Дело № 2-811/2020
УИД 33RS0011-01-2020-000904-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2020 года город Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Рябининой М.В., при секретаре Алехиной Т.Н., с участием помощника Ковровского городского прокурора Бугаевой С.В., представителя ответчика Реброва А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в защиту интересов Видякиной А. Ю., Жезлова Р. А. к муниципальному казенному учреждению «Город» о возложении обязанности установить приборы учета холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действуя в пределах полномочий, предоставленных ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Видякиной А. Ю. и Жезлова Р. А., в котором просит обязать муниципальное казенное учреждение города Коврова Владимирской области «Город» (далее - МКУ «Город») установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборы учёта холодного водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно положениям пункта 5 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Указанная обязанность предусмотрена также пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года №1830-р. Проведенная проверка показала, что до настоящего времени не исполнена предусмотренная Федеральным законом обязанность по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в квартире, в которой проживают истцы, возложенная на собственника жилого помещения, от имени которого выступает МКУ «Город», а именно по приведению жилого помещения в соответствие требованиям законодательства. Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «Город» обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Бугаева С.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истцы Видякина А.Ю. и Жезлов Р.А., извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от истцов не поступило, о причинах неявки истцы суд не уведомили.
Представитель ответчика МКУ «Город» по доверенности Ребров А.В. с исковыми требованиями прокурора согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации города Коврова Владимирской области по доверенности Мясникова И.А., извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменный отзыв, в котором просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации города Коврова Владимирской области, принять решение на усмотрение суда.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон).
В соответствии со статьей 2 Закона энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
Согласно части 5 статьи 13 Закона до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Обязанность собственников помещений в многоквартирных жилых домах по оснащению жилого или нежилого помещения приборами учета предусмотрена положениями пункта 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года №1830-р, а также пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
Исходя из этого, а также принимая во внимание положения статьи 210 Гражданского кодекса РФ, статьи 30 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, суд приходит к выводу, что обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 35 Устава муниципального образования города Ковров к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения.
Статьей 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании пункта 1 статьи 34, пункта 4 статьи 35 Устава г. Коврова администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к полномочиям администрации города относится, в том числе управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и Уставом.
Пунктом 1.2. Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года №2/1, установлено, что муниципальное образование г. Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. В состав муниципальной собственности входят: муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Ковровский городской Совет народных депутатов. Администрация города Коврова от имени собственника управляет муниципальной собственностью (пункт 1.5 Порядка).
Решением Совета народных депутатов г. Коврова Владимирской области от 25.10.2017 г. № 230 определено, что предметом деятельности МКУ «Город» (ранее - МБУ «Город») является управление муниципальным жилищным фондом, находящимся в жилых многоквартирных домах; софинансирование капитального ремонта жилых многоквартирных домов в части муниципальной собственности и создание условий для развития территориального общественного самоуправления в городе Коврове.
В соответствии с пунктом 1.9 Устава МКУ «Город» осуществляет право владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, муниципальным заданием.
Предметом деятельности учреждения является: управление муниципальным жилищным фондом, находящимся в жилых многоквартирных домах; софинансирование капитального ремонта жилых многоквартирных домов в части муниципальной собственности и создание условий для развития территориального общественного самоуправления в городе Коврове (п.2.1.). Целями деятельности МКУ «Город» в том числе являются содействие реализации муниципальной политики в жилищно-коммунальной сфере, эффективному использованию муниципального жилищного фонда (п.2.2 Устава).
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской федерации (пункт 3.3. Устава).
В силу положений статьи 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Судом установлено, что истцы Видякина А.Ю. и Жезлов Р.А. зарегистрированы по месту жительства в квартире <№> дома <№> по <адрес> на условиях договора социального найма, который в письменной форме с нанимателем не заключен.
Ковровской городской прокуратурой по результатам проверки установлено, что индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения в квартире муниципального жилищного фонда, которую на условиях договора социального найма занимают истцы, до настоящего времени не установлены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «Город» обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав гражданина на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета.
При таких обстоятельствах, требования прокурора об устранении нарушений требований ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем установления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборов учета холодного водоснабжения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение города Коврова Владимирской области «Город» установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборы учёта холодного водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Рябинина