> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии на основании статьи 8 Закона № 400-ФЗ.
Решением ответчика № 1562978/22 от 25 ноября 2022 года ФИО отказано в установлении пенсии, поскольку истцом не достигнут требуемый для назначения страховой пенсии по старости пенсионный возраст.
Отказывая в назначении страховой пенсии, пенсионный орган указал, что:
- в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» у мужчин, достигших возраста 60 лет в 2021 году, право на назначение пенсии возникнет только по истечении 3-х лет, т.е. в 63 года;
- в соответствии с положениями ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия может быть назначена на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, т.е. в 61 год, но при наличии страхового стажа не менее 42 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 23,4.
Ответчиком к зачету принято 36 лет 06 месяцев 26 дней страхового стажа истца:
- с 22 июня 1979 года по 6 июня 1980 года – работа (00 лет 11 месяца 15 дней);
- с 17 июня 1980 года по 20 октября 1980 года – работа (00 лет 04 месяца 04 дня);
- с 31 октября 1980 года по 2 ноября 1982 года – военная служба по призыву (2 года 00 месяцев 02 дня);
- с 06 июля 1988 года по 8 сентября 1994 года – работа (05 лет 07 месяцев 03 дня).
- с 14 февраля 1994 года по 21 июля 2008 года – работа (14 лет 05 месяцев 08 дней);
- с 1 августа 2009 года по 18 октября 2011 года – работа (02 года 02 месяца 18 дней);
- с 20 октября 2011 года по 16 января 2012 года – работа (00 лет 02 месяца 27 дней);
- с 6 февраля 2012 года по 17 ноября 2022 года – работа, за исключением отпуска без сохранения заработной платы 00 месяцев 03 дня (10 лет 09 месяцев 09 дней).
Не включены в подсчет страхового стажа следующие периоды:
- с 27 декабря 1982 года по 5 июля 1988 год – военная служба по контракту, т.к. указанный период не поименован в ч. 9 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» (05 лет 06 месяцев 09 дней);
- 3 июня 2015 года, 1 июля 2016 года и 28 апреля 2018 года – отпуска без сохранения заработной платы, т.к. уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не производилась.
Также, из материалов дела следует, что ответчиком при подсчете страхового стажа были приняты к зачету периоды работы истца и прохождения военной службы по призыву.
Рассматривая заявленные требования о признании решения об отказе в установлении пенсии № 1562978/22 от 18 ноября 2022 года незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности милиционера-водителя в Отделе внутренних дел Дубненского Горисполкома с 27 декабря 1982 года по 5 июля 1988 года, обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 18 ноября 2022 года, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами Федерального закона РФ "О страховых пенсиях", обоснованно исходил из того, что на момент обращения в пенсионный орган у истца отсутствовал требуемый стаж 42 года, предусмотренный ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-Фз «О страховых пенсиях», дающий право на страховую пенсию по старости на общих основаниях; исчисление же страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, производится в порядке, установленном ч. 9 ст. 13 Федерального закона, который предусматривает включение в страховой стаж в целях определения их права на страховую пенсию только периодов работы и иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, иные периоды, в том числе, период прохождения службы по контракту в страховой стаж в соответствии с указанным порядком включению не подлежит, период прохождения службы истца в отделе внутренних дел Дубненского горисполкома Главного управления внутренних дел Мособлисполкома с 27 декабря 1982 года по 5 июля 1988 года относится к иным периодам, в связи с чем данный период правомерно не был учтен пенсионным органом при определении страхового стажа истца.
Учитывая, что на дату обращения и принятия решения пенсионным органом у истца отсутствуют условия для установления пенсии по п. 1.2 ст. 8 данного Закона - по причине отсутствия продолжительности страхового стажа 42 лет, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что ранее действовавшим законодательством предусматривалась возможность учета спорных периодов в трудовой стаж, и у истца имеется право на сохранение ранее приобретенных прав на пенсию, основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, при этом исключение оспариваемых истцом периодов из подсчета страхового стажа, дающего право на назначение пенсии досрочно в порядке п. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответствуют порядку учета стажа, предусмотренному частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды учебы и службы по призыву не поименованы частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки установленных судом обстоятельств дела, приведенные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и истцом не опровергнуты.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубненского городского суда Московской области от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>