УИД: 52RS0018-01-2022-002051-33
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
01 марта 2023 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Романова Е.Р., при секретаре Коржук И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в защиту прав Васильевой О. О. к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области) о признании незаконным отказа за № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении обязанности устранить нарушения и назначить ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет,
У С Т А Н О В И Л:
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области обратился в Павловский городской суд с иском в защиту прав Васильевой О.О. к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» о признании незаконным отказа за № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении и обязанности устранить нарушения и назначить ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Васильева О.О. является многодетной мамой, в связи с рождением четвертого ребенка – Х. А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В связи с рождением четвертого ребенка Васильева О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в соответствии с п.6 постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
Однако в назначении указанной выплаты ей было отказано, в связи с отсутствием сведений о доходах супруга.
Супруг Васильевой О.О. - Х. М. является иностранным гражданином, приехал в Российскую Федерацию по учебной визе, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Х. М. не учится, трудоустроиться не может, поскольку, согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Васильева О.О. неоднократно обращалась в адрес Уполномоченного с жалобой на действия ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» в связи с отказом в назначении ей ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Уполномоченный в интересах Васильевой О.О. обращался в Министерство социальной политики Нижегородской области с просьбой предоставить информацию о том, каким способом иностранный гражданин в создавшейся ситуации должен подтвердить факт отсутствия дохода для того, чтобы оформить вышеназванную выплату на дочь.
Также Уполномоченный ходатайствовал о рассмотрении вопроса о назначении указанной выплаты в связи с создавшейся трудной жизненной ситуацией в семье Васильевой О.О. – Х. М.
Из ответа Министерства социальной политики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что Х. М.. не относится к категории лиц с отсутствием доходов, поэтому в назначении выплаты отказано.
Однако, по мнению истца, в данном случае подтверждением отсутствия у Х. М.. дохода являются сведения о его правовом статусе иностранного гражданина, пребывающего в Российской Федерации по учебной визе, что следует из указанного выше запрета на осуществление трудовой деятельности. Кроме того, не будучи гражданином Российской Федерации. Х. М.. не вправе получать и пособие по безработице.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Васильевой О.О. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет.
Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» устранить нарушения прав Васильевой О.О. путем назначения ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
В рамках судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст.43 ГПК РФ, привлечены Министерство социальной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области.
Представитель истца Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области Коробкова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дала пояснения по существу иска.
Истец Васильева О.О. в судебном заседании также поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дала пояснения по существу иска.
Представитель ответчика ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» Перевезенцева И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в защиту прав Васильевой О.О. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, дала пояснения по существу иска.
Представители третьих лиц Министерства социальной политики Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года №532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года №28-П, от 06 декабря 2012 года №31-П).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
В силу ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, решение вопросов о социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 21.12.2021 года №414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в соответствии с п.2 ст.41 которого, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.49 п.1 ст.44 вышеназванного Федерального Закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, решение вопросов о социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Закон Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей" был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на многодетные семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, а также имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при отсутствии регистрации по месту жительства.
В соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), настоящее Положение устанавливает порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата) для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области.
Право на ежемесячную денежную выплату имеют матери либо отцы (в том числе усыновители), фактически осуществляющие уход за третьим или последующим ребенком, родившимся после 31 декабря 2012 года, имеющие среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, определяемой по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в соответствии с последним годовым балансом денежных доходов и расходов населения, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.
Право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения (усыновления) четвертого или последующего ребенка у лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, возникает при условии, что ранее при рождении детей они данным правом не воспользовались.
Согласно п.3 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата назначается государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - органы социальной защиты) по месту жительства родителя (усыновителя), с которым проживает ребенок, на основании заявления по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области (далее - заявление), и следующих сведений (документов): копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, на имя заявителя и членов семьи, достигших возраста 14 лет; сведений о государственной регистрации рождения (копии свидетельства о рождении) на ребенка, с рождением которого возникает право на ежемесячную денежную выплату, или копии свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства на такого ребенка, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык; сведений о государственной регистрации рождения (копии свидетельств о рождении) на детей, учитываемых при определении права на ежемесячную денежную выплату (за исключением ребенка, с рождением которого возникает право на ежемесячную денежную выплату), или копий свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных компетентным органом иностранного государства на таких детей, и их нотариально удостоверенных переводов на русский язык; сведений о государственной регистрации смерти (копии свидетельства о смерти) на ребенка, учитываемого при определении права на ежемесячную денежную выплату, или копии свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства на такого ребенка, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык (при наличии соответствующего обстоятельства); сведений о трудовой (предпринимательской) деятельности (копий трудовых книжек) на всех членов семьи старше 18 лет; сведений (документов) о доходах (об отсутствии доходов) за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (за три последних месяца на последний отчетный период - в случае представления копии налоговой декларации), на всех членов семьи.
К сведениям (документам) о доходах (об отсутствии доходов) относятся: справка о размере заработной платы, включая все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", - в отношении граждан, осуществляющих трудовую деятельность; копия налоговой декларации, представленной в Федеральную налоговую службу в установленном порядке за последний отчетный период, предшествующий обращению за назначением ежемесячной денежной выплаты, - в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; сведения (справка) о размере пособия по безработице и (или) иных выплат безработным (о неназначении пособия по безработице и (или) иных выплат безработным) - в отношении граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; сведения (справка) о размере пенсии - в отношении пенсионеров; справка о размере стипендии (о неназначении стипендии) - в отношении граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; справки от судебных приставов о получении алиментов с указанием суммы или о неполучении алиментов (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличии действующего исполнительного производства), либо справки с места работы должника об удержании алиментов из заработной платы и иных доходов должника с указанием реквизитов исполнительного листа (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличии действующего исполнительного производства); соглашения об уплате алиментов, нотариально удостоверенного (в случае добровольной уплаты алиментов); иные документы, подтверждающие размер дохода.
К категории лиц с отсутствием дохода относятся: несовершеннолетний гражданин дошкольного или школьного возраста, обучающийся в дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации; родитель, содержащийся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства; родитель, находящийся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения); родитель, находящийся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим; лицо, осуществляющее уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; нетрудоустроенная беременная женщина со сроком беременности 30 и более недель; родитель (мать или отец), осуществляющий уход за ребенком от 1,5 до 3 лет.
Согласно п.6 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.
При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами, но не ранее дня рождения ребенка, для индивидуальных предпринимателей - с даты оформления доверенности на передачу отдельных полномочий индивидуального предпринимателя, но не ранее дня рождения ребенка.
Ежемесячная денежная выплата выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.
Согласно п.10 вышеназванного Положения, в состав семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, а также совместно проживающие братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Факт совместного проживания заявителя с ребенком (детьми) и факт ведения совместного (раздельного) хозяйства указываются в заявлении установленной формы.
При исчислении дохода семьи получателя областного пособия доходы граждан, являющихся супругом (супругой) получателя областного пособия, родителями или усыновителями несовершеннолетних детей получателя областного пособия, учитываются независимо от их раздельного или совместного проживания в соответствии с действующим законодательством.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи при назначении мер социальной поддержки производится в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 года за №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи».
В соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Васильева О.О. состоит в браке с иностранным гражданином Х. М., что подтверждается свидетельством о заключении брака, имеющимся в материалах дела.
В настоящее время Васильева О.О. является матерью четверых детей: Б. Д. И.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Б. А. И.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., В. Н. В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Семья Васильевой О.О. состоит на учете в УСЗН Павловского района, имеет социальную категорию «многодетная семья» (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ, то есть, по истечении трех месяцев со дня рождения четвертого ребенка, Васильева О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет.
Однако в назначении указанной выплаты Васильевой О.О. было отказано. Основанием для отказа в назначении выплаты послужило то обстоятельство, что Васильевой О.О. не была предоставлена справка о доходах супруга Х. М..
Указанное обстоятельство подтверждается ответом ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» за № проч. от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела.
При этом, ответчик указывает на то, что Х. М., в силу положений действующего законодательства, не относится к категории лиц с отсутствием дохода.
Обращаясь с настоящим иском, Васильева О.О. указывает на то, что ее супруг Х. М. является иностранным гражданином, приехал в Российскую Федерацию по учебной визе, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Х. М. не учится, трудоустроиться, в силу положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не может.
В доказательство изложенных доводов Васильева О.О. ссылается на ответ ГУ МВД России по Нижегородской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
-обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных и научных организациях, хозяйственных обществах или хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования и бюджетными или автономными научными организациями, в которых они обучаются;
-обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования или научных организациях по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и работающих в свободное от учебы время.
В свою очередь, каких-либо доказательств, опровергающих доводы Васильевой О.О. о том, что ее супруг Хамиш Мохаммед не может трудоустроиться, в силу положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ответчиком в рамках судебного разбирательства предоставлено не было.
Сведений о наличии у Х. М. разрешения на работу или патента в материалах дела не имеется, суду в рамках судебного разбирательства не предоставлено.
Доказательств того, что Васильевой О.О. разъяснялась необходимость предоставления сведений о наличии (об отсутствии) у Х. М. разрешения на работу или патента, ответчиком в рамках судебного разбирательства не представлено.
Оспаривая доводы истца, представитель ответчика также ссылается на то, что при обращении с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет Васильевой О.О. была предоставлена справка за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева, согласно которой, ее супруг Х. М. на дату обращения с вышеназванным заявлением являлся студентом очной формы обучения указанного образовательного учреждения, в связи с чем, на него не распространяется действие ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В свою очередь, из вышеназванной справки следует, что Х. М. был отчислен из Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспаривались, доказательств обратного суду не предоставлено.
Таким образом, на момент обращения Васильевой О.О. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет ее супруг Х. М. не являлся студентом очной формы обучения указанного образовательного учреждения, а у Васильевой О.О. отсутствовала обязанность предоставлять справку о размере стипендии (о неназначении стипендии) своего супруга.
В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что на Х. М. не распространяется действие ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет у Васильевой О.О. возникло право на данную выплату.
При этом, суд полагает необходимым указать, что, в силу особенностей возникших между сторонами правоотношений, Васильева О.О. является наиболее незащищенной их стороной и все неустранимые сомнения должны толковаться в ее пользу.
В свою очередь, как указывалось выше, доказательств того, что Васильевой О.О. разъяснялась необходимость предоставления сведений о наличии (об отсутствии) у Хамиша Мохаммеда разрешения на работу или патента, ответчиком в рамках судебного разбирательства не представлено.
Более того, суд полагает необходимым указать, что заявленные истцом исковые требования, направлены на защиту имущественных интересов ее несовершеннолетних детей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в защиту прав Васильевой О.О. о признании незаконным отказа за № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
При этом, суд полагает необходимым признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Васильевой О.О. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет.
Разрешая требования истца о возложении на Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» обязанности устранить нарушения и назначать ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, согласно п.6 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.
При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами, но не ранее дня рождения ребенка, для индивидуальных предпринимателей - с даты оформления доверенности на передачу отдельных полномочий индивидуального предпринимателя, но не ранее дня рождения ребенка.
Ежемесячная денежная выплата выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.
Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса в рамках судебного разбирательства, что с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет Васильева О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» ДД.ММ.ГГГГ, то есть, по истечении трех месяцев со дня рождения четвертого ребенка.
Таким образом, ежемесячная денежная выплата должна быть назначена и выплачена Васильевой О.О. за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ года и по день достижения ребенком возраста трех лет.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» устранить нарушения прав Васильевой О.О. путем назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», а именно, за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и по день достижения ребенком возраста трех лет.
Руководствуясь ст., ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в защиту прав Васильевой О. О. к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области) о признании незаконным отказа за №1519 от 30.06.2022 года в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении обязанности устранить нарушения и назначить ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от 30.06.2022 года №1519 в назначении Васильевой О. О., <данные изъяты> ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет.
Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» устранить нарушения прав Васильевой О. О., <данные изъяты> путем назначения ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х. А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.Р. Романов
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2023 года.
Судья: Е.Р. Романов