Дело №2а-430/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым ЯНАО, 5 апреля 2019 года
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре судебного заседания Гришан А.А., с участием истца Пономарева В.В., представителей соответчиков Забродкиной Н.П. и Самарского И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Пономарева В.В. об обжаловании решения призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета,
Установил:
Пономарев В.В. обратился в суд с иском к Отделу Военного комиссариата ЯНАО по г. Надыму и Надымскому району, Призывной комиссии МО Надымский район о признании незаконным решения призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета. В обоснование иска указал, что решением призывной комиссии Отдела Военного комиссариата ЯНАО по г. Надыму и Надымскому району от 08 ноября 2018 года на основании п.п. 1 ст. 28 ФЗ № 53 от 23.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета. Полагает решение незаконным, поскольку он состоит на учете в ОВК ЯНАО по г. Надыму и Надымскому району. В период времени с <данные изъяты> обучался по очной форме обучения в <данные изъяты> по программе специалитета. С *дата* по *дата* обучался по очной форме обучения в интернатуре этого же университета. Ежегодно, на протяжении обучения в ОВК предоставлялись справки, подтверждающие обучение. В сентябре 2017 года по окончании обучения он самостоятельно явился в военкомат, получил повестку на прохождение медицинской комиссии на 02.10.2017 года. При прохождении медицинской комиссии ему были выданы направления для прохождения обследования в дерматологическом и терапевтическом отделениях ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ». В период времени с 18.10.2017 по 28.10.2017 года он находился на обследовании в дневном стационаре в дерматологическом отделении, а с 28.11.2017 по 04.12.2017 года в терапевтическом отделении ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ». Госпитализация в терапевтическое отделение на более ранний срок не представлялась возможной в связи с отсутствием свободных мест, о чем он уведомлял сотрудников военкомата. Выписки из истории болезни были направлены из ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» в военкомат после окончания лечения. В декабре 2017 года при предоставлении выписки из истории болезни после прохождения лечения в военкомате ему сообщили, что призывная комиссия закончила свою работу до марта следующего года. В марте 2018 года он обратился в военкомат, но ему не сообщили о дате заседания комиссии, в сентябре 2018 года он обратился к военному Карпову, на что он ответил, что ему необходимо прибыть на заседание призывной комиссии 02.11.2018 года. В назначенную дату ему стало известно, что заседание перенесено на 8.11.2018 года, а 8.11.2018 года он был поставлен в известность, что решением призывной комиссии его признали не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Ссылаясь на ст.ст. 1, 26,28 Закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 34 Положения о призыве на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, указал, что свои гражданские обязанности он исполнил в полном объеме, однако, призывной комиссией решения о призыве его на военную службу до достижения предельного возраста 17.02.2018 года не было принято, что не может быть поставлено ему в вину. Оспариваемое решение нарушает его права, поскольку делает невозможным прохождение службы в органах государственной власти. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии МО Надымский район от 8.11.2018 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас с выдачей справки взамен военного билета.
Определением суда от 25.03.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат ЯНАО.
В судебном заседании Пономарев В.В. на иске настаивал по доводам, в нем приведенным, указал, что не уклонялся от призыва. 19.10.2018 года не явился на заседание медицинской комиссии ввиду прохождения обследования в больнице. В последствии приходил в военкомат, приносил выписки. В 2016 году не явился по повестке в военкомат ввиду поступления в интернатуру медицинской академии, в марте 2018 года не явился по повестке на заседание призывной комиссии, поскольку был в отпуске. Выписку с оспариваемым решением получил 14.11.2018 года. Обжаловал решение в прокуратуру, а затем в военкомат округа, просил восстановить пропущенный срок на подачу искового заявления.
Представитель ответчика Призывной комиссии МО Надымский район Самарский И.В. в судебном заседании требования иска не признал, указал о пропуске истцом срока на обращение в суд. Отметил, что истец уклонился от явки в военкомат по повестке в 2009 году, обучение в колледже не давало отсрочки от призыва, затем не явился по повестке в 2016 году, в 2017 году не прошел медицинскую комиссию. Полагал принятое решение законным и обоснованным, иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель Отдела военного комиссариата в г. Надыме Забродкина Н.П. просила в иске отказать. Указала, что истцом не была пройдена медкомиссия, до 29.12.2017 года категория годности не была определена. После 19.10.2017 года повестка истцу не вручалась, мер по призыву на военную службу не принималось, мер по привлечению к ответственности за уклонение от призыва не принималось. По окончании обследования истец в военкомат не явился. Медицинская комиссия работает до обследования последнего призывника, призывная комиссия- в соответствии со списками, решения принимаются по каждому индивидуально.
Представитель ОВК ЯНАО Горобец В.В. в судебное заседание не явился, предоставил возражения на иск, в которых указал, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно. Указал, что истцу не предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, в период с 2009 по 2017 год истец не призывался на военную службу. Истец не завершил установленные медицинские мероприятия, необходимые для определения годности его к военной службе, 17.02.2018 года истец достиг 27-летнего возраста. Решением от 8.11.2018 года истец был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Не имеется оснований полагать, что решение принято с нарушением установленного порядка его принятия. Указал также, что для применения положений ч. 1.1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы. При зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то оснований, предусмотренных ст.ст. 23 и 24 Закона № 53-ФЗ, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы после 1 января 2014 года. Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении истца не принималось, призывная комиссия при зачислении его в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Полагал, что истцом пропущен срок на подачу административного иска, нарушен порядок обжалования. Просил в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту Закон), призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 1, 7 ст. 28 вышеуказанного Закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с п.4 ст.26 Закона о воинской обязанности и военной службе, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В силу п.1, п. 4 ст.5.1 Закона «О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 (ред. от 30.09.2017), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (п. 18).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях ( п.19).
Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе (п. 20).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 года, предусмотрено понятие медицинского освидетельствования и перечень действий, которые в ходе освидетельствования должны совершаться. В частности, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для освобождения от прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
Данные обстоятельства подтверждаются и правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1899-0, о том, что вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Судом установлено, что Пономарев В.В., *дата* г.р., состоит на воинском учете в ОВК по г. Надыму и Надымскому району с 05.03.2008 года.
По окончании обучения в МОУ СОШ *№ обезличен*. Надыма в *дата* года поступил в «<данные изъяты>», не закончив который, в <данные изъяты>
Ежегодно образовательная организация направляла в адрес военкомата справки, подтверждающие обучение студента Пономарева в академии, в целях подтверждения права на отсрочку от призыва.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
Пунктом 6.1 ст. 163 Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", установлено, что граждане, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую на основании и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры.
*дата* года истцу по месту обучения была вручена повестка Надымского ОВК о явке в военкомат 3.10.2016 года к 9 часам, однако, в августе 2016 года он был зачислен на очную форму обучения в интернатуре <данные изъяты> курс обучения в которой окончил *дата*, получив диплом о послевузовском профессиональном образовании.
Таким образом, в период обучения- с августа 2010 по июль 2016 года истец обладал правом на отсрочку от призыва на военную службу, следовательно его неявка на заседание призывной комиссии не свидетельствует об уклонении от призыва на военную службу.
*дата*, после завершения обучения, истцу была вручена повестка о явке в военкомат для прохождения медицинской комиссии *дата*.
*дата* по результатам медицинского освидетельствования истец был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» в дерматологическое отделение и терапевтическое отделение.
Одновременно истцу были вручены повестки о явке в военкомат с результатом обследования (лечения) для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу *дата*.
В связи с нахождением на лечении в условиях дневного стационара дерматовенерологического отделения истец не явился для прохождения медицинской комиссии *дата*.
*дата* ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» по результатам обследования по направлению военного комиссара выдано медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина Пономарева В.В., который находился на обследовании в дерматовенерологическом отделении в стационарных условиях с *дата* по *дата* с диагнозом «Эндогенная экзема кистей. Острое течение».
*дата* аналогичное заключение выдано истцу по результатам обследования в терапевтическом отделении в период с *дата* по *дата* с диагнозом «Хронический неатрофический гастрит, стадия обострения, дуоденит. Гастроэзофагиальнорефлюксная болезнь, эндоскопически негативная. Язвенная болезнь луковицы ДПК, стадия ремиссии».
Заключения наряду с выписками из карты стационарного больного о прохождении лечения в материалах личного дела призывника Пономарева В.В. имеются.
Заключением призывной комиссии и МО Надымский район (протокол № 3/У от 08 ноября 2018 года) Пономарев В.В. на основании п.п. 1 п. 1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета.
Анализируя материалы дела, судом установлено, что, согласно графика работы медицинской комиссии по освидетельствованию граждан осенью 2017 года в ОВК г. Надым и Надымского района, утвержденного *дата*, заседания медицинской комиссии были запланированы на период с *дата* по *дата*.
Согласно графика работы призывной комиссии, утвержденного *дата*, заседания призывной комиссии планировались в период с *дата* по *дата*.
Согласно книги протоколов заседания призывной комиссии МО Надымский район, заседания призывной комиссии проводились в период с *дата*, последнее заседание проведено *дата*.
При условии, что истец, достигший возраста 26 лет, в первостепенном порядке подлежал призыву на военную службу, после *дата* истец сотрудниками военкомата не вызывался на заседание медицинской комиссии, в списки граждан, подлежащих вызову на заседание призывной комиссии в период призыва на военную службу осенью 2017 года Пономарев В.В. не включался.
Иных попыток уведомления истца Пономарева В.В. о необходимости явки на заседание призывной комиссии для призыва на военную службу в период с 19.10.2017 до достижения истцом 27 летнего возраста не осуществлялось.
Сотрудниками военкомата контроля за прохождением медицинского освидетельствования истцом не осуществлялось, вопрос о длительности проводимого обследования в ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» не ставился, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований п. 18 Положения о призыве граждан на военную службу.
В книге учета посетителей Надымского военкомата за период с 02.10.2017 по 29.12.2018 года Пономарев В.В. не значится.
Между тем, наличие в материалах личного дела истца выписок из карты стационарного больного, выданных ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» по результатам обследования истца по направлению военкомата, свидетельствует о том, что он являлся в военкомат, сообщал об окончании обследования, однако, должностными лицами военкомата не вызывался для завершения медицинского освидетельствования и явки на заседание призывной комиссии.
Доказательств обратному в судебном заседании не установлено.
При этом, в период с *дата* до *дата* истец объективно мог завершить медицинское освидетельствование для призыва на военную службу и быть призванным на военную службу при отсутствии ограничений по состоянию здоровья.
Между тем, в период работы призывной комиссии осенью 2017 года истец не завершил медицинское освидетельствование, и, в соответствии с п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, вправе завершить его в следующую призывную компанию.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Пономарев В.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Доказательств обратному административным ответчиком, вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ, суду не представлено.
Относительно соблюдения Пономаревым В.В. трёхмесячного срока обращения в суд с административным иском, суд исходит из следующего.
Решение призывной комиссии от *дата* истец обжаловал в Надымскую городскую прокуратуру, *дата* ему направлен был ответ.
В последующем истец обжаловал решение в Военный комиссариат ЯНАО, ответ Вонкомата ЯНАО истцом получен *дата*.
При установленных обстоятельствах пропущенный истцом процессуальный срок на подачу иска подлежит восстановлению, поскольку обращение с жалобой к прокурору, в вышестоящую организацию свидетельствуют о совершении истцом своевременно последовательных действий, направленных на обжалование оспариваемого решения.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о незаконности заключения призывной комиссии МО Надымский район, принятого в отношении Пономарева В.В. в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Неисполнение истцом возложенных на него обязанностей при призыве на военную службу в период обучения в Краснодарском краевом колледже (2007-2010), неявка на заседание призывной комиссии, сохранение воинского учета в ОВК г. Надыма, а не по месту пребывания) правового значения по иску не имеют.
Оспариваемое решение нарушает права истца и подлежит отмене.
С учетом того, что положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2016 №719, установлено, что оформление военных билетов находится в компетенции военного комиссариата, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить обязанность оформить военный билет Пономареву В.В. на военный комиссариат г. Надыма и Надымского района.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования Надымский район от 08.11.2018 года, оформленное в форме заключения протоколом № 3/У, в отношении Пономарева ВВ о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас с выдачей справки взамен военного билета.
Обязать военный комиссариат города Надым и Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа выдать Пономареву В.В. военный билет.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский городской суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 10.04.2019 года.