Дело № 2а-121/2022 13RS0011-01-2022-000104-42
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 17 февраля 2022 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пиваевой С.А.,
с участием в деле:
административного истца - федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ножкиной С.В.,
административного ответчика – Неуймина С.А.,
прокурора – помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Зуева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Неуймина С.А.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Неуймину С.А. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Неуймин С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Нагатинского районного суда г.Москвы от 21.02.2017 г., которым он осужден по части 2 статьи 232, части 2 статьи 228, части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), на основании части 5 статьи 69 УК РФ путем частичного присоединения не отбытого наказания, в том числе, по приговору от 04.05.2016 г. (по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ) окончательно к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором Мещанского районного суда г.Москвы от 04.05.2009 г. был осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Решением от 20.11.2013 г. в отношении Неуймина С.А. был установлен административный надзор, который 29.01.2016 г. был прекращен в связи с осуждением к лишению свободы. Просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 10 лет и административные ограничения: обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 до 6 часов.
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Неуймин С.А. в судебном заседании административный иск признал.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым административный иск удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно статье 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Закона № 64-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Южского районного суда Ивановской области от 20.11.2013 г. в отношении Неуймина С.А. был установлен административный надзор сроком на 6 лет с административными ограничениями в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В период нахождения под административным надзором Неуйминым С.А. совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка №32 района Бирюлево Восточное г.Москвы от 01.07.2016 г. за совершение обозначенного выше преступления ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца лишения свободы. На основании части 5 статьи 69 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору от 20.04.2016 г. и окончательно определено к отбытию 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Нагатинского районного суда г.Москвы от 21.02.2017 г., Неуйман С.А. осужден по части 2 статьи 232, части 2 статьи 228, части 2 статьи 159 УК РФ, на основании части 5 статьи 69 УК РФ путем частичного присоединения не отбытого наказания, в том числе, по приговору от 04.05.2016 г. (по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ) окончательно к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Обстоятельством, отягчающим наказание Неуймина С.А., судом признан рецидив преступлений.
Таким образом, административный ответчик имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы.
Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Нагатинского районного суда г.Москвы от 21.02.2017 г. Подлежит освобождению по отбытию срока наказания 19.04.2022 г.
Разрешая заявленные ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия требования, суд исходит из того, что имеются предусмотренные Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основания для установления Неуймину С.А. административного надзора и административных ограничений как лицу, освобождаемому из мест лишения свободы, имеющему непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы.
Административный надзор подлежит установлению на срок восемь лет, который равен сроку погашения судимости за тяжкое преступление (ч. 2 ст. 228 УК РФ) (пункт 2 части 1 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ).
Следует отметить, что административный надзор не является повторным наказанием и согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из представленной в материалы дела характеристики, выданной ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, Неуймин С.А. за отбытый срок наказания характеризуется отрицательно, допустил 6 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что наказывался в дисциплинарном порядке, заслужил 11 поощрений.
В силу пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15) выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Разрешая вопрос об установлении в отношении Неуймина С.А. административных ограничений, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельства его совершения (в том числе в дневное время), поведение осужденного за весь период отбывания наказания, и данные характеризующие его личность и приходит к выводу о необходимости установления в отношении него следующих административных ограничений: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Кроме того, в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ в дальнейшем Неуймин С.А. не лишен права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, после истечения не менее половины установленного судом срока административного надзора административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Неуймину С.А. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Неуймина С.А. административный надзор сроком на восемь лет, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Неуймина С.А. в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.А. Пивкина