Решение по делу № 3а-666/2018 от 23.08.2018

Дело ***а-666/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи     Гончаровой Ю.В.,

при секретаре                  Коробовой Ю.Е.,

с участием прокурора              <данные изъяты>

с участием представителя административного истца <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,

у с т а н о в и л:

Административный истец <данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа – <адрес> в той мере, в какой на карте зон с особыми условиями использования территории городского округа – <адрес> (Приложение 2) зона санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения распространена на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в отсутствие установленных в предусмотренном действующим законодательством порядке указанных зон с особыми условиями.

В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес>. Обратившись в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с целью получения данного земельного участка в собственность. Истец получила отказ в связи с его нахождением в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения. Между тем, данная зоны с особыми условиями отображена в Правилах землепользования и застройки городского округа – <адрес> в отсутствие установленных в предусмотренном законодательством порядке таких зон, что влечет ограничение права на приобретение земельного участка в собственность.

В судебное заседание административный истец <данные изъяты> а также заинтересованные лица <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца <данные изъяты> административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. В суд представлены письменные возражения против удовлетворения заявленных исковых требований. В отзыве указано, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Запрет строительства в зонах затопления без соответствующих сооружений инженерной защиты предусмотрен статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа – <адрес>. Зона санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения – реки Обь определена в соответствии с санитарными нормами и правилами *** «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.

Руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также – Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа – <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа – <адрес> (Приложение 2).

В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, <данные изъяты> л.д.231) А.В., а также <данные изъяты> являются участниками долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.226-228).

ДД.ММ.ГГ между указанными гражданами и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> был заключен договор аренды земельного участка. расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> цель использования – для эксплуатации жилого дома. ДД.ММ.ГГ стороны договора пришли к соглашению о расторжении договора.

В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территории городского округа – <адрес> Алтайского края (приложение 2 Правил землепользования и застройки) земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования: зоне санитарной охраны II пояса источников водоснабжения (л.д.223).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю могут устанавливаться в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 90 Правил землепользования и застройки <адрес> размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается. В зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты, размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается.

Земельные участки во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения относятся к ограниченным в обороте, приватизация которых не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2, подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации,)

Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят, то есть земельные участки, находящиеся во 2 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не предоставляются в частную собственность.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку Правила землепользования и застройки в оспариваемой части влекут ограничения права на приобретение земельного участка в собственность, а также использования земельного участка, <данные изъяты> является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.

Поскольку Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.9 ч.2 ст.42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.

Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений не установлено. Требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение принято по результатам публичных слушаний, официально опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ ***, размещено на официальном Интернет-сайте <адрес> (http://barnaul.org) ДД.ММ.ГГ, а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за ***.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами, а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему. Требования об оспаривании Правил землепользования и застройки в части распространения зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по <адрес> являются обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН *** «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).

Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения – в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2 Порядка).

Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1 Порядка).

Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.

В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6 Порядка).

Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установление границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Действующий порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.

В материалы дела Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерстовм строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края представлены сведения о том, что с ДД.ММ.ГГ документы для согласования проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, в границах которых находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не поступали. В настоящее время в ЕГРН внесены сведения о зонах санитарной охраны в черте <адрес> для источников питьевого водоснабжения для источников питьевого водоснабжения населения рабочего поселка Южный и поселка Лесной, которые не захватывают вышеуказанный земельный участок.

ООО «Барнаульский Водоканал» на запрос суда представил информацию о том, что земельный участок, которым владеет административный истец, находится в зоне санитарной охраны (ЗСО) 3-го пояса артезианского водозабора ***, расположенного по адресу: <адрес>, в котором согласно СаНПиН *** не запрещено размещение жилых домов.

Таким образом, судом не установлено нахождение земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца, стороной административного ответчика не представлено.

Статья 52 Правил землепользования и застройки, закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) предусматривает пункты 3.2, 3.3 СанПиН ***. Между тем, данные пункты содержат только требования к мероприятиям на территории ЗСО подземных и поверхностных источников водоснабжения (режим использования) и не устанавливают границы и размеры зон санитарной охраны.

То обстоятельство, что та же зона с особыми условиями использования, в размеры которых входит земельный участок административного истца, отображены в Генеральном плане городского округа – <адрес>, при отсутствии документов об установлении зон не может служить основанием для признания Правил землепользования и застройки соответствующими действующему законодательству.

Поскольку установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территории могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения, отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления такой зоны противоречит действующему законодательству.

Поскольку документы об установлении зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют, то, отображая размеры данных зоны на Карте зон с особыми условиями Правил землепользования и застройки в отсутствие таких документов и распространяя данные зоны на территорию земельного участка административного истца, Барнаульская городская Думы вышла за пределы своих полномочий.

На основании изложенного, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Правил землепользования и застройки недействующими в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 80 Устава городского округа – <адрес>, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об учреждении печатного средствамассовой информации» сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете «Вечерний Барнаул», а также на официальномсайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.

Признать Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа – <адрес> (Приложение 2) зона санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения распространена на земельный участок по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул», а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.

3а-666/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Нелюбова А.В.
Ответчики
Барнаульская городская Дума
Другие
Тарасов В.М.
Тарасова Г. С.
Назарова О.В.
Назаров А.В.
Назаров В.А.
Ганин А.М.
Кононенко Г.С.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
23.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.10.2018[Адм.] Судебное заседание
23.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее