дело № 2-1478/2022
УИД № 55RS0007-01-2022-001532-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Шевцовой Н.А. при секретаре судебного заседания Ермола А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпенко О.В. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию,
установил:
Карпенко О.В. обратилась в суд с названным иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в отделение пенсионного фонда было направлено заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, как медицинскому работнику. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в связи с тем, что работодатель истца - Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» не поименовано в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Также было указано, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поименованы учреждения здравоохранения в разделе «Наименования учреждений», иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения по своей организационно-правовой форме не предусмотрены. Отказ в назначении пенсии обоснован тем, что Омское СУВУ в указанных нормативных актах не поименован. При рассмотрении заявления истца пенсионным фондом не было учтено, что в Омском СУВУ, где круглосуточно проживают трудные подростки, а равно есть потребность в медицинской помощи и наличии соответствующего персонала, имеется структурное подразделение - санитарная часть, в котором штатным расписанием предусмотрены работники, осуществляющие лечебную деятельность. Истец занимала должность фельдшера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - должность медицинской сестры. Полагая отказ пенсионного фонда в назначении истцу страховой пенсии по старости досрочно незаконным, Карпенко О.В. обратилась в суд с настоящим иском, просила возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения в пенсионный фонд, зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца в Омском СУВУ в качестве медицинского работника, возместить судебные расходы.
Истец Карпенко О.В. в судебном заседании участия не принимала, надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика ГУ-УПФР по Омской области в судебном заседании участия не принимал, управление надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее Омское СУВУ) в судебном заседании также участия не принимал, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив представленные оказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и «при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Из указанного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства.
В силу разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что Карпенко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Детскую городскую больницу № (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией переведена в Поликлинику № ОТЗ; с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Поликлинику № ОТЗ медицинской сестрой процедурного кабинета, ДД.ММ.ГГГГ Поликлиника № переименована в Государственно-арендную поликлинику №, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры инфекционного отделения № Восковой части № (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в связи с переводом к новому месту службы в другую местность; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера в СпецПТУ-1 (Приказ директора Спец.ПТУ-1» от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д. 39 т. 1), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры медико-санитарной части (Приказ директора Омского СУВУ от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д. 52 т. 1), где работает по настоящее время, изложенное следует из представленной копии трудовой книжки, личной карточки формы Т-2 истца (л.д. 53-56, 57-60 т. 1).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Карпенко О.В. обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии Карпенко О.В. отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКБПОУ «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», поскольку данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не поименовано Списками.
Полагая указанное решение необоснованным, Карпенко О.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно справке (л.д. 236-237 т. 1) Омское СУВУ образовано на основании Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа Министерства охраны общественного порядка (МООП) РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения МООП РСФСР и Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, приказами МООП РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ и Главного управления профтехобразования № от ДД.ММ.ГГГГ, Омская детская воспитательная колония несовершеннолетних с ДД.ММ.ГГГГ со всем штатом была передана из системы МВД в систему профтехобразования.
Детская воспитательная колония переименована в Спец.ПТУ № c ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа МООП РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ «O преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессиональные технические училища».
Согласно приказу Управления профтехобразования СпецПТУ № переименовано в Спец.ПТУ № c ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Приказу Комитета по образованию администрации Омской области Спец.ПТУ № переименовано в Государственное образовательное учреждение Спец.ПУ № г. Омска со ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Государственное образовательное учреждение Спец.ПУ № г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Государственное образовательное учреждение «Специальное профессиональное училище № закрытого типа г. Омска (Основание: приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Государственное образовательное учреждение «Специальное профессиональное училище № закрытого типа <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Федеральное государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № закрытого типа <адрес>» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Федеральное государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № закрытого типа <адрес>» переименовано в Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № закрытого типа <адрес>» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № закрытого типа <адрес>» переименовано в Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (Приказ Минобрнауки России № от ДД.ММ.ГГГГ).
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» переименовано в Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Приказ Министерства просвещения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно представленному в дело Уставу ФГБПОУ «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, социальных и культурных функций для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода (л.д. 21 т. 1).
Учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки РФ. Учреждение образовано согласно Приказу Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию от ДД.ММ.ГГГГ № путем реорганизации (преобразования) воспитательной колонии для несовершеннолетних в специальное профессионально-техническое училище № <адрес>, которое внесено в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ как государственное образовательное учреждение специальное профессиональное училище № <адрес>.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения являются реализация основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, а также дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.
Целями деятельности учреждения являются: 1) предоставление общего, профессионального и дополнительного образования, реализация основных программ профессионального обучения; 2) реализация адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения, а также оказание им социально-психологической и педагогической помощи; 3) обеспечение развития личности обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, а также специального педагогического подхода к таким обучающимся; 5) обеспечение специальных условий содержания несовершеннолетних, включающее в себя охрану территории учреждения, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию учреждения посторонних лиц, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений; 6) психологическое, педагогическое, медицинское и социальное обеспечение, а также оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, в развитии и социальной адаптации, включая работу психолого-медико-педагогического консилиума учреждения; 7) организация психолого-медико-педагогической реабилитации обучающихся и участие в индивидуальной профилактической работе с ними; 8) осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 9) организация отдыха и проведение развивающих и оздоровительных мероприятий для обучающихся в каникулярное время.
К основным видам деятельности учреждения относятся, в том числе, образовательная деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным образовательным программам, содержание и воспитание обучающихся, оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся (л.д. 26, 36 т. 1).
Согласно пункту 2.4 Устава учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и если это соответствует таким целям, в том числе оказание первичной, доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи в соответствии с лицензией. Учреждение осуществляет медицинское обслуживание обучающихся и работников в лечебном подразделении учреждения, в том числе проведение лечебно-профилактических мероприятий, предусмотренных законодательством РФ (л.д. 26 т. 1).
Согласно справке директора Омского СУВУ от ДД.ММ.ГГГГ за период работы в Омском СУВУ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время у Карпенко О.В. отсутствуют льготные периоды, код льготы не присваивался, соответствующие коду льготы отчисления не производились.
Устанавливая в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В названном Списке должностей и учреждений поименованы должности медицинской сестры и фельдшера, а также указаны следующие учреждения: 1. больницы всех наименований, 2. психиатрическая больница (стационар) специализированного типа, в том числе с интенсивным наблюдением, 3. Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, 4. Медико-санитарная часть, 5. Центральная медико-санитарная часть, 6. Госпитали всех наименований, 7. Дом сестринского ухода, 8. Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований), медицинской и социальной реабилитации с отделением для постоянного проживания подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, консультативно-диагностический (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота), лечебно-диагностический (Генерального штаба, вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота), восстановительной терапии для воинов-интернационалистов, гериатрический, диабетологический, наркологический, реабилитационный, реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента РФ, профессиональной патологии, медицинской профилактики, мануальной терапии, медицины катастроф, восстановительного лечения для детей, диагностический, консультативно-диагностический для детей, лечебной физкультура и спортивной медицины, патологии речи и нейрореабилитации, реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с последствиями ДЦП, перинатальный, планирования семьи и репродукции, по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, государственного санитарно-эпидемиологического надзора,федеральный, федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, вида Вооруженных сил РФ, военного округа, флота, Клинический центр Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, 9. Поликлиники всех наименований, 10. Амбулатория, 11. Линейная амбулатория на железнодорожном транспорте, 12. Косметологическая лечебница, 13. Фельдшерско-акушерский пункт, 14. Хоспис, 15. Диспанверы, 16. Станции: скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови, 17. Дом ребенка, 18. Дом ребенка специализированный, 19. Женская консультация, 20. Родильный дом, 21. Санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические, 22. Бюро: патолого-анатомическое (институт), судебно-медицинской экспертизы, 23. Лепрозорий, 24. Дезинфекционная станция, 25. Противочумный центр (станция), 26. Лаборатории, 27. Отряды, 28. Лазареты, 29. Отдельный медицинский батальон, 30. Медицинская рота, 31. Учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для престарелых, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками, дом милосердия, геронтологический центр, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Соответственно, пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка, в котором приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением не предусмотрены.
Отсутствует указание на такого вида учреждение и в ранее действующих Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом и поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения исключительно в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, при этом учреждение, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, указанным списком не предусмотрено; за весь период трудовой деятельности в учреждении работодателем сведения, дающие основания для включения периодов работы в льготный стаж, в пенсионный фонд не предоставлялись, оснований для возложения обязанности на ответчика учесть указанные периоды работы истца в Омском СУВУ в качестве льготных, дающих право на досрочное назначение пенсии, не имеется.
Заявленные Карпенко О.В. исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости также удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 Закона N 400-ФЗ).
Поскольку заявленные в иске спорные периоды работы не дают права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на дату обращения в пенсионный фонд и на дату рассмотрения настоящего иска для истца право на страховую пенсию по старости не возникло в связи с недостижением установленного законом возраста при отсутствии условий для досрочного назначения пенсии, оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░