Дело №
УИД: 91RS0№-12
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
09 ноября 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Цыгановой Г.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителя ответчика на основании доверенности ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО5 в интересах ФИО2 к Администрации <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, об обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
И.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО5 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> в котором просил: обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного жилья применительно к условиям населенного пункта, то есть не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Железнодорожного районного суда <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) мать и отец ФИО6 лишены родительских прав. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истец определен в детский дом семейного типа Петровых. Зарегистрирован как внук по адресу: <адрес> 43,6 кв. м., зарегистрировано 6 человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения менее установленной учетной нормы. Жилое помещение на праве собственности принадлежит бабушке ФИО7 Жилого помещения в собственности истец не имеет. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди 144). На момент подачи искового заявления ФИО2 жильем не обеспечен. Согласно обращению ФИО2 на сегодняшний день самостоятельно приобрести себе жилое помещение возможности не имеет. Таким образом, бездействие Администрации <адрес> Республики Крым в части принятия мер по предоставлению ФИО2 жилья нарушает гарантированные Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
В судебное заседание истец не явился, причины неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации <адрес> на основании доверенности ФИО8 просила в удовлетворении иска отказать, представила суду письменные возражения, пояснила, что согласно предоставленных полномочий, в соответствии с Законом Республики Крым № - ЗРК/2014 Советом министров Республики Крым было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений». В соответствии с указанным Порядком предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов, бюджетных обязательств па основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправление муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сирогам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (часть 3 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации). Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление жилья и формирование Прогнозного Списка лиц, нуждающимся в обеспечении жильем сирот администрациями муниципалитетов осуществляется в соответствии с датой постановки на соответствующий учёт в органах местного самоуправления. Составление Списка из числа лиц детей - сирот, кому необходимо предоставить жилье вызвано объективными обстоятельствами: не выделение денежных средств на данные расходные обязательства до ДД.ММ.ГГГГ; большое количество лиц из вышеуказанной категории в больших муниципальных образованиях (связано с высокой концентрацией в них учебных заведений, а также правом данных лиц выбирать место получение жилья по своему усмотрению. Считает, что права и законные интересы третьих лиц - иных детей-сирот из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, будут нарушены в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований, поскольку они были приняты на учет как нуждающиеся в обеспечении жильем ранее истца.
Третьи лица Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечили, причины неявки не сообщили, извещены надлежаще. От Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения, согласно которым в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (часть 3 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации). Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57г. Жилищного кодекса Российской Федерации). Предоставление истцу жилого помещения вне указанной выше у очерёдности неминуемо приведёт к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснение прокурора, представителя ответчика, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу ФИО2 не предоставлено, иного недвижимого имущества на праве собственности он не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах лица на объекты от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Следует отметить, что требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 13.11. 2014 №, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием администрации <адрес> Республики Крым.
Статьей 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», с учетом внесенных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/1015 изменений, предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Кроме того, согласно ст. 9 Закона Республики Крым № <данные изъяты> органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем, которое до настоящего времени ему не предоставлено, и что такая обязанность должна быть возложена на администрацию <адрес> Республики Крым.
Ссылка ответчика в возражениях на тот факт, что предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам в порядке очередности исходя из возможностей бюджета свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
С учетом изложенного, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований и.о. заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 и возложении на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанности предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, включенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного жилья применительно к условиям населенного пункта, то есть не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления полного текста судебного решения путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым.
Решение в окончательной форме принято 15.11.2023г.
Судья Г.Ю. Цыганова