11RS0002-01-2022-002573-49 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
9 ноября 2022 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием представителя ответчика Беляева В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2181/2022 по иску Нагнибеда Р.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» о признании незаконной задолженности, начисленной за отопление нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Нагнибеда Р.Н. обратился к обществу с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (далее ООО «Воркутинские ТЭЦ» о признании незаконной задолженности в размере 197790,10 руб., начисленной за отопление за период с мая 2021 года по 26.05.2022 по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что он является собственником спорного нежилого помещения, в котором отсутствуют приборы отопления. Согласно акту от 22.06.2021, составленному в летний период, с участием представителя АО «КЭСК», выполняющего функции агента ресурсоснабжающей организации, при температуре наружного воздуха +11°С, температура в помещениях № 3,5-10,16 составляла 20°С, в помещении №11 составляла 17°С. Согласно акту от 30.11.2021, составленному в зимний период, с участием представителя АО «КЭСК», выполняющего функции агента ресурсоснабжающей организации, при температуре наружного воздуха -25°С, температура в помещениях №»3,56 составляла 4°С, в помещениях №7-10,16 составляла 7°С, в помещении № 11 составляла -2°С. В дополнительных пояснениях к иску указал, что ранее данное помещение использовалось для хранения запасных частей автомобилей, сейчас не используется. На основании изложенного, просит признать незаконным начисление ответчиком платы за отопление, в неотапливаемом нежилом помещении.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с выездом за пределы г. Воркуты.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснил, что нежилое помещение истца расположено в многоквартирном доме, обеспечиваемого тепловой энергией по централизованной системе отопления и горячего водоснабжения. В связи с тем, что дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором, расчет объема тепловой энергии рассчитан по нормативу потребления. Начисление платы за отопление и горячее водоснабжение производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 № 354.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из представленных документов усматривается, что Нагнибеда Р.Н. на основании договора купли-продажи от 25.06.2019 является собственником нежилого помещения, общей площадью 234,7 кв.м, которое расположено в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
ООО «Воркутинские ТЭЦ» 26.05.2022 направило Нагнибеда Р.Н. акт сверки взаимных расчетов по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.03.2021 № ОО-ВТ-139-71339, согласно которому у истца имеется задолженность в размере 197790,10 руб. за период с мая 2021 года по 26.05.2022.
Не согласившись с образовавшейся задолженностью Нагнибеда Р.Н. 03.06.2021 направил заявление в АО «Коми энергосбытовая компания», в котором указал, что объект недвижимого имущества, общей площадью 234,7 кв.м., не подключен к системе горячего водоснабжения и отопления, просил направить комиссию для составления акта.
Согласно акту от 22.06.2021, составленному в летний период, с участием представителя АО «КЭСК», выполняющего функции агента ресурсоснабжающей организации, при температуре наружного воздуха +11°С, температура в помещениях №»3,5-10,16 составляла 20°С, в помещении №11 составляла 17°С.
Из акта от 30.11.2021, составленному в зимний период, с участием представителя АО «КЭСК», выполняющего функции агента ресурсоснабжающей организации, при температуре наружного воздуха -25°С, температура в помещениях №» 3, 5, 6 составляла 4°С, в помещениях №7-10,16 составляла 7°С, в помещении № 11 составляла -2°С.
Согласно ответу на обращение Нагнибеда Р.Н. от 30.03.2022 № 601-1/422 наличие акта обследования жилым помещением является недостаточным основанием для признания помещения неотапливаемым. Также указали, что с 01.01.2019 порядок расчета платы за потребленную тепловую энергию в помещении МКД изменен и предусматривает использование в таком расчете объема потребленной тепловой энергии в помещении, находящемся в индивидуальной собственности/ином законном владении (индивидуальное потребление), и объема тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в МКД, определяемого пропорционально площади помещения собственника/иного законного владельца (постановление Правительства от 28.12.2018 № 1708).
Из материалов дела следует, что многоквартирный <адрес> не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
В соответствии с п.2.1 Постановления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 11.03.2016 № 442 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа «Воркута» на период с 2016 года по 2030 год и присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» в пределах города Воркуты, поселка городского типа Северного и поселка городского типа Воргашора - ООО «Воркутинские ТЭЦ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
В этой связи, ООО «Воркутинские ТЭЦ», как единая теплоснабжающая организация, действующая на территории г. Воркуты для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений, вправе требовать оплаты стоимости услуги отопления в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354).
В силу абзаца 3 пункта 6 Правил № 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, поставляемую в нежилое помещение истца, осуществляется в соответствии с Правилами № 354 и постановлением Правительства от 28.12.2018 № 1708 исходя из норматива потребления и с учетом Постановления Правительства Республики Коми от 29.09.2016 № 462, согласно которому применяется способ осуществления оплаты по отоплению равномерно в течение календарного года.
Согласно правовой позиции, высказанной в п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Изменениями, внесенными с 1 января 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (п. 6 Правил № 354).Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 6 Правил 354, система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка индивидуального отопления без согласия всех собственников многоквартирного дома и согласования с органом местного самоуправления не прекращает потребление собственником жилого помещения в данном доме услуги теплоснабжения.
Кроме того, в силу пп. «в» п. 35 Правил 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно нормам действующего жилищного законодательства переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен представить в орган, осуществляющий согласование, документы, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Демонтаж обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, то есть является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Отказ собственника нежилого помещения от коммунальной услуги по отоплению путем демонтажа обогревающих элементов не может быть реализован без соблюдения приведенных выше норм Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и не влечет расторжение договора теплоснабжения в установленном законом порядке.
Отсутствие отопительных приборов в нежилом помещении должно быть подтверждено технической документацией (техническим паспортом на МКД, техническим паспортом на помещение в МКД, иной технической документацией, подтверждающей отсутствие отопительных приборов/элементов системы отопления в помещении, а в случае переустройства системы отопления – документами, подтверждающими законность такого переустройства).
Представленные истцом Акты технического обследования системы потребления тепловой энергии, теплоносителя от 22.06.2021 и от 30.11.2021, в которых указано, что общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя МКД отсутствует, сами по себе такими доказательствами не являются.
В качестве доказательств, что спорное помещение не отапливается, истцом также представлены фотографии, из которых видно, что общедомовые элементы системы отопления присутствуют, не изолированы, обмотаны теплосберегающим материалом и картоном.
Доказательствами фактического отсутствия потребления тепловой энергии (отопления, горячего водоснабжения) являются доказательства согласования в установленном законом порядке демонтажа системы отопления спорного помещения, доказательства перехода на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, либо доказательства изначального отсутствия в спорном нежилом помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Из представленного в материалы дела технического паспорта на встроенное помещение по <адрес> следует, что указанное помещение 1976 года постройки оборудовано системами отопления, горячего водоснабжения, водопроводом, канализацией.
Таким образом, истцом не представлено доказательств надлежащей изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления при демонтаже отопительных приборов, согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления, получения согласия от всех собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и учитывая обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что при исполнении гарантирующим поставщиком обязательств по отоплению нежилого помещения в спорный период времени, переоборудование нежилого помещения путем демонтажа отопительных приборов без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Нагнибеда Р.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» о признании незаконной задолженности в размере 197790,10 руб., начисленной за отопление за период с мая 2021 года по 26.05.2022 по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>,- отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 16.11.2022.
Председательствующий |