РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 15 июля 2024 года
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Лопатина С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «ТехноПром» Кудымова А.С. на постановление № 1-66-920/2024 государственного инспектора отдела автотранспортного надзора МТУ Ространснадзора по УФО ******. от 26.04.2024, которым ООО «ТехноПром» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
указанным постановлением должностного лица от 26.04.2024 ООО «ТехноПром» признано виновным в том, что 11.03.2024, в ходе проведения постоянного рейда выявлены нарушения, допущенные ООО «ТехноПром»: при осуществлении регулярной перевозки пассажиров на транспортном средстве ****** не обеспечена передача информации о географической широте и долготе местоположения данного транспортного средства, путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
В жалобе защитник ООО «ТехноПром» Кудымов А.С. просит об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Полагает, что обществом выполнены все требования, предусмотренные нормативно-правовыми актами, 25.09.2023 ООО «ТехноПром» зарегистрировалось в системе с оператором системы – АО «ГЛОНАСС», направило заявку для получения специализированных SIM-карт, все транспортные средства оснащены аппаратурой спутниковой навигации, что исключает вину ООО «ТехноПром». Невозможность завершить процедуру идентификации в АИС «ЭРА-ГЛОНАСС» связана исключительно с бездействием АО «ГЛОНАСС» и ООО «Сфера контроля», что не зависит от воли ООО «ТехноПром».
Законный представитель ООО «ТехноПром» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Защитник ООО «ТехноПром» Кудымов А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 - 5 настоящей статьи, ст. 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки) обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п. 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2021 №145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, согласно которым они обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования (п.2), при организации и осуществлении перевозок пассажиров юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать безопасные условия перевозок пассажиров (п.3)
На основании п.10 Правил № 145, безопасные условия перевозок пассажиров обеспечиваются посредством соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616.
Согласно п.п. "д" п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с п.п. "г" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров.
Пунктом 1 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216 (далее - Правила № 2216) установлен порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Согласно п. 3 Правил № 2216, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, соответствующей требованиям технического регламента (п.п. "а") и обеспечивающей определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
При оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.
Положения ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" от 28.12.2013 №395-ФЗ определяют ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" как федеральную государственную территориально распределенную автоматизированную информационную систему экстренного реагирования при авариях, обеспечивающей оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 данного Федерального закона оператором системы является АО "ГЛОНАСС".
Установлено, что ООО «ТехноПром» на основании лицензии от 07.05.2019 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами, транспортное средство ****** включено в лицензируемый вид деятельности ******
В ходе проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства в области транспорта в виде постоянного рейда в отношении деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащей лицензированию, установлено, что 11.03.2024 на транспортном средстве ****** выявлено необеспечение передачи информации о географической широте и долготе местоположения данного транспортного средства, путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Согласно сведениям АО «ГЛОНАСС» с ООО «ТехноПром» не заключен договор, предусматривающий оказание услуг по идентификации АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и обеспечению передачи в Ространснадзор информации, поступающей от АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»; идентификация АСН не проведена, специализированные сим-карты не получены.
Неоснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС является нарушением требований условий лицензий, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 или ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, которыми установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 12.31.1, 12.32.1 и 19.7.9 КоАП РФ или грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11.23, 11.32, 12.31.1, 12.32.1 и 19.7.9 КоАП РФ.
Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Таким образом, вмененное ООО «ТехноПром» деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Учитывая разные родовые объекты составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3,4 ст. 14.1.2 и ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, переквалификация действий ООО «ТехноПром» невозможна.
Ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.31.1 КоАП РФ, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора МТУ Ространснадзора по УФО ФИО2 № 1-66-920/2024 от 26.04.2024 – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Лопатина С.В.