Судья – Кундикова Ю.В. Дело № 2-2782/2023
№ 33-661/2024
апелляционное определение
г. Симферополь 16 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре: | Матвиенко Н.О.,Бойко З.А., Бондарева Р.В., Андрейченко М.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пинчук Натальи Николаевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, назначить пенсию
по апелляционным жалобам Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым и Пинчук Натальи Николаевны
на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 октября 2023 года, которым исковые требования Пинчук Натальи Николаевны удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым
Установила:
Пинчук Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, назначить пенсию.
В обоснование иска указала, что 31 января 2023 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 6 апреля 2023 года ей отказано в установлении досрочного пенсионного обеспечения в связи с отсутствием необходимой выработки специального стажа.
При определении права, пенсионным органом в специальный стаж не включены периоды ее работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Крымском республиканском центре детского и юношеского творчества (в том числе отпуска без сохранения заработной платы и региональные праздничные дни) по основанию отсутствия сведений о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования кружка в Крымском республиканском центре детского и юношеского творчества по тем основаниям, что не выполняется одно из условий, определенное п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем ее трудовая деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протекала на территории Украины, действующее на тот момент пенсионное законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки. Факт осуществления трудовой деятельности подтверждается трудовой книжкой, оформленной работодателем в соответствии с нормами законодательства, а также справкой уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, справкой МКУ «Центр по централизованному обслуживанию образовательных организаций» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт работы в спорные периоды, а также факт уплаты страховых взносов в полном объеме за эти периоды и приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым она была тарифицирована с указанной даты на 24 часовую рабочую неделю.
Отсутствие в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах РФ, не является основанием для их исключения из стажа на соответствующих видах работ.
В этой связи Пинчук Н.Н., с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просила суд признать решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложить на названный орган обязанность включить спорные периоды работы и периоды нерабочих праздничных дней, установленные органами государственной власти Республики Крым, в специальный педагогический стаж, назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения).
Судом постановлено приведенное выше решение, которым решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым от 6 апреля 2023 года признано незаконным в части не включения в специальный стаж Пинчук Н.Н. периодов работы с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года и с 1 января 2000 года по 30 января 2023 года. На пенсионный орган возложена обязанность включить приведенные периоды работы в специальный стаж Пинчук Н.Н., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
С постановленным по делу решением не согласились обе стороны спора.
В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения в части удовлетворенных требований, считает, что отсутствуют основания для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы и периодов нерабочих праздничных дней, установленных органами государственной власти Республики Крым. По сути, доводы жалобы аналогичны позиции пенсионного органа при принятии отказного решения и при разрешении спора в суде первой инстанции.
В апелляционной жалобе Пинчук Н.Н. оспаривает решение суда в части отказа в обязании пенсионного органа назначить ей досрочное пенсионное обеспечение. Указывает, что в представленном пенсионным органом предварительном расчете стажа, который принят судом первой инстанции в качестве надлежащего, неполно и недостоверно отображены периоды ее трудовой деятельности, не учтен в полном объеме стаж, что повлекло неверное определение даты его выработки. Так, согласно личной карточке работника (форма Т-2) она по внешнему совместительству осуществляла трудовую деятельность в должности руководителя кружка с 1 сентября 1995 года по 28 ноября 1995 года (2 месяца 28 дней). Данный период не был учтен пенсионным органом при подсчете специального стажа.
Также Пинчук Н.Н. были представлены письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которой она полагает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым – Соболева Н.С., Пинчук Н.Н., ее представитель Томашевская Е.А. доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Пинчук Н.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявления, пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Пинчук Н.Н. в установлении досрочного пенсионного обеспечения ввиду отсутствия необходимого льготного стажа с применением ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
По подсчетам пенсионного органа общий страховой стаж истца с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №-П составляет 35 лет 7 месяцев 12 дней, в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию – 4 года 9 месяцев 3 дня.
В расчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, пенсионным органом не учтены периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Крымском республиканском центре детского и юношеского творчества (в том числе отпуска без сохранения заработной платы и региональные праздничные дни) по основанию отсутствия сведений о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования кружка в Крымском республиканском центре детского и юношеского творчества по тем основаниям, что не выполняется одно из условий, определенное п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В ч. 1 ст. 4 названного закона предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Из приведенных законоположений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей).
При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно трудовой книжке Пинчук Н.Н., с ДД.ММ.ГГГГ она была назначена на должность руководителя кружка компьютерной техники Крымского республиканского центра детского и юношеского творчества. ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку внесена запись о переименовании центра в Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества», о переименовании с ДД.ММ.ГГГГ в Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества». С ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность педагога дополнительного образования.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ № ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества» и представленной в распоряжение пенсионного органа, Пинчук Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в учреждении. Имеется информация о периодах нахождения в отпуске без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также информация о нахождении на курсах повышения квалификации с 2014 года по 2014 год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В справке указано, что за период работы не имелось периодов, которые на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не включаются в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии.
При разрешении спора в суде первой инстанции со стороны истца была представлена справка, уточняющая особый характер работы и условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ № ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества», согласно которой выполняемая Пинчук Н.Н. норма преподавательской работы соответствует полной нагрузке и составляет не менее 18 часов в неделю.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Приведенные положения Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, допускают включение в специальный стаж осуществление до 1 сентября 2000 года педагогической работы по соответствующей должности на ставку независимо от выполнения в этот период нормы рабочего времени, установленной для этой должности.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 4 ноября 1993 года «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
При этом законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 1 января 2015 года, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года № 909, а также не предусматривало условий, указанных в п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены применительно к территории Республики Крым нормативные положения относительно особенностей исчисления специального стажа педагогических работников при невыполнении полной ставки (нагрузки).
Таким образом, период осуществления истцом педагогической деятельности в должности руководителя кружка компьютерной техники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам пенсионного органа, подлежит зачету в специальный стаж независимо от выполнения педагогической, учебной нагрузки, в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым в спорные периоды трудовой деятельности истца, поскольку иного законодательством Российской Федерации применительно к территории Республики Крым не установлено.
Отказывая Пинчук Н.Н. в зачете в специальный педагогический стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган сослался на положения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 12 названных Правил, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» списка предусмотрена должность педагога дополнительного образования. В п. 2 раздела «Наименование учреждений» указан в качестве учреждения дополнительного образования, в том числе, центр развития детей и юношества, дворец детского (юношеского) творчества.
При этом должность руководителя кружка, в которой Пинчук Н.Н. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанном перечне не поименована.
Вместе с тем из трудовой книжки Пинчук Н.Н. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она была переведена на должность педагога дополнительного образования, однако данное обстоятельство пенсионным органом не проанализировано и не принято во внимание.
Приказом Министерства образования и науки российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) установлено соответствие должности «руководителя кружка» должности «педагог дополнительного образования».
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пинчук Н.Н. работала в учреждении и на должности поименованных Списком и Перечнем, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о зачете данного периода в специальный педагогический стаж истца.
Приходя к такому выводу, судом правильно указано, что из этого периода подлежит исключению только время нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы, поскольку работа в этот период не осуществлялась.
Вопреки позиции пенсионного органа, периоды региональных праздничных дней не подлежат исключению из указанного периода при подсчете специального стажа.
Действительно, прямого указания о порядке включения в специальный стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен ст. 112 Трудового кодекса. При этом в ст. 5 Трудового кодекса указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права.
Статья 6 Трудового кодекса, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (постановление Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ11).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судом нижестоящей инстанции о том, что отсутствие в Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
При указанных обстоятельствах, спорные периоды нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых органами государственной власти Республики Крым, как правильно посчитал суд первой инстанции, подлежат включению в специальный стаж истца.
Согласно материалам дела и предварительному расчету, представленному пенсионным органом, с учетом периодов работы, принятых пенсионным органом в бесспорном порядке, а также периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 год 11 месяцев 12 дней), стаж, дающий право на досрочную пенсию по п.п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № – ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ составит 27 лет 00 месяцев 13 дней (при необходимом 25 лет). Право на пенсию с учетом повышения возраста, предусмотренного п. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (через 36 месяцев от ДД.ММ.ГГГГ – когда был выработан стаж) возникнет с ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, как с ДД.ММ.ГГГГ, так и с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент принятия решения право на досрочное назначение страховой пенсии у истца не возникло, а оснований для решения вопроса о назначении пенсии на будущее время не имеется, так как действующим законодательством, в том числе пенсионным, не предусмотрено назначение пенсии на будущее время.
В апелляционной жалобе, Пинчук Н.Н. приводит доводы о том, что в представленном пенсионным органом предварительном расчете стажа, который принят судом первой инстанции в качестве надлежащего, неполно и недостоверно отображены периоды ее трудовой деятельности, не учтен в полном объеме стаж, что повлекло неверное определение даты его выработки. Так, согласно личной карточке работника (форма Т-2) она по внешнему совместительству осуществляла трудовую деятельность в должности руководителя кружка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 28 дней). Данный период не был учтен пенсионным органом при подсчете специального стажа.
То есть в жалобе Пинчук Н.Н. фактически указывает на то, что трудовая деятельность в должности руководителя кружка, вопреки сведениям трудовой книжки и уточняющим справкам работодателя, началась не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, который подлежит зачету в специальный педагогический стаж.
Однако ни при подаче иска, ни в ходе разрешения спора в суде первой инстанции, Пинчук Н.Н. не заявляла требований о включении в специальный стаж периода работы, отраженного в личной карточке работника (форма Т-2), в должности руководителя кружка с 1 сентября 1995 года по 28 ноября 1995 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу ст. 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В этой связи доводы Пинчук Н.Н. об отмене решения суда в части и возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей досрочную пенсию с учетом периода работы с 1 сентября 1995 года по 28 ноября 1995 года, коллегией судей отклоняются ввиду необоснованности и на правильность принятого судебного акта эти доводы не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым и Пинчук Натальи Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи