Решение по делу № 2-1087/2022 от 05.07.2022

Дело № 2-1087/2022

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года                                                                         г. Канаш                                                        

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Гордеевой К.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.

при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Данилову И.Н. с требованием о признании бездействия Данилова И.Н., выразившегося в непринятии мер к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, незаконным, возложении в течение двух месяцев после вступления решения суда обязанности провести категорирование торгового объекта - торгового дома «<данные изъяты> расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и в течение двух месяцев после составления акта обследования и категорирования торгового объекта разработать паспорт его безопасности, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Козловского района, установлено нарушение Даниловым И.Н., являющимся собственником торгового дома, требований законодательства о противодействии терроризму.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ИП Додаров А.Э.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, администрация Козловского района Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - прокурора Козловского района Чувашской Республики - помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

Ответчик Данилов И.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Третьи лица - ИП Додаров А.Э. представители ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

Третьи лица - представители Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, администрации Козловского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, в представленных суду отзывах просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования просили удовлетворить (л.д.101-102, 105).

Третье лицо - представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без их участия (л.д. 110).

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Согласно ст. 3 названного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Процедура обследования и категорирования торгового объекта (территории), определенная требованиями постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее - Требования), проводится в целях установления дифференцированных требований по антитеррористической защищенности того или иного объекта торговли с учетом степени (вероятности) совершения на объекте террористического акта и возможных социально - экономических последствий от его совершения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Судом установлено, что здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежат на праве собственности Данилову И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36). Арендатором части помещений в торговом доме «Народный» является ИП Додаров А.Э., что подтверждается сообщением администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Пункт 4 указанных выше Требований прямо указывает на то, что они распространяются на торговые объекты, которые включены в Перечень, предусмотренный пунктом 5 данных Требований.

Правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в Перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (п. 9 Требований).

Согласно п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

По сведениям Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ торговый объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, включен в соответствующий Перечень, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики № 400-рг-329 дсп от 14 сентября 2018 года (л.д. 66), следовательно, на данный торговый объект распространяются Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273.

Согласно п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

Пунктами 14 - 16 Требований предусмотрено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 данных требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии). На правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и ответственность за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Таким образом, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торгового объекта, организацию работы по обследованию и категорированию торгового объекта, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, несут правообладатели этого торгового объекта, под которыми понимаются как собственники здания, так и лица, которые непосредственно использует эти помещения в указанных целях.

В то же время, пункт 7 Требований устанавливает, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в утвержденный им Перечень.

Поскольку указанный Перечень является документом служебного пользования и не размещен в открытом доступе, то, с учетом пункта 7 Требований, суд приходит к выводу о том, что публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торгового объекта возникает у правообладателя торгового объекта только с момента получения соответствующего письменного уведомления о включении этого объекта в Перечень.

Обязанность по доказыванию факта надлежащего письменного уведомления правообладателей торгового объекта о включении его в Перечень в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ лежит на истце.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта надлежащего уведомления правообладателя торгового объекта Данилова И.Н. о включении данного объекта в Перечень.

По информации Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ Д. соответствующее уведомление было направлено заказным письмом (л.д. 67, 69). При этом собственником в указанный период времени она не являлась. В адрес собственника торгового объекта - Данилова И.Н. уведомление не направлялось.

Следует отметить, что общие правила направления юридически значимых сообщений установлены ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В частности, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Судом достоверно установлено, что уведомление о включении торгового объекта в Перечень в Данилову И.Н. не направлялось, следовательно, публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торговых объектов у него не возникла.

Доказательств обратного ни истцом, ни третьим лицом - Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не представлено.

В данном случае, предъявление прокурором Козловского района Чувашской Республики в суд настоящего иска не может подменять собою установленный порядок уведомления правообладателей торгового объекта о включении этого объекта в соответствующий Перечень.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правообладатель торгового объекта Данилов И.Н. не был надлежащим образом уведомлен о включении торгового объекта по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в Перечень объектов, подлежащих категорированию, в связи с чем у него не возникла публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования данного торгового объекта, составлению паспорта безопасности, в связи с чем оснований для признания незаконным его бездействия и возложении на него выполнения данной обязанности суд не усматривает.

Следует также отметить, что Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не лишено возможности уведомить правообладателя торгового объекта о включении его в Перечень надлежащим образом, после чего, в случае неисполнении последними соответствующих обязанностей, в суд вновь могут быть предъявлены исковые требования об их исполнении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья      К.В. Гордеева

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2022 года.

Дело № 2-1087/2022

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года                                                                         г. Канаш                                                        

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Гордеевой К.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.

при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Данилову И.Н. с требованием о признании бездействия Данилова И.Н., выразившегося в непринятии мер к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, незаконным, возложении в течение двух месяцев после вступления решения суда обязанности провести категорирование торгового объекта - торгового дома «<данные изъяты> расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и в течение двух месяцев после составления акта обследования и категорирования торгового объекта разработать паспорт его безопасности, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Козловского района, установлено нарушение Даниловым И.Н., являющимся собственником торгового дома, требований законодательства о противодействии терроризму.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ИП Додаров А.Э.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, администрация Козловского района Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - прокурора Козловского района Чувашской Республики - помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

Ответчик Данилов И.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Третьи лица - ИП Додаров А.Э. представители ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

Третьи лица - представители Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, администрации Козловского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, в представленных суду отзывах просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования просили удовлетворить (л.д.101-102, 105).

Третье лицо - представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без их участия (л.д. 110).

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Согласно ст. 3 названного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Процедура обследования и категорирования торгового объекта (территории), определенная требованиями постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее - Требования), проводится в целях установления дифференцированных требований по антитеррористической защищенности того или иного объекта торговли с учетом степени (вероятности) совершения на объекте террористического акта и возможных социально - экономических последствий от его совершения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Судом установлено, что здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежат на праве собственности Данилову И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36). Арендатором части помещений в торговом доме «Народный» является ИП Додаров А.Э., что подтверждается сообщением администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Пункт 4 указанных выше Требований прямо указывает на то, что они распространяются на торговые объекты, которые включены в Перечень, предусмотренный пунктом 5 данных Требований.

Правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в Перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (п. 9 Требований).

Согласно п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

По сведениям Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ торговый объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, включен в соответствующий Перечень, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики № 400-рг-329 дсп от 14 сентября 2018 года (л.д. 66), следовательно, на данный торговый объект распространяются Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273.

Согласно п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

Пунктами 14 - 16 Требований предусмотрено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 данных требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии). На правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и ответственность за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Таким образом, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торгового объекта, организацию работы по обследованию и категорированию торгового объекта, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, несут правообладатели этого торгового объекта, под которыми понимаются как собственники здания, так и лица, которые непосредственно использует эти помещения в указанных целях.

В то же время, пункт 7 Требований устанавливает, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в утвержденный им Перечень.

Поскольку указанный Перечень является документом служебного пользования и не размещен в открытом доступе, то, с учетом пункта 7 Требований, суд приходит к выводу о том, что публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торгового объекта возникает у правообладателя торгового объекта только с момента получения соответствующего письменного уведомления о включении этого объекта в Перечень.

Обязанность по доказыванию факта надлежащего письменного уведомления правообладателей торгового объекта о включении его в Перечень в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ лежит на истце.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта надлежащего уведомления правообладателя торгового объекта Данилова И.Н. о включении данного объекта в Перечень.

По информации Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ Д. соответствующее уведомление было направлено заказным письмом (л.д. 67, 69). При этом собственником в указанный период времени она не являлась. В адрес собственника торгового объекта - Данилова И.Н. уведомление не направлялось.

Следует отметить, что общие правила направления юридически значимых сообщений установлены ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В частности, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Судом достоверно установлено, что уведомление о включении торгового объекта в Перечень в Данилову И.Н. не направлялось, следовательно, публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торговых объектов у него не возникла.

Доказательств обратного ни истцом, ни третьим лицом - Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не представлено.

В данном случае, предъявление прокурором Козловского района Чувашской Республики в суд настоящего иска не может подменять собою установленный порядок уведомления правообладателей торгового объекта о включении этого объекта в соответствующий Перечень.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правообладатель торгового объекта Данилов И.Н. не был надлежащим образом уведомлен о включении торгового объекта по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в Перечень объектов, подлежащих категорированию, в связи с чем у него не возникла публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования данного торгового объекта, составлению паспорта безопасности, в связи с чем оснований для признания незаконным его бездействия и возложении на него выполнения данной обязанности суд не усматривает.

Следует также отметить, что Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не лишено возможности уведомить правообладателя торгового объекта о включении его в Перечень надлежащим образом, после чего, в случае неисполнении последними соответствующих обязанностей, в суд вновь могут быть предъявлены исковые требования об их исполнении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья      К.В. Гордеева

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2022 года.

Дело № 2-1087/2022

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года                                                                         г. Канаш                                                        

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Гордеевой К.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.

при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Данилову И.Н. с требованием о признании бездействия Данилова И.Н., выразившегося в непринятии мер к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, незаконным, возложении в течение двух месяцев после вступления решения суда обязанности провести категорирование торгового объекта - торгового дома «<данные изъяты> расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и в течение двух месяцев после составления акта обследования и категорирования торгового объекта разработать паспорт его безопасности, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Козловского района, установлено нарушение Даниловым И.Н., являющимся собственником торгового дома, требований законодательства о противодействии терроризму.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ИП Додаров А.Э.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, администрация Козловского района Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - прокурора Козловского района Чувашской Республики - помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

Ответчик Данилов И.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Третьи лица - ИП Додаров А.Э. представители ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии», Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

Третьи лица - представители Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, администрации Козловского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, в представленных суду отзывах просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования просили удовлетворить (л.д.101-102, 105).

Третье лицо - представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без их участия (л.д. 110).

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Согласно ст. 3 названного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Процедура обследования и категорирования торгового объекта (территории), определенная требованиями постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее - Требования), проводится в целях установления дифференцированных требований по антитеррористической защищенности того или иного объекта торговли с учетом степени (вероятности) совершения на объекте террористического акта и возможных социально - экономических последствий от его совершения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Судом установлено, что здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежат на праве собственности Данилову И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36). Арендатором части помещений в торговом доме «Народный» является ИП Додаров А.Э., что подтверждается сообщением администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Пункт 4 указанных выше Требований прямо указывает на то, что они распространяются на торговые объекты, которые включены в Перечень, предусмотренный пунктом 5 данных Требований.

Правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в Перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (п. 9 Требований).

Согласно п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

По сведениям Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ торговый объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, включен в соответствующий Перечень, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики № 400-рг-329 дсп от 14 сентября 2018 года (л.д. 66), следовательно, на данный торговый объект распространяются Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273.

Согласно п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

Пунктами 14 - 16 Требований предусмотрено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 данных требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии). На правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и ответственность за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

Таким образом, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торгового объекта, организацию работы по обследованию и категорированию торгового объекта, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, несут правообладатели этого торгового объекта, под которыми понимаются как собственники здания, так и лица, которые непосредственно использует эти помещения в указанных целях.

В то же время, пункт 7 Требований устанавливает, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в утвержденный им Перечень.

Поскольку указанный Перечень является документом служебного пользования и не размещен в открытом доступе, то, с учетом пункта 7 Требований, суд приходит к выводу о том, что публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торгового объекта возникает у правообладателя торгового объекта только с момента получения соответствующего письменного уведомления о включении этого объекта в Перечень.

Обязанность по доказыванию факта надлежащего письменного уведомления правообладателей торгового объекта о включении его в Перечень в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ лежит на истце.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта надлежащего уведомления правообладателя торгового объекта Данилова И.Н. о включении данного объекта в Перечень.

По информации Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ Д. соответствующее уведомление было направлено заказным письмом (л.д. 67, 69). При этом собственником в указанный период времени она не являлась. В адрес собственника торгового объекта - Данилова И.Н. уведомление не направлялось.

Следует отметить, что общие правила направления юридически значимых сообщений установлены ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В частности, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Судом достоверно установлено, что уведомление о включении торгового объекта в Перечень в Данилову И.Н. не направлялось, следовательно, публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования торговых объектов у него не возникла.

Доказательств обратного ни истцом, ни третьим лицом - Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не представлено.

В данном случае, предъявление прокурором Козловского района Чувашской Республики в суд настоящего иска не может подменять собою установленный порядок уведомления правообладателей торгового объекта о включении этого объекта в соответствующий Перечень.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правообладатель торгового объекта Данилов И.Н. не был надлежащим образом уведомлен о включении торгового объекта по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в Перечень объектов, подлежащих категорированию, в связи с чем у него не возникла публично-правовая обязанность по проведению обследования и категорирования данного торгового объекта, составлению паспорта безопасности, в связи с чем оснований для признания незаконным его бездействия и возложении на него выполнения данной обязанности суд не усматривает.

Следует также отметить, что Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не лишено возможности уведомить правообладателя торгового объекта о включении его в Перечень надлежащим образом, после чего, в случае неисполнении последними соответствующих обязанностей, в суд вновь могут быть предъявлены исковые требования об их исполнении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Козловского района Чувашской Республики к Данилову И.Н. о признании незаконным бездействия в непринятии мер по категорированию торгового объекта и разработке паспорта его безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья      К.В. Гордеева

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2022 года.

2-1087/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Канашский межрайонный прокурор
Прокуратура Козловского района Чувашской Республики
Ответчики
Данилов Игорь Николаевич
Другие
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике
администрация Козловского района Чувашской Республики
Додаров Акмал Эмомович
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ"
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Гордеева Ксения Владимировна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.07.2022Передача материалов судье
07.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2022Предварительное судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
22.12.2022Дело передано в архив
21.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее