УИД 79RS0002-01-2020-008548-83
Дело № 2а-3399/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
с участием:
представителя административного ответчика УФК по ЕАО Цепляевой Ю.В.,
представителя административных ответчиков финансового управления правительства ЕАО и и.о. заместителя председателя правительства ЕАО - начальника финансового управления правительства ЕАО Садаева А.В. - Владимира Д.С.,
представителя заинтересованного лица управления здравоохранения правительства ЕАО Прохоровой А.В.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры г. Биробиджана Королева В.В.,
представителя заинтересованного лица ОГБУЗ «Областная больница» Корневой Н.Н.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Хмарука Сергея Петровича к Управлению Федерального казначейство по Еврейской автономной области, финансовому управлению правительства Еврейской автономной области, исполняющему обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по ЕАО Цыбрук А.А., исполняющему обязанности заместителя председателя правительства ЕАО - начальнику финансового управления правительства ЕАО Садаеву А.В. о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
У С ТА Н О В И Л:
Хмарук С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейство по Еврейской автономной области (далее – УФК по ЕАО, Управление), финансовому управлению правительства ЕАО о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что 06.07.2020 в УФК по ЕАО им направлялся для исполнения исполнительный лист по делу № 2-662/2020 о взыскании в его пользу с ОГБУЗ «Областная больница» компенсации морального вреда в размере 1 200 000 рублей, материального ущерба в размере 336 584,50 рублей, в случае недостаточности денежных средств взыскание производить в порядке субсидиарной ответственности с правительства ЕАО.
16.08.2020 Управлением исполнительный лист возвращен на основании пп. «в» п. 3 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2020 и рекомендовано обратиться в Биробиджанский районный суд ЕАО за разъяснением исполнения исполнительного листа.
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.08.2020 о разъяснении решения суда, исполнительный лист с пакетом документов он направил в финансовое управление правительства ЕАО как главному распорядителю бюджетных средств. Финансовое управление письмом от 02.10.2020 возвратило исполнительный лист без исполнения со ссылкой на п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ и разъяснило, что он должен снова обратиться в УФК по ЕАО.
Он обратился с запросом в УФК по ЕАО о разъяснении исполнения исполнительного листа по имеющимся у него документам.
Согласно ответу от 30.10.2020 № судом допущено двоякое исполнение судебных актов. УФК по ЕАО считает, что в случае недостаточности денежных средств у ОГБУЗ «Областная больница» взыскание необходимо произвести за счет казны субъекта РФ с правительства ЕАО, но у него нет открытых лицевых счетов в Управлении казначейства. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ содержит ограничения, установленные п. 3 ст. 242.2, который содержит оговорку «за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности».
Устно было сообщено, что у ОГБУЗ «Областная больница» отсутствуют денежные средства.
Просит суд признать бездействие УФК по ЕАО, финансового управления правительства ЕАО по неисполнению исполнительного документа неправомерным и нарушающим права Хмарука С.П. на обязательность исполнения судебного акта по делу № 2-662/2020, обязать УФК по ЕАО принять и исполнить исполнительный лист, выданный Биробиджанским районным судом ЕАО по делу № 2-662/2020 с определением о разъяснении исполнения судебного акта от 04.08.2020, в случае недостаточности (отсутствии) денежных средств у ОГБУЗ «Областная больница» исполнить за счет средств бюджета субъекта РФ в лице финансового управления правительства ЕАО главного распорядителя бюджета.
Определениями от 19.11.2020, 04.12.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по ЕАО Цыбрук А.А., и.о. заместителя председателя - начальника финансового управления правительства ЕАО Садаева А.В., в качестве заинтересованных лиц - правительство ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница».
Административный истец Хмарук С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, требования поддержал в полном объеме, претензий к основному должнику ОГБУЗ «Областная больница» не имеет, так как им добровольно и в полном объеме произведена выплата по исполнительному листу ФС 032172541.
Представитель административного ответчика УФК по ЕАО Цепляева Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что Хмарук С.П. трижды предъявлял к исполнению исполнительный лист серии ФС № 032172541, должником по которому является ОГБУЗ «Областная больница», взыскателем – Хмарук С.П., предметом исполнения – взыскание денежных средств в размере 1 536 584 рубля 50 копеек с должника в пользу взыскателя. Также в исполнительном документе указано, что при недостаточности денежных средств у ОГБУЗ «Областная больница» взыскание в пользу Хмарука С.П. будет производиться в субсидиарном порядке с правительства ЕАО. В первый раз исполнительный документ поступил в УФК по ЕАО 06.07.2020, в этот же день на должника сформировано уведомление о поступлении исполнительного документа № №, которое в этот же день им и получено.
Исходя из п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, при отсутствии иного способа исполнения указанного исполнительного листа, управление приостановило бы осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника ОГБУЗ «Областная больница» с 18.08.2020.
Учитывая, что имеется второй абзац о взыскании в субсидиарном порядке с правительства ЕАО и в судебных документах не обозначено иное юридическое лицо, в чьем ведении находится (учредитель) должник ОГБУЗ «Областная больница», управление по причине отсутствия открытого лицевого счета правительству ЕАО, 19.07.2020 сформировало уведомление № УВЛ-20-992У3093-5 о возврате исполнительного листа серии ФС № 032172541, где Хмаруку С.П. дана рекомендация относительно возможного порядка исполнения судебного документа, а именно либо направить пакет документов в правительство ЕАО, либо обратиться в Биробиджанский районный суд ЕАО за разъяснением решения суда от 21.02.2020.
12.10.2020 в управление повторно поступило от Хмарука С.П. заявление, вышеуказанный исполнительный лист, решение суда от 21.02.2020, определение суда от 04.08.2020 о разъяснении решения суда, а также письменного ответа финансового управления правительства ЕАО от 02.10.2020 № 2299/2020 об отказе в принятии судебных документов на исполнение.
13.10.2020 управлением на должника сформировано уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-20-992У3093-20, которое не было получено должником, тем самым действия п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ управлением не могли быть применимы, так как срок в течение 30 рабочих дней начинается исчисляться со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа.
23.10.2020 на основании заявления Хмарука С.П. о возврате судебных документов управлением сформировано уведомление № УВЛ-20-992УЗ093-8 о возврате исполнительного листа, документы переданы заявителю лично.
10.11.2020 административным истцом в третий раз предъявлен исполнительных лист серии ФС № 032172541 на исполнение.
07.12.2020 должником платежными поручениями №, № были исполнены требования по вышеуказанному исполнительному листу. 07.12.2020 управлением сформировано уведомление № УИС-20-992У3093-9 о возврате полностью исполненного исполнительного листа в Биробиджанский районный суд ЕАО.
При предъявлении исполнительных документов заявителем в управление отказа в их принятии не было.
На основании изложенного, согласно Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона № 83-ФЗ и приказа Министерства финансов РФ от 22.09.2008 № 99н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений» считает действие управления законными и обоснованными.
Административный ответчик и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по ЕАО Цыбрук А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила в заявлении рассмотреть дело в ее отсутствие, административный иск оставить без удовлетворения, поддержала позицию УФК по ЕАО.
Представитель административных ответчиков финансового управления правительства ЕАО и и.о. заместителя председателя правительства ЕАО - начальника финансового управления правительства ЕАО Садаева А.В. - Владимир Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что 28.09.2020 от Хмарука С.П. в финансовое управление поступили к исполнению исполнительные документы, которые 02.10.2020 были возвращены Хмаруку С.П. по двум основаниям: - данные исполнительные документы не подлежат исполнению по основанию п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, поскольку законодателем предусмотрен прямой запрет на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ; - не предоставлена копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (к документам приложено лишь 4 страницы решения из 18). Данное решение является обоснованным и соответствует п. 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Административный ответчик и.о. заместителя председателя правительства ЕАО - начальника финансового управления правительства ЕАО Садаев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель заинтересованного лица управления здравоохранения правительства ЕАО Прохорова А.В. в судебном заседании поддержала позицию представителей административных ответчиков, взысканные денежные средства выплачены Хмаруку С.П., административные ответчики действовали в рамках своих полномочий, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «Областная больница» Корнева Н.Н. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку административные ответчики действовали в рамках своих полномочий. УФК по ЕАО поставило учреждение-должника в известность, УФК по ЕАО не могло самостоятельно списать денежные средства, должник должен был указать номер счета, с которого необходимо произвести списание.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Биробиджана Королев В.В. в судебном заседании не смог выразить позицию по делу.
Представитель заинтересованного лица правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), (ч. 11 ст. 226).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством (ч. 2 ст. 1).
В п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ указано, что исполнение судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).
Согласно положениям указанной нормы Федерального закона № 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, являющегося должником, направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов.
При этом в соответствии с п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ учреждение, являющееся должником, самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.02.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судам ЕАО от 05.06.2020, с ОГБУЗ «Областная больница» в пользу Хмарука С.П. взыскана компенсация морального вреда в размере 1 200 000 рублей, материальный ущерб в размере 336 584 рубля 50 копеек. Также указано, что при недостаточности у ОГБУЗ «Областная больница» денежных средств для возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, взысканных в пользу Хмарука С.П., взыскание произвести в субсидиарном порядке с правительства ЕАО.
На основании данного судебного акта 25.07.2020 Хмаруку С.П. выдан исполнительный лист серии ФС № 032172541.
06.07.2020 Хмарук С.П. в соответствии с п.п. 1, 2 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ обратился в УФК по ЕАО с заявлением и указанным исполнительным листом, судебным актом, которые учреждением в соответствии с ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 4 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина РФ от 22.09.2008 № 99н (далее – Административный регламент) были приняты в этот же день, на должника сформировано уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-20-992У3093-12, которое 06.07.2020 им получено.
19.08.2020 УФК по ЕАО сформировано уведомление № УВЛ-20-992У3093-5 о возврате исполнительного листа серии ФС № 032172541. Возвращая исполнительный лист взыскателю, управление руководствовалось положениями пп. «в» п. 3 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и исходило из отсутствия открытого лицевого счета правительству ЕАО. Хмаруку С.П. дана рекомендация относительно возможного порядка исполнения судебного документа, а именно либо направить пакет документов в правительство ЕАО, либо обратиться в Биробиджанский районный суд ЕАО за разъяснением решения суда от 21.02.2020.
Данное уведомление подписано и.о. руководителя УФК по ЕАО Цыбрук А.А. в соответствии с ее полномочиями (приказ от 31.07.2020 № 264 л/с, должностной регламент) и соответствует пп. «в» п. 3 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 4 Административного регламента. Документы вручены Хмаруку С.П. 19.08.2020.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.08.2020 Хмаруку С.П. по решению Биробиджанского городского суда ЕАО от 21.02.2020 даны следующие разъяснения: исходя из общих положений Гражданского кодекса РФ взыскание в субсидиарном порядке с правительства ЕАО в пользу Хмарука С.П. при недостаточности у областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» денежных средств для возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, подлежит исполнению за счет казны субъекта Российской Федерации.
12.10.2020 в УФК по ЕАО повторно поступило от Хмарука С.П. заявление о направлении исполнительного листа серии ФС № 032172541, данный исполнительный документ, решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.02.2020, определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.0.08.2020 и ответ финансового управления правительства ЕАО от 02.10.2020 № 2299/2020 об отказе в принятии судебных документов на исполнение. Исполнительный документ также был принят и 13.10.2020 управлением на должника сформировано уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-20-992У3093-20, которое не было получено должником ОГБУЗ «Областная больница».
23.10.2020 управлением сформировано уведомление № УВЛ-20-992УЗ093-8 о возврате исполнительного листа в связи с поступлением 23.10.2020 заявления Хмарука С.П. об отзыве исполнительного документа.
Данное уведомление подписано заместителем руководителя УФК по ЕАО Цыбрук А.А. в соответствии с ее полномочиями (должностной регламент) и соответствует пп. «ж» п. 3 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 4 Административного регламента. Документы, включая сообщение об отсутствии лицевых счетов, открытых правительству ЕАО, от 23.10.2020 вручены Хмаруку С.П.
10.11.2020 Хмарук С.П. предъявил на исполнение исполнительный лист серии ФС № 032172541 в УФК по ЕАО.
07.12.2020 должником ОГБУЗ «Областная больница» платежными поручениями №, № были исполнены требования по вышеуказанному исполнительному листу, УФК по ЕАО сформировано уведомление № УИС-20-992У3093-9 о возврате полностью исполненного исполнительного листа в Биробиджанский районный суд ЕАО. Уведомление подписано заместителем руководителя УФК по ЕАО Цыбрук А.А. в соответствии с ее полномочиями (должностной регламент) и соответствует п. 9 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 4 Административного регламента.
Исходя из содержания вышеуказанного судебного акта с учетом разъяснения к нему, учитывая положения п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, возврат финансовым управлением правительства ЕАО (письмо от 02.10.2020 № 2299/2020) Хмаруку С.П. поступивших в данное управление 28.09.2020 исполнительного документа серии ФС № 032172541 с приложенными документами осуществлен и.о. заместителя председателя правительства ЕАО - начальником финансового управления правительства ЕАО Садаев А.В. в пределах его полномочий и соответствует положениям п. 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, учитывая отсутствие в административном иске указания периода бездействия, в судебном заседании не установлена совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований Хмарука С.П. о признании бездействия УФК по ЕАО, финансового управления правительства ЕАО и должностных лиц указанных органов, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 032172541, и возложении обязанности исполнить его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административное исковое заявление Хмарука Сергея Петровича к Управлению Федерального казначейство по Еврейской автономной области, финансовому управлению правительства Еврейской автономной области, исполняющему обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по ЕАО Цыбрук А.А., исполняющему обязанности заместителя председателя правительства ЕАО - начальнику финансового управления правительства ЕАО Садаеву А.В. о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2021.