Дело № 2-1200/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-14009/2023
08 августа 2023 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Абдрахмановой Э.Я.,
судей: Аюповой Р.Н.,
Индан И.Я.,
при с екретаре ФИО20,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Янаульского района в интересах Амировой Гульшат Рафаиловны, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску в Янаульском районе и г. Янаул, Об обязании произвести перерасчет и выплату ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно с момента обращения,
по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия
установила:
Прокурор Янаульского района Республики Башкортостан, с учетом уточненных исковых требований, в интересах ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО16, ФИО18, ФИО15, ФИО17 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на детей от 3 до 7 лет включительно.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Янаульского района Республики Башкортостан по поручению прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка законности принятых решений об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Проведенной проверкой установлено, что ФИО12 являясь матерью ребенка-инвалида ФИО3, 2009 года рождения, дата, дата и дата обращалась с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. По результатам рассмотрения указанных заявлений филиал государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску, в Янаульском районе и г. Янаул принял незаконное решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, поскольку вопреки требованиям п. 3 Порядка принял в расчет среднедушевого дохода семьи ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, а также ежемесячные денежные выплаты инвалидам. Аналогиные нарушения выявлены при принятии решений об отказе в указанной выплате по заявлениям ФИО13, ФИО1, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО24
Уточнив исковые требования, прокурор просил:
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО13 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО2, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО13 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО2, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО15 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО10, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО15 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО10, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО12 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО3, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО12 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО3, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО16 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО5, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО16 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО5, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО4, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО1 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО4, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО26 JI.A. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО8, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО26 J1.A. с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО8, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
- Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по адрес Республики Башкортостан от дата в предоставлении ФИО17 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетнего ребенка: ФИО11, дата г.р., незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО17 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО11, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2023 года постановлено:
Исковые требования прокурора Янаульского района Республики Башкортостан в интересах ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО16, ФИО18, ФИО15, ФИО17 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным отказа в назначении меры социальной поддержки и обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка от 3 до 7 лет включительно – удовлетворить.
Признать отказ филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску Республики Башкортостан в предоставлении ФИО13, ФИО15, ФИО12, ФИО16, ФИО1, ФИО18, ФИО17 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – незаконным.
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО13 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО2, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО15 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО10, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО12 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО3, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО16 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО5, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО1 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО4, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО18 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО8, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить ФИО17 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО11, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая на то, что при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно до дата учитываются компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом, а с дата указанные выплаты не подлежат учету. Исключение из расчета среднедушевого дохода семьи компенсационных выплат по уходу за ребенком - инвалидом в соответствии с действующим правовым регулированием, направлено на расширение круга лиц, имеющих право на получение мер государственной поддержки с дата и не предполагает вменение данной нормы по ранее поступившим обращениям граждан, что следует из буквального толкования закона. Поскольку с заявлением о назначении выплаты указанные заявители обратились в период с апреля по декабрь 2020 года, при принятии решений по заявлениям ответчиком обоснованно включена в расчет среднедушевого дохода семьи указанных заявителей компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом. Просят решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Прокурору Янаульского района Республики Башкортостан отказать в полном объеме.
На апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения от прокурора Янаульского района Республики Башкортостан поступили возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО21, полагавшего решения суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что у ФИО13 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находилась несовершеннолетняя ФИО2, дата года рождения
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО12 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находилась несовершеннолетняя ФИО3, дата года рождения.
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от 14.072020 в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО14 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находилась несовершеннолетняя ФИО4, дата года рождения
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО16 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находился несовершеннолетний ФИО5, дата года рождения.
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО18 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находилось трое несовершеннолетних ФИО6, дата года рождения, ФИО7, дата года рождения, ФИО8, дата года рождения.
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО9 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находился несовершеннолетний ФИО10, дата года рождения.
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
У ФИО17 на иждивении, на момент подачи заявления о назначении выплат на ребенка с 3 до 7 лет находилась несовершеннолетняя ФИО11, дата года рождения.
Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан от дата в назначении пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в адрес – 9 804 руб.
Также в расчет среднедушевого дохода всех перечисленных семей включена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг семье, имеющей ребенка-инвалида, на основании Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа). При этом пунктом 9 вышеназванного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с чем пришел к выводу о том, что отказ ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе Республики Башкортостан в предоставлении ФИО13, ФИО12, ФИО1, ФИО16, ФИО18, ФИО15, ФИО17 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно является незаконным, в связи с чем, обязал Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения назначить ФИО13 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО2, дата г.р., ФИО15 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО10, дата г.р., ФИО12 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО3, дата г.р., ФИО16 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО5, дата г.р., ФИО1 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО4, дата г.р., ФИО18 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО8, дата г.р., ФИО17 с дата ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО11, дата г.р., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семьей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа в редакции от 20 марта 2020 года действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений).
Во втором квартале 2020 года прожиточный минимум в Республике Башкортостан был установлен в размере 10 015 руб.
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее – Постановление № 384).
В силу пункта 16 Постановления № 384 (и далее в редакции от 29 апреля 2020 года действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с пунктом 21 Постановления № 384 при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 22 Постановления № 384 среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В силу пункта 25 Постановления № 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации» от 31 марта 2020 года N 384 в п. 25 введен п. п. «г», согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» от 26 февраля 2013 года № 175, с 01 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей (п. 1). Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3).
Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 4).
Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (п. 5).
В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведении), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 г. № 276 «Об утверждении Порядка предоставления семьям, имеющим детей и проживающим на территории Республики Башкортостан, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» в соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 02 апреля 2020 г. № УГ-131 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей в Республике Башкортостан» утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 Порядка (и далее в редакции от 30 апреля 2020 года действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) условиями, определяющими право на ежемесячную выплату, являются:
1) наличие в семье ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации;
2) среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан «О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан» за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - малоимущая семья).
В силу пункта 22 Порядка основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты является в том числе превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан «О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан» за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, на дату подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Согласно п. 24 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, лишенные родительских прав, а также лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, проходящие военную службу по призыву, отбывающие наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 26 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Башкортостан, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В силу пункта 27 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно п. 31 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
предусмотренные настоящим Порядком ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящим Порядком ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
В соответствии с пункта 5 Порядка ежемесячная выплата назначается со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года.
В силу пункта 6 Порядка ежемесячная выплата в 2020 году предоставляется за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет в 2020 году, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2019 № 517 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Башкортостан в среднем за месяц II квартала 2019 года» установлена величина прожиточного минимума в Республике Башкортостан в среднем за месяц II квартала 2019 года в расчете на душу населения – 9 804 рубля.
Из приведенных норм материального права, следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В постановлении Правительства Российской Федерации № 384 перечислены виды доходов, подлежащих учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят, в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений). Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При этом в указанное нормативно-правовое регулирование постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 489 внесены изменения, в частности пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации № 384 дополнен следующим содержанием: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются в числе прочих, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидом с детства I группы.
Действующим законом не предусмотрено учитывать в качестве доходов, перечисленные в пункте 21 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 384, компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», следовательно, с учетом приведенных норм материального права, названная компенсационная выплата подлежит исключению из доходов семьи, полученных в денежной форме, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе Республики Башкортостан в предоставлении ФИО13, ФИО12, ФИО1, ФИО16, ФИО18, ФИО15, ФИО17 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно является незаконным.
Довод апелляционной жалобы ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе Республики Башкортостан о том, что, при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно до 01.04.2021 учитываются компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом, а с 01.04.2021 указанные выплаты не подлежат учету, основан на неверном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
С 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства 1 группы, устанавливается на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы (далее – Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (пункт 5 Указа): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 10 000 руб. (п.1).
При этом пунктом 9 вышеназванного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. По указанным основаниям, данные выплаты ранее не учитывались при назначении иных мер социальной поддержки малоимущим и малообеспеченным семьям, при решении вопроса о доходе семьи заявителя.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В целом, доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения без удовлетворения.
Председательствующий Э.Я. Абдрахманова
Судьи Р.Н. Аюпова
И.Я. Индан
Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.
Справка: судья ФИО23