Решение по делу № 2а-220/2020 от 27.04.2020

Дело № 2а-217/2020

УИД: 28RS0019-01-2020-000280-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 года пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Демяненко Н.А.,

при секретаре Мирюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргинского сельского совета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Серышевского района Амурской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронного дела. По результатам проверки установлено, что администрацией пгт. Серышево Серышевского района Амурской области в нарушение требований действующего законодательства с 10 апреля 2018 года специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, меры не принимаются. Согласно Уставу пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, к вопросам местного значения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Также установлено, что на территории пгт. Серышево размещено кладбище, которое является действующими. По результатам проверки в апреле 2018 года прокурором района 10.04.2018 г. на имя главы администрации пгт. Серышево было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Администрацией пгт. Серышево в нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, меры по созданию такой организации администрацией не принимаются. Бездействие администрации пгт. Серышево по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования приводит к нарушению прав жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции, нарушает права граждан на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Федеральный закон «О прокуратуре РФ» и руководствуясь ст. ст. 39, 218, 220 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; обязать администрацию пгт. Серышево Серышевского района Амурской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю. настаивала на доводах административного искового заявления, просила заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области Маценко О.С., действующая на основании доверенности, не согласившись с доводами заявленных требований, суду показала, что администрацией пгт. Серышево аспекты организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений разрешаются посредством заключения гражданско-правового договора, заключенного с ИП Власовым. Предельная стоимость гарантированного перечня услуг по погребению определена распоряжением главы администрации пгт Серышево от 30.01.2020 № 15р, действующего на всей территории пгт Серышево Серышевского района, составляет 7500 рублей. Прокурор же, предъявляя требования о возложении на администрацию пгт Серышево обязанности создания специализированную службу по похоронному делу, фактически вторгся в сферу действий органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанность по разрешению подобных задач. Вследствие этого игнорируется позиция органа местного самоуправления относительно наиболее оптимального варианта распределения функциональных обязанностей, что недопустимо. У администрации нет возможности создать муниципальное учреждение, по причине того, что между администрацией поселка и администрацией Серышевского района ежегодно заключается соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджета поселка, и одним из обязанностей по соблюдению данного соглашения является то, что администрация не должна допускать увеличения численности работников органа местного самоуправления и численность муниципальных учреждений (п.2.1.2. абз. 3 Соглашения). Из писем ФАС России от 30.09.2009 № АК/34001 «О разъяснения применения антимонопольного законодательства», от 24.07.2009 № ПС/24493 «О рассмотрении обращения» следует, что «При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе». Аналогичные разъяснения были даны Амурским УФАС России от 01.06.2020 № 02-2076-Э на обращение администрации Томского сельского совета Серышевского района (прилагается). Так же, по мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений муниципального образования. На территории пгт Серышево существует МУП «Комбинат благоустройства», учредителем которого является администрация пгт Серышево. Однако, даже в МУП не могут быть переданы функции в сфере похоронного дела, потому что МУП «Комбинат благоустройства» до 01.01.2025 года должен быть ликвидирован, по причине несоответствия антимонопольному законодательству деятельности МУП. На основании вышеизложенного, полагая о нецелесообразности создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Серышево просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Серышевского района отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Серышевского района Амурской области Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что не целесообразно создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением о прекращении действия права на управление транспортным средством лица, которое представляет собой реальную угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения имущественного вреда, чем могут быть нарушены как законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

В связи с чем, обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района Амурской области является законным и обоснованным.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Положениями статьи 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" услуги по погребению, указанные в п. 1 данной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны на территории сельского поселения организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, в случае если данная деятельность отнесена к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с уставом этого муниципального образования.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым (п. 1). Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных п. 1 данного Указа; и своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших (п. 2).

В судебном заседании установлено, что 10 апреля 2018 года с исх. № 1887 в адрес главы администрации пгт. Серышево прокурором Серышевского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле, согласно которому администрацией пгт. Серышево Серышевского района Амурской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, конкурсные процедуры не проводились, соглашения и договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не заключались, что нарушает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению.

Согласно информации главы пгт. Серышево от 08 мая 2018 года о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений от 10 апреля 2018 года, администрацией предпринимаются меры по проведению похоронного дела в пгт. Серышево в соответствие с действующим законодательством. В настоящее время подготовлено техническое задание по оказанию услуг по содержанию кладбища в пгт. Серышево, сделан коммерческий запрос поставщикам услуги для определения начальной максимальной цены контракта для объявления электронного аукциона.

Из ответа главы администрации пгт. Серышево от 25 марта 2020 года следует, что на территории пгт. Серышево деятельность по вопросам похоронного дела осуществляет ИП Власов Д.В. На территории пгт. Серышево расположено кладбище, земельный участок с кадастровым номером 286000000:3001, площадью 180835 кв. м., является собственностью МО пгт. Серышево. земельный участок с кадастровым номером 286236020850:45, площадью 69069 кв.м. с разрешенным использованием: кладбища, колумбарии находится на регистрации в органах регистрации, плановое исполнение заявления 24.03.2020.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация пгт. Серышево Серышевского района Амурской области обладает соответствующими полномочиями по созданию специализированной службы по погребению умерших, однако до настоящего времени административным ответчиком обязанность по организации на территории муниципального образования данной службы, установленная законом, не исполнена, на момент рассмотрения дела на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по погребению умерших, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению. В связи с чем, требования прокурора Серышевского района Амурской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы административного ответчика со ссылкой на разъяснения данными Амурским УФАС России от 01.06.2020 № 02-2076-Э на обращение администрации Томского сельского совета Серышевского района и на соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджета поселка, не имеют правового значения при разрешении данных требований.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района Амурской области в административном исковом заявлении – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, - незаконным.

Обязать администрацию пгт. Серышево Серышевского района Амурской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования пгт. Серышево Серышевского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         Н.А. Демяненко

Решение в окончательной форме принято 10 июля 2020 года.

2а-220/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Серышевского района, в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация пгт. Серышево Серышевского района Амурской области
Другие
Администрация Серышевского района
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Демяненко Н.А.
Дело на странице суда
serishevskiy.amr.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Подготовка дела (собеседование)
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
24.06.2020Судебное заседание
06.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее