К делу № 2-2749/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2018г. г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием истца Смирнова В.Ф.,
представителя Министерства труда и социального развития Республики Адыгея – Шнаховой И.С.,
представителя Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея – Барановской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Смирнова Владимира Федоровича к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о признании незаконными действий по не включению периода работы в трудовой стаж и обязании включить период работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.Ф. обратился в суд с иском Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о признании незаконными действий по не включению периода работы в трудовой стаж и обязании включить период работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указал, что в июне 2018года ему была назначена пенсия за выслугу лет как государственному служащему. При этом в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, не был включен период работы с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. В указанный период истец являлся начальником Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея и одновременно главным инженером производственного управления жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея.
В порядке, предусмотренном ч.4 ст.7 Закона РА «О пенсии за выслугу лет», истец 16.03.2018г. вручил работодателю заявление об увольнении с государственной гражданской службы с 02.04.2018г. В Министерство труда и социального развития Республики Адыгея заявление истца от 19.03.2018г. о назначении пенсии за выслугу лет поступило 06.04.2018г.
Представление работодателя о назначении пенсии за выслугу лет в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея также поступило 06.04.2018г.
18.04.2018г. вместе с письмом Минтрудсоцразвития РА возвратило документы для назначения пенсии без назначения пенсии. При этом указав, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет 21 год 3 месяца 10 дней.
Для включения периода работы с 01.07.1993г. по 03.04.2000г. в должности начальника Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея и главного инженера ТПО ЖКХ, необходимо предоставить обоснование правомерности включения этого периода в стаж с приложением подтверждающих документов.
16.05.2018г. работодатель направил письмо Минтрудсоцразвития РА с обоснованием для включения в стаж периода работы с 01.07.1993г. по 03.04.2000г. с приложением необходимых документов.
Письмом от 28.05.2018г. Минтрудсоцразвития РА сообщило о том, что представленные документы не являются достаточным обоснованием для назначения пенсии за выслугу лет и рекомендовало представить правильно оформленные документы.
07.06.2018г. истец повторно направил ответчику заявление о назначении пенсии за выслугу лет, на что письмом от 19.06.2018г. Минтрудсоцразвития РА сообщило, что с 19.03.2018г. истцу назначена пенсия за выслугу лет исходя из стажа 21 год 5 месяцев 2 дня. При этом, в указанный стаж не вошел период работы с 01.07.1993г. по 03.04.2000г.
Считает отказ Минтрудсоцразвития РА во включении в стаж, дающий право на назначении пенсии за выслугу лет, периода работы с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. незаконным, поскольку в указанный период истец являлся начальником Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея.
Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея была создана постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.02.1995г. №63 во исполнение Указа Президента Республики Адыгея от 15 декабря 1994 года N 177 «О мерах по обеспечению нормального функционирования объектов коммунально-бытового и социального назначения» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 «О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».
Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.
С момента формирования Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея до момента создания Комитет Республики Адыгея по жилищно-коммунальному хозяйству не существовало иных, кроме инспекции, органов обеспечивающих соблюдение прав граждан в указанной сфере. При непосредственном участии истца сформирована структура управления жилищной отраслью и создана система ее функционирования в Тахтамукайском, Теучежском, Кошехабльском районах Республики Адыгея и городе Адыгейске. В период работы истца с 1995 по 2000 годы в должности начальника, Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея подготовила более 80 нормативно-правовых актов (перечень прилагается).
Таким образом, Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея обладает всеми признаками органа государственной власти субъекта РФ. Более того, из названия инспекции следует, что она является государственным органом субъекта РФ.
В связи с этим, считает необоснованной позицию Минтрудсоцразвития РА о том, что должность начальника Государственной жилищной инспекция Республики Адыгея не включена в реестр, утвержденный Указом Президента РА от 29.02.1996 N 30 «О государственной службе в Республике Адыгея».
Просил признать незаконными действия Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по не включению в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периода с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. и обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить период работы с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. в должности начальника Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лица против иска возражали, просили в его удовлетворении отказать ввиду необоснованности.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования Смирнова В.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2018 года истцу была назначена пенсия за выслугу лет как государственному служащему. При этом, в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, не был включен период его работы в должности начальника Государственной жилищной инспекция Республики Адыгея и главного инженера производственного управления жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. Отказ во включении указанного периода работы был обусловлен ответчиком тем, что должность начальника государственной жилищной инспекции не была включена в реестр должностей, утвержденный указом Президента Республики Адыгея от 29.02.1996г. № 30 «О государственной службе в Республике Адыгея».
Между тем, Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея была создана постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.02.1995г. №63 во исполнение Указа Президента Республики Адыгея от 15 декабря 1994 года N 177 «О мерах по обеспечению нормального функционирования объектов коммунально-бытового и социального назначения» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 «О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».
Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.
В соответствии с пунктами 3-5 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея она выполняет, в том числе, функции по разработке нормативно - правовых актов, осуществлении контроля за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов по вопросам использования, содержания и ремонта жилищного фонда, осуществляет контрольные функции и проводит инспекционные обследования.
Согласно п.9 Положения Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея для выполнения возложенных на нее задач и функций обеспечивается производственными помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально -техническими ресурсами соответствующими органами исполнительной власти Республики Адыгея
Финансирование деятельности Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея частично осуществлялось за счет средств республиканского бюджета (п. 10 Положения).
Указом президента Республики Адыгея от 26.11.1997г. №268 "О мерах по координации деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея в части осуществления государственных надзорных и контрольных функций" в целях обеспечения согласованной деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющих государственные надзорные и контрольные функции, по реализации прав граждан на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания, обучения и питания, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства образована Межведомственная комиссия по координации деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющих государственные контрольные и надзорные функции.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Адыгея от 26.11.1997г. №268 Утвержден перечень органов исполнительной власти Республики Адыгея, входящих в состав Межведомственной комиссии.
В перечне органов исполнительной власти Республики Адыгея, входящих в состав Межведомственной комиссии, в том числе, указана Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея.
В соответствии со ст.7 Закона Республики Адыгея «О пенсии за выслугу лет» от 09.08.2010 N 374 стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы, определяется как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с гражданской службы Республики Адыгея, учитываемых в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи при определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.
Согласно ч.2 ст.7 Закон РА «О пенсии за выслугу лет» лицам, замещавшим должности государственной службы и должности гражданской службы, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включаются периоды замещения должностей государственной службы, гражданской службы, а также должностей, периоды службы (работы) на которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ч.5 ст.7 Закона РА «О пенсии за выслугу лет» решение о включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимается представителем нанимателя в случаях, если:
- с учетом этих периодов обратившийся приобретет право на пенсию завыслугу лет, предусмотренную настоящим Законом;
- учет этих периодов повлечет увеличение размера пенсии за выслугулет.
На основании п.6 ст.7 Закона РА «О пенсии за выслугу лет» порядок подсчета и подтверждения стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, и включения в него периодов замещения отдельных должностей, указанных в части 3 настоящей статьи, определяется Главой Республики Адыгея.
Пунктом 1 Указа Президента РА «О вопросах исчисления стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет» от 25.11.2010 N 125 утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 2 Указа Президента РА «О вопросах исчисления стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет» Министерство труда и социального развития Республики Адыгея определено уполномоченным органом по определению порядка согласования решений руководителей государственных органов Республики Адыгея о включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Адыгея, периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы гражданским служащим для выполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы, а также уполномоченным органом по разъяснению положений настоящего Указа.
Законом Республики Адыгея № 78 от 06.05.1998 года «О порядке установления стажа государственной гражданской службы гражданского служащего Республики Адыгея» (утратил силу 27.05.2005 года) определены основания для включения в стаж работы государственной службы.
В силу п. 5 Указа Президента Республики Адыгея № 84 от 30.09.2005 года «О вопросах исчисления стажа государственной гражданской службы Республики Адыгея» установлено, что в стаж государственной гражданской службы Республики Адыгея засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в стаж государственной службы.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ № 1141 от 20.09.2010 года «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным служащим в указанный стаж.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
По смыслу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным и муниципальным служащим субъектов РФ, финансируемых за счёт средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан РФ, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счёт собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим с учётом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
Принципы – это основополагающие идеи, начала, закреплённые в законе.
При оценке прав заявителя на пенсию за выслугу лет по вновь принятому Закону Республики Адыгея № 374 от 09.08.2010 года «О пенсии за выслугу лет», ответчик не учёл принцип недопустимости ухудшения прав граждан подсчётом периодов работ по новым правилам.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Указанное толкование приведённых положений Конституции РФ нашло своё отражение в правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Правовая определённость, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходима для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.
Таким образом, с принятием нового закона, регулирующего по новому спорные правоотношения, исключение из стажа государственной гражданской службы периодов деятельности, включённых в этот стаж на основании ранее действовавшего законодательства, недопустимо.
Согласно ст.ст. 9, 10 и 18 Закона Республики Адыгея № 374 от 09.08.2010 года «О пенсии за выслугу лет» обращение с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, изменении оснований её назначения в соответствии с настоящим Законом, переводе с иного вида выплаты, перерасчёте размера пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, изменения оснований её назначения, перевода с иного вида выплаты, перерасчёта её размера, без ограничения каким-либо сроком; пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не раньше чем со дня возникновения права на неё; лицам, замещавшим должности, указанные в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, которым на день вступления в силу настоящего Закона назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, назначается пенсия за выслугу лет при наличии права на неё по норма, предусмотренным настоящим Законом, назначение пенсии за выслугу лет лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется без их обращения в специально уполномоченный орган.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Смирновым В.Ф. исковых требований и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые Смирнова Владимира Федоровича к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о признании незаконными действий по не включению периода работы в трудовой стаж и обязании включить период работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет - удовлетворить.
Признать незаконным действия Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по отказу во включении периода работы Смирнова Владимира Фёдоровича в должности начальника Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея в период с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить период работы Смирнова Владимира Фёдоровича в должности начальника Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея в период с 20.02.1995г. по 03.04.2000г. в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2018г.
Председательствующий Г.А. Зубков