Дело № 3а-477/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2016 г. г.Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кроношпан» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью
ус т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Кроношпан» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Изменяя в ходе рассмотрения дела предмет исковых требований (л.д. 146 том1), общество просит установить в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости 33 488 800 рублей определенной на дату кадастровой оценке.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость участка площадью 169 823.50 кв. метров с кадастровым номером 50:30:0040110:24, расположенного в районе д. Ефремовская Егорьевского района Московской области значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права общества на уплату справедливо установленных налогов. Административный истец представил отчет №18-2/11/15 об оценке рыночной стоимости участка, подготовленный оценщиком ООО «Абсолют» и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Общество обратилось 11 декабря 2015 года в Комиссию, однако решением было заявление отклонено.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Кроношпан» по доверенности Бодряшкина П.Д., не оспаривая результатов судебной экспертизы проведенной в рамках данного административного дела, настаивала на принятии в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости, рыночной стоимости определенной оценщиком в представленном отчете.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Парамзин А.С.в судебном заседании указал, что Министерство не оспариваем право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащего участка в размере равном рыночной стоимости, и не возражает против применения установленной судебным экспертом рыночной стоимости в качестве кадастровой. Полагал, что стоимость определенная оценщиком ООО «Абсолют» не отражает действительную стоимость участков и не может быть применена в качестве кадастровой стоимости.
Филиал ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства экологии природопользования Московской области, в суд представителей не направили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения промышленного производства, площадью 169 823.50 кв. метров, с кадастровым номером 50:30:004 01 10:0024, расположенного по адресу: Московская область Егорьевский район, в районе д. Ефремовская.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №567-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости оспариваемая кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 47 443 591.20 рублей.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему участка необоснованно завышена, чем затронуты права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участка представил отчет №18-2/11/15 об оценке рыночной стоимости участка подготовленный оценщиком ООО «Абсолют» согласно которого рыночная стоимость определена в размере 33 488 800.00 рублей.
По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению НП СОО «Сибирь» отчет об определении рыночной стоимости участка соответствует требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральным стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области представлены письменные объяснения, согласно которым при исследовании отчета об определении рыночной стоимости участка истца представленного в качестве доказательства выявлены нарушения норм действующего законодательства об оценочной деятельности, что повлекло, по мнению Министерства, недостоверное определение рыночной стоимости объекта (л.д.152).
На аналогичные замечания о допущение оценщиком при составлении отчета Федеральных стандартов об оценке указала в своем решении Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области отклоняя на заседании, проведенным 25 декабря 2015 года поданное 11 декабря 2015 года административным истцом заявление.
По ходатайству административного ответчика судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку отчета и определение рыночной стоимости участка на дату определения кадастровой стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Белову И.В..
По заключению эксперта №СЭ-126/2016 от 15 августа 2016 года эксперт пришел к выводу, что оценщиком ООО «Абсолют» при составлении отчета об оценке участка административного истца допущены нарушения требований федеральных стандартов об оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Эксперт определил рыночную стоимость объекта оценки в размере 43 027 217.00 рублей.
С экспертным заключением стороны ознакомлены, заключение не оспаривали, о вызове эксперта не ходатайствовали.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Поскольку заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению, отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости, мотивировано, выводы обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами суд руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, признает заключение эксперта ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Белова И.В. №СЭ-126/2016 доказательством, подтверждающим рыночную стоимость участка истца.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость участка определенная судебным экспертом не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на 01 января 2013 года.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
Определенная в отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка, подготовленного оценщиком ООО «Абсолют», по заключению судебного эксперта не является достоверной, следовательно, не может быть принята судом в качестве новой кадастровой стоимости участков.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что экспертным заключением установлена рыночная стоимость земельных участков, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, на дату установления кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований исходя из результатов судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №567-РМ от 26 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель промышленности на территории Московской области, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка истца.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 г., ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление общества с ограниченной ответственностью «Кроношпан» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения промышленного производства, площадью 169 823.50 кв. метров, с кадастровым номером 50:30:004 01 10:0024, расположенного по адресу: Московская область Егорьевский район, в районе д. Ефремовская по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 43 027 217 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 10 декабря 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Требования ООО «Кроношпан» об установлении кадастровой стоимости земельныого участка в размере рыночной стоимости 33 488 800.00 рублей определенной в отчете №18-2/11/15 от 04 декабря 2015 года об оценке подготовленным оценщиком ООО «Абсолют» - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова