Судья Волкова Ю.С. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Филиповой И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2016 года апелляционную жалобу Копченковой Е. Б. на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Копченковой Е. Б. к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, принятии к зачету периодов работы, назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Филиповой И.В.,
объяснения представителя Копченковой Е.Б.,
УСТАНОВИЛА:
Копченкова Е.Б. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения комиссии Пенсионного фонда от <данные изъяты> <данные изъяты> в части отказа во включении в педагогический стаж периодов работы в должности учителя музыки и педагога дополнительного образования в ГОУ СОШ <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что <данные изъяты> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако получила отказ в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа 25 лет осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Истица считает, что ответчиком незаконно исключены из педагогического стажа вышеуказанные периоды работы, поскольку в спорные периоды она занималась педагогической деятельностью в детских образовательных учреждениях.
Представитель Государственного учреждения – Главное управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> в суд не явился, представил возражения на иск.
Решением суда и дополнительным решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными постановлениями, истица оспаривает их как незаконные, просит исковые требования удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от <данные изъяты> № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденный Постановлением Совета М. Р. от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета М. С. от <данные изъяты> <данные изъяты> "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <данные изъяты>.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, определено, что периоды выполнявшейся до <данные изъяты> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <данные изъяты> - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол <данные изъяты>) в назначении досрочной страховой пенсии по старости Копченковой Е.Б. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. По представленным документам, пенсионным органом в страховой стаж истицы включено 27 лет 09 мес. 13 дней, в специальный стаж включено 19 лет 04 месяца 26 дней. К зачету в педагогический стаж не принят период работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности учителя музыки и педагога дополнительного образования в ГОУ СОШ <данные изъяты>, поскольку по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета и Акта документальной проверки, в указанные периоды работы ставка рабочего времени истицей не выработана.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, верно, исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Данным Списком предусмотрено, что занимаемая истицей должность и работа в этой должности, начиная с <данные изъяты>, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, периоды выполнявшейся до <данные изъяты> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <данные изъяты>г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно справке <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной Департаментом образования <данные изъяты> ГБОУ Школа <данные изъяты>, в период 2004 - 2010 г.г. Копченкова Е.Б. работала в школе ГБОУ СОШ <данные изъяты> в должности учителя музыки (труда, ИЗО) с педагогической нагрузкой от 11 до 15 часов в неделю, вместо необходимых 18 часов в неделю.
Таким образом, в оспариваемые периоды времени у истицы отсутствовала требуемая учебная нагрузка по должности учителя музыки, поскольку ею не вырабатывалась норма рабочего времени за ставку заработной платы (отсутствовала ставка 1,0). Данный факт отражен в индивидуальных сведениях и обоснованно учтен ответчиком, указавшим, что истицей не представлено доказательств, что в периоды с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> ею была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Помимо неполной ставки учителя истица имела нагрузку как педагог дополнительного образования от 9 до 14 часов в неделю.
Вместе с тем, в силу п. 3 указанных выше Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, как указал суд первой инстанции, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Между тем, работа по должности педагога дополнительного образования предусмотрена в пункте 2 раздела "Наименование должностей", то есть для возможности отнесения периодов работы истицы по должности педагога дополнительного образования к педагогической деятельности необходимо, чтобы в данные периоды времени она работала по указанной должности в учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", тогда как истица в оспариваемые периоды времени осуществляла свою трудовую деятельность по должностям учителя-предметника и педагога дополнительного образования в учреждении, указанном в пункте 1 раздела "Наименование учреждений".
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с <данные изъяты> засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на <данные изъяты>г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как усматривается из материалов дела на <данные изъяты> у истицы не имеется стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
В связи с чем, при отсутствии данного условия (16 лет 8 месяцев педагогической деятельности) на <данные изъяты>, даже при наличии второго условия, а именно, факта работы в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, спорные периоды работы истицы в должности учителя музыки и педагога дополнительного образования в ГОУ СОШ <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В этой связи суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения вышеперечисленных периодов в специальный стаж педагогической деятельности истицы, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в исковом заявлении, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Копченковой Е. Б. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи