Решение от 19.01.2015 по делу № 2-1/2015 (2-137/2014;) от 25.11.2014

Дело № 2-1/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село имени Полины Осипенко                                                     19 января 2015 года

Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края

под председательством судьи Гаркуль И.В.,

с участием представителя Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края по доверенности Семененко Д.К.,

при секретаре Ермоловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестовой Надежды Амирьяновны к Администрации Херпучинского сельского поселения муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, ОАО «Ростелеком» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Пестова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации Херпучинского сельского поселения муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, ОАО «Ростелеком» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование своих требований в исковом заявлении указала, что дом по адресу <адрес>, был предоставлен мужу ФИО1. по решению профсоюзного собрания ЛТУ связи с.Оглонги, где он работал. Выписку из решения им не дали. Правопреемником ЛТУ связи с.Оглонги является ОАО «Ростелеком». В указанном доме она проживает 20 лет, имеет регистрацию по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года, муж ФИО1. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. За время проживания в указанном доме она открыто и добросовестно владела им, содержала его должным образом, делала ремонт, оплачивала коммунальные услуги. На обращение о приватизации в Администрацию Херпучинского сельского поселения и Администрацию муниципального района имени Полины Осипенко ей было отказано на основании того, что указанный жилой дом не числится в муниципальной собственности сельского поселения и района. На балансе ОАО «Ростелеком» указанный дом также не числится. Муж ФИО1. отказывается от доли в приватизации, других лиц, претендующих на право собственности, нет. В настоящее время возникла необходимость в оформлении права собственности на жилое помещение. Просит признать за ней право собственности на жилой дом - дом <адрес>

Истец в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в ее отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований, на стороне истца, ФИО1. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. Самостоятельных требований не заявлял, согласен на признание права собственности на жилой дом за женой. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Херпучинского сельского поселения муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, проступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования признают, не возражают против признания права собственности на спорный жилой дом за Пестовой Н.А. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель соответчика Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края по доверенности Д.К.Семененко в судебном заседании иск признала, пояснила, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13 июля 2007 года № А 73-14162-2006-51 жилые дома с.Херпучи и с.Оглонги, в их числе жилой дом по адресу <адрес>, подлежали передаче в муниципальную собственность района имени Полины Осипенко. Но жилые дома не были приняты в муниципальную собственность района из-за отсутствия денежных средств в бюджете на содержание и ремонт жилого фонда.

Представитель соответчика ОАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, возражают против удовлетворения исковых требований Пестовой Н.А., считают, что являются ненадлежащим ответчиком. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие их представителя.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что знаком с ФИО1. около 10 лет. Несколько раз ездил в с.Оглонги, останавливался в их доме. ФИО1. проживает в доме по адресу: <адрес>, с супругой Пестовой Н.А., дети у них уже взрослые и живут отдельно. Дом ухоженный, имеются хозяйственные постройки. Кому и когда предоставлялось жилье, он не знает. Знает, что жена Пестова Н.А. хочет оформить право собственности на дом на себя, ФИО1. не возражает.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что знаком с ФИО1. с 2011 года, несколько раз был у него в доме. ФИО1. проживает вдвоем с супругой Пестовой Н.А. по адресу <адрес>. Дом в хорошем состоянии, ухоженный, имеются хозяйственные постройки. Кому и когда предоставлялось жилье, он не знает.

Заслушав представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04.07.1991 г., № 1541-1 приватизации подлежали жилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный) фонд, на условиях социального найма.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения».

На момент принятия ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» действовал жилищный Кодекс РСФСР, согласно которому Жилищный фонд включал:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.(ст. 5)

В п.6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4.07.1991 г., № 1542-2 « О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» содержалась рекомендация «общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда.»

Закон РСФСР от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РСФСР, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Статья 1 указанного закона, указывает, что приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статья 11 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. (часть первая в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)

Федеральным законом от 23.12.1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. N 370) устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 24.08.1993 г. (в ред. от 06.02.2007 г.), решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

По смыслу указанных положений закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что не может быть признано соответствующим закону. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Данный вывод суд основывает на том, что Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека гражданина, как высшую ценность, предполагает установления правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (ст.1 ч.1 ст.ст.2,17,18, 35 ч.З. 45,ч.1 Конституции Российской Федерации).

В контексте названных положений Конституции РФ, право на жилище относится к числу социально-экономических прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов человека, являясь одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни и как таковое, не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленные на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно, в отношении данного права действует Конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает представление государственных гарантий гражданам.

Как установлено судом, жилой фонд не был передан ни в государственную, ни в муниципальную собственность, и не передан до настоящего времени, но указанное обстоятельство не может служить основанием в отказе в приватизации и таким образом ущемлять права граждан по указанным выше в описательной части настоящего решения обстоятельствам.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года от 10.08.2005 г. (вопрос 22).

Как установлено в судебном заседании ФИО1 был предоставлен дом по адресу <адрес>. ФИО1 являлся работником Линейно-технического участка с.Оглонги Николаевского-на-Амуре ЭТУС, которым и был предоставлен указанный дом. Дата предоставления жилого помещения не установлена. Правопреемником Николаевского-на-Амуре ЭТУС является ОАО «Ростелеком».

Согласно архивной справки Муниципального архива администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края по адресу <адрес> с 1991 г. по 2008 г. в списке членов хозяйства значатся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пестова Надежда Амирьяновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В разделе «жилой фонд» указано «жилой фонд РУЭС П.Осипенко».

Согласно сообщению начальника ТП УФМС России по Хабаровскому краю по адресу <адрес> зарегистрированы: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, Пестова Надежда Амирьяновна с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время.

Истец Пестова Н.А. и третье лицо ФИО1. не воспользовались правом по приватизации дома и передаче его в собственность, что подтверждается сведениями БТИ и Управления Росреестра.

По данным БТИ, Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Хабаровскому краю право собственности на жилое помещение по адресу <адрес> ни за кем не зарегистрировано. Правоустанавливающие документы на данное жилое помещение отсутствуют.

Спорный дом в реестрах федерального имущества Российской Федерации, в собственности субъекта Хабаровского края, муниципального имущества Херпучинского сельского поселения Хабаровского края, муниципального имущества муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края не значится.

ОАО «Ростелеком» правоустанавливающих документов на жилое помещение не имеет, в архивах данные документы также отсутствуют.

На основании Указа Президента РФ от 01.07.1992 № 721 и Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 № 1003, в 1994 году началась приватизация государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» путем его преобразования в акционерное общество открытого типа «Электрическая связь» (правопреемник ответчика). При преобразовании указанного юридического лица ему переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе спорный жилой дом, который не вошел в уставный капитал ответчика.

В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты жилищного и нежилого фонда, указанные в приложении 3 к этому Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235. В соответствии с п.5 этого Постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приеме-передачи.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов в муниципальную собственность.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13 июля 2007 г. муниципальный район имени Полины Осипенко Хабаровского края обязан принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда - жилые дома, в том числе и жилой дом по адресу <адрес>, поскольку указанные дома являются муниципальной собственностью. Решение арбитражного суда не исполнено.

При таких обстоятельствах суд считает возможным признать за Пестовой Н.А. право собственности в порядке приватизации на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 61,5 кв.м., поскольку в данном случае истец по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию спорного жилого дома, а потому вправе требовать признания за ним права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке. Суд полагает, что Пестова Н.А. имеет право на признание права собственности на указанный дом, поскольку проживает в нем с 1991 года по настоящее время, зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, других жилых помещений в собственности или в пользовании не имеет, свое право на приватизацию не использовала.

В силу положений ст. ст. 17 и 28 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившее в законную силу решение суда о признании за истцами права собственности на жилой дом будет являться основанием для государственной регистрации данного права.

Бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, заключающееся в непринятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи и неоформлении права муниципальной собственности на нее, не может являться основанием для умаления жилищных прав истцов, которые при ограниченности срока приватизации жилищного фонда вынуждены ждать, пока вышеуказанные органы исполнят возложенные на них законом обязанности.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2015 ░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1/2015.

░░░░░                                                              ░░░░░░░ ░.░.

2-1/2015 (2-137/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пестова Н.А.
Ответчики
АОО "Ростелеком"
Администрация Херпучинского сельского поселения
Администрация муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края
Суд
Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края
Дело на сайте суда
osipenko.hbr.sudrf.ru
25.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2014Передача материалов судье
28.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2015Дело оформлено
24.02.2015Дело передано в архив
19.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее