Судья Губина М.В.
дело № 2-2840/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-12852/2020
07 декабря 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Сакуна Д.Н.,
судей Андрусенко И.Д., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре Татаринцевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2020 года по иску Закировой Алены Раисовны к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, объяснения представителей ответчика Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» Александрова А.Г., Гранкиной Е.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Закировой А.Р. и ее представителя Лукиных Н.В., возражавших относительно жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закирова Алена Раисовна обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» (далее - ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского), в котором после уточнения исковых требований просила отменить приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскать заработную плату за январь 2020 года в размере 3 312,94 руб., компенсацию морального вреда в размере 59 992,80 руб.
В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимает должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ приказом №/к на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Из приказа следует, что работник не представил в Министерство культуры Челябинской области годовой отчет о выполнении государственного задания за 2019 год. Считает, что составление данного отчета не входит в ее обязанности. В связи с наложением дисциплинарного взыскания она не дополучила премию за январь 2020 года. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред.
Истец Закирова А.Р. и ее представитель Лукиных Н.В. в судебном заседании суда первой инстанции настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского Александров А.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на пункт 2.16 должностной инструкции Закировой А.Р., которым истцу вменена обязанность предоставлять отчетность перед директором за результат работы за отчетный период.
Представители третьих лиц Министерства культуры Челябинской области, Государственной инспекции труда в Челябинской области при надлежащем извещении о времени и месте в судебном заседании участия не принимали.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, отменил приказ ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского от ДД.ММ.ГГГГ № № о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя директора по работе со зрителями Закировой А.Р.; взыскал с ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского не выплаченную премию за январь 2020 года в сумме 3 312,94 руб., компенсацию морального вреда 5 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением суда с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 700 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в силу пункта 1.7 должностной инструкции заместитель директора по работе со зрителем обязана знать организацию учета и составления отчетности о выполнении плановых показателей театра; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.Р. назначена ответственным лицом за проведение мониторинга выполнения государственных заданий на оказание услуг и в своей служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ она подтвердила свое непосредственное участие в составлении отчета исполнения государственного задания, между тем доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по формированию, заполнению и представлению работодателю отчета об исполнении государственного задания на 2019 год, не представлено; судом не дана оценка доказательствам, представленным работодателем в обоснование наличия у Закировой А.Р. обязанности по составлению отчета об исполнении государственного задания за 2019 года; суд не учел, что отсутствие приказа о снижении размера премии не является основанием к отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку само по себе привлечение к дисциплинарной ответственности является основанием для снижения размера премии; кроме того, премирование работников является правом, а не обязанностью работодателя.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Закирова А.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства культуры Челябинской области направил в суд письменное ходатайство, в котором просит решение суда отменить, апелляционную жалобу ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Третьи лица Министерство культуры Челябинской области, Государственная инспекция труда в Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно жалобы возражений, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы также включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Право поощрять работников за добросовестный труд предоставлено работодателю в пределах его компетенции в соответствии со статьями 8, 22 Трудового кодекса Российской Федерации. В качестве одной из мер поощрений статья 191 данного Кодекса предусматривает премии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец ФИО1 (до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ Хайритдинова) состоит в трудовых отношениях с ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского, работая в должности <данные изъяты> (л.д. 22, 23-27 т. 1).
Пунктом 2.2.2 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, а также выполнять другие поручения непосредственного руководителя, связанные с административно-хозяйственной деятельностью театра.
Согласно пункту 4.1 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад 16 970 руб. из бюджетных средств; надбавки стимулирующего характера (в соответствии с Положением об оплате труда надбавка имеет срочный характер и установлена по ДД.ММ.ГГГГ) – за интенсивность в размере 13 030 руб. ежемесячно из внебюджетных средств; выплаты компенсационного характера: районный коэффициент в размере 15% начисляется на фактический месячный заработок, включая надбавки и доплаты.
Пунктом 4.2 трудового договора предусмотрено, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя при наличии внебюджетных средств.
Разделом 7 трудового договора предусмотрена ответственность сторон. Работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных настоящим трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя, законодательством Российской Федерации.
Закирова А.Р. ознакомлена с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами работодателя, с должностной инструкцией (л.д. 23-26 т. 1).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлена надбавка за качество: <данные изъяты> руб. (л.д. 121 т. 2).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Закирова А.Р. назначена ответственным лицом с ДД.ММ.ГГГГ за проведение мониторинга выполнения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) и изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ) ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского (л.д. 147 т. 2).
Из протокола № рабочего совещания с руководителями театрально-концертных учреждений Министерства культуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ году усматривается, что руководителям театрально-концертных учреждений поручено представить предварительные годовые отчеты об исполнении государственного задания за 2019 год (с обоснованием изменения показателей при необходимости) до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-143 т. 2).
Выполнение указанного задания Министерства культуры Челябинской области было поручено Закировой А.Р., о чем истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
В этот же день Закирова А.Р. в письменном виде обратилась с просьбой указать, на основании какого пункта должностной инструкции ей дано такое поручение (л.д. 144 т. 2).
ДД.ММ.ГГГГ Закировой А.Р. направлено уведомление о необходимости выполнения поручения директора и предоставления запрашиваемой информации в письменном виде в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 1.7, 2.2, 2.16 должностной инструкции (л.д. 145-146 т. 2).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заместителю директора по работе со зрителем Закировой А.Р. за неисполнение должностных обязанностей объявлено замечание (л.д. 122-124 т. 2).
Основанием для издания приказа явились: служебная записка секретаря руководителя ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой она доложила о непредставлении заместителем директора по работе со зрителей Закировой А.Р. ежегодного годового отчета о выполнении государственного задания за 2019 год (л.д. 133 т. 2).
Согласно резолюции директора учреждения от ДД.ММ.ГГГГ на служебной записке, экономисту ФИО9 поручено запросить форму отчетности и обеспечить составление данного отчета.
В объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.Р. указала, что отчетом об исполнении Государственного задания за 2019 год не занималась, так как составление данного отчета не входит в ее должностные обязанности. Для формирования данного отчета ею предоставлены отчеты билетного стола квартальные, ежегодные. Ранее выполняла составление отчета об исполнении Государственного заказа по собственной инициативе, на безвозмездной основе (л.д. 134 т. 2).
Положением об оплате труда работников ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского, а также Соглашениями о внесении дополнений в Положение установлен перечень критериев оценки эффективности деятельности административно-управленческого персонала с указанием баллов (л.д. 1-20 т. 2).
Согласно выписке из расчета премии за январь 2020 года, премия работникам ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского распределяется согласно приложению 3 Положения о премиальных выплатах работникам. Для определения вклада каждого работника введены индивидуальные коэффициенты, изначально равные для руководителей подразделений - 1,0 (гр. 3). Для Закировой А.Р. также отдельно осуществлено приращение к индивидуальному коэффициенту: 0,2 – для работников, осуществляющих руководство по основной должности (гр. 6), 1,0 – для заместителя директора по работе со зрителем за организацию основного вида деятельности театра (гр. 4). Суммированием индивидуального коэффициента и прирастающей к нему вычисляется коэффициент каждого работника (гр. 10=1,0+0,2+1,0=2,2). Индивидуальный размер премии определяется следующим образом: общий размер денежных средств, направленных на премирование, делится на общую сумму коэффициентов работников и умножается на коэффициент каждого работника (гр. 12=76 160/23,8*2,2=4 070). При наличии дисциплинарного взыскания в виде замечания премия выплачивается в размере 50% (гр. 14=7040*50%=3 520). Премирование работников производится с учетом отработанного времени работника, в частности, из подсчета исключаются дни отпуска без сохранения заработной платы – в январе 2020 года Закировой А.Р. отработано 16 рабочих дней из 17 рабочих дней по графику (гр. 15=3 520/17*16=3 312,94).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Закировой А.Р. об отмене приказа директора ОГБУК «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № № о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств возложения на Закирову А.Р. дополнительных обязанностей, не предусмотренных её трудовым договором и должностной инструкцией, а именно возложение на нее обязанностей по предоставлению отчета об исполнении государственного задания за 2019 год в Министерство культуры Челябинской области, ответчиком не представлено, в связи с чем приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Поскольку приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности является незаконным, суд пришел к выводу, что лишение Закировой А.Р. премии по итогам работы за январь 2020 года не основано на законе и взыскал с ответчика в пользу истца премию за январь 2020 года в сумме 3 312,94 руб.
Учитывая, что в результате длительного периода невыплаты премии были нарушены трудовые права Закировой А.Р. и ей причинены нравственные страдания, суд усмотрел основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу пункта 1.7 должностной инструкции заместитель директора по работе со зрителем обязана знать организацию учета и составления отчетности о выполнении плановых показателей театра; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.Р. назначена ответственным лицом за проведение мониторинга выполнения государственных заданий на оказание услуг и в своей служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ она подтвердила свое непосредственное участие в составлении отчета исполнения государственного задания, однако доказательств выполнения обязанности по формированию, заполнению и представлению работодателю отчета об исполнении государственного задания на 2019 год истец не представила, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Пунктом 1.7 должностной инструкции заместителя директора по работке со зрителем, утвержденной директором учреждения ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что заместитель директора по работе со зрителем должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства, приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих организаций по вопросам культуры и искусства, организацию театрального производства; психологию управления и творческого труда; инструкции и другие нормативные документы по эксплуатации театрально-зрелищного предприятия; законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по организации маркетинга, оценке состояния и емкости рынка, методы изучения рыночной конъюктуры; методы определения спроса на программы репертуарного плана театра кукол и порядок разработки перспективных и текущих репертуарных планов; основные характеристики и потребительские свойства программ театра, их преимущества и недостатки; методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой продукции; положение о ведении билетного хозяйства; организацию рекламного дела; способы и методы работы со средствами массовой информации; основы экономики, организации труда, производства и управления; основы бухгалтерского учета; организацию учета и составления отчетности о выполнении плановых показателей театра; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты (л.д. 126-128 т. 2).
Как следует из Государственного задания ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского на 2019 год, утвержденного Министром культуры Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, отчет об исполнении государственного задания необходимо представлять ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным (л.д. 136 т. 2).
Согласно резолюции от ДД.ММ.ГГГГ указанное Государственное задание передано в работу ФИО11
Как было указано выше, Закировой А.Р. было поручено представить предварительный годовой отчет об исполнении государственного задания за 2019 год до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-143 т. 2).
ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.Р. в письменном виде сообщила руководителю учреждения, что отчет о выполнении государственного задания ею сделан, несмотря на то, что это не входит в ее обязанности (л.д. 148 т. 2).
ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского поступило Государственное задание на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденное Министром культуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, которое согласно резолюции директора передано в работу экономисту ФИО9, а Закировой А.Р. поручено подготовить письмо о корректировке (л.д. 137-139 т. 1).
Государственное задание, поступившее в учреждение ДД.ММ.ГГГГ, по форме и количественным показателям значительно отличается от государственного задания, переданного в работу истцу ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.3 должностной инструкции экономиста, утвержденной директором ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского, установлена обязанность экономиста формировать и сдавать статистическую отчетность.
ДД.ММ.ГГГГ Закировой А.Р. направлены в адрес ФИО9 отчеты билетного стола, необходимые для формирования отчета о выполнении Государственного задания на 2019 год, что не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции (л.д. 65-70 т. 1).
Из уведомления о даче письменного объяснения и приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Закирова А.Р. не исполнила должностные обязанности по предоставлению в Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчета о выполнении Государственного задания на 2019 год.
Однако ни трудовым договором, ни должностной инструкцией Закировой А.Р. не предусмотрены обязанности по предоставлению отчета о выполнении Государственного задания в Министерство культуры Челябинской области. Письменных приказов, распоряжений, поручений о предоставлении Закировой А.Р. в Министерство культуры Челябинской области данного отчета также не издавалось руководителем ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского. Напротив, после поступления ДД.ММ.ГГГГ в учреждение Государственного задания на 2019 год в новой форме, оно было передано в работу экономисту ФИО9 (резолюция аналогичного содержания имелась на Государственном задании, поступившем в учреждение ДД.ММ.ГГГГ в отношении Закировой А.Р.), при этом Закировой А.Р. надлежало подготовить только письмо о корректировке.
ДД.ММ.ГГГГ Закирова А.Р. обратилась к директору ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского с заявлением о предоставлении ей отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью три часа и ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью два часа по семейным обстоятельствам (л.д. 235 т. 2).
Из резолюции на данном заявлении следует, что директор ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ согласовала предоставление отпусков после предоставления в Министерство культуры <адрес> обязательных отчетов: итогов изучения мнения, оценки эффективности, на что Закирова А.Р. сообщила ДД.ММ.ГГГГ, что акт об итогах изучения мнения населения за 2019 год выслан в Министерство, а отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности за 4 квартал 2019 года получен главным бухгалтером (л.д. 239, 240 т. 2).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ директор учреждения ФИО10, зная о сроках предоставления в Министерство культуры <адрес> отчета по выполнению Государственного задания на 2019 года (до ДД.ММ.ГГГГ), а также о том, что отчет на указанную дату не составлен и не предоставлен (отчет предоставляется за подписью руководителя учреждения), не потребовала от Закировой А.Р. его составления и предоставления в Министерство. Только ДД.ММ.ГГГГ, после истечения срока предоставления отчета, директор указала, что отпуск Закировой А.Р. будет разрешен после направления в Министерство соответствующего отчета по Государственному заданию. При этом в служебной записке, составленной секретарем ФИО8, имеется резолюция директора учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой составление отчета поручено экономисту ФИО9
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом того, что приказы, распоряжения руководителя должны формулироваться ясно и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования, судебная коллегия приходит к выводу, что факт совершения истцом Закировой А.Р. дисциплинарного проступка (совершение Закировой А.Р. виновного, противоправного неисполнения возложенных на нее трудовых обязанностей), за совершение которого ей было объявлено замечание, не подтвержден, и у суда первой инстанции имелись основания для признания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным.
Доводы жалобы ответчика о том, что отсутствие приказа о снижении размера премии не является основанием к отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку само по себе привлечение к дисциплинарной ответственности является основанием для снижения размера премии, отклоняются судебной коллегией, поскольку приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности признан судом незаконным и отменен в связи с отсутствием доказательств совершения Закировой А.Р. виновного, противоправного неисполнения возложенных на нее трудовых обязанностей.
Между тем пунктом 2.1.7 Положения об оплате труда работников ОГБУК ЧГТК им. В.Вольховского предусмотрено, что лишение работника премии полностью или частично производится на основании приказа директора Театра с обязательным указанием причин уменьшения или лишения премии за расчетный период, в котором имело место нарушение: за объявление замечания - 50%, за выговор – 100%. Однако ответчиком в материалы дела приказ директора Театра с обязательным указанием причин уменьшения или лишения премии Закировой А.Р. за январь 2020 года не представлен.
Действительно, премирование работников является правом, а не обязанностью работодателя, вместе с тем Закирова А.Р. лишена ежемесячной премии за январь 2020 года на 50% в связи с привлечением ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, который признан судом незаконным.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют позицию в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, не исследованных судом, и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется. Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный театр кукол имени В.Вольховского» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: