Решение по делу № 33-10337/2018 от 30.08.2018

Дело № 33-10337

Судья -Будилова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08 октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Васева А.В., Мехоношиной Д.В.

при секретаре Алиеве М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июля 2018 года, которым постановлено:

«Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность предоставить несовершеннолетнему К., ** года рождения, место в группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации в пределах территориальной доступности на территории города Перми».

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения Куликовой М.А., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Куликова М.А., действующая в интересах несовершеннолетнего К., ** г.р., обратилась в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему К. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Перми с учетом территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступлении решения суда в законную силу.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Департамента образования Администрации г. Перми, ссылаясь на то, что суд не установил юридически значимые для дела обстоятельства: отсутствие свободных мест в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Перми, наличие у несовершеннолетнего права на преимущественное предоставление места в МДОУ, наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в ДОУ. Кроме того, ответчик принимает меры для расширения сети муниципальных дошкольных учреждений.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч.1 ст.327. 1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено, что Куликова М.А. является матерью несовершеннолетнего К., ** года рождения.

К. зарегистрирован и проживает совместно с матерью по адресу: г. Пермь, ул. ****.

На обращение Куликовой М.А. о предоставлении услуги дошкольного образования К. Департаментом образования администрации г.Перми отказано в предоставлении места в МОУ, по причине отсутствия свободных мест (письмо от 25.05.2018 года № СЭД-059-08-01-13-И-686).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетнего К. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности по предоставлению ребенку места в МДОУ на территории г. Перми.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

С учетом изложенного, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.

Между тем, Департаментом образования администрации г. Перми обязанность по обеспечению несовершеннолетнего К. местом в МДОУ не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Таким образом, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми, с учетом территориальной доступности.

Ссылка ответчика на отсутствие возможности предоставить место в детском саду, на предпринятые администрацией г. Перми меры для обеспечения доступности дошкольного образования не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей по организации предоставления конкретному ребенку дошкольного образования.

Ссылки ответчика на отсутствие свободных мест в МДОУ г. Перми, существующую очередность предоставления мест в дошкольное учреждение, отсутствие у родителей несовершеннолетнего льгот для первоочередного предоставления места в МДОУ, являются необоснованными, поскольку администрация муниципального образования обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

Ссылка в жалобе на то, что решение суда нарушает права других детей, состоящих в регистре детей дошкольного возраста для предоставления мест в МДОУ и имеющих дату рождения ранее К., не влечет отмену решения.

Согласно ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, не содержат каких-либо новых фактов, сведений, которые не были бы предметом исследования судом.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Департамента образования администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июля 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10337/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Мехоношина Дарья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее