УИД11RS0001-01-2022-006262-93 Дело № 2а-5339/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного истца – адвоката Строганова Ю.А., действующего на основании ордера от 11.05.2022 № 1233,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебн6ом заседании в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Музыкантовой Оксаны Викторовны к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар», признания незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного дома в части срока для добровольного сноса
УСТАНОВИЛ
Музыкантова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации от 08.10.2021 № 10/3358 в части установления срока для принятия мер по расселению граждан из дома № ... до 2028 года, обязании установить срок для расселения граждан из данного многоквартирного дома; признания незаконным требования администрации от 05.04.2022 о сносе аварийного многоквартирного дома в части срока для его добровольного сноса – до 08.10.2024 с установлением собственнику срока для сноса в течении 6 месяцев с даты вручения требования.
Основанием для обращения с данными требованиями явилось несогласие административного истца, как со сроком по расселению граждан из многоквартирного дома, так и по сроку добровольного сноса многоквартирного дома (далее МКД), установленного собственнику жилого помещения с учетом признания дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду угрозы самопроизвольного разрушения МКД, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не учитывалось администрацией при принятии постановления.
В судебном заседании представитель истца Строганов Ю.А. требования своего доверителя поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика на рассмотрение дела не явился, в предыдущем судебном заседании требования не признал, указав, что на территории муниципального образования много многоквартирных домов признаны аварийными, указанный дом будет включен в план по сносу. Такой снос подразумевает заключение контракта, в связи с чем и предусмотрен такой срок для расселения.
Иные участники на рассмотрение дела не явились, заинтересованное лицо Маркосян Н.В. направила письмо, с характеристикой МКД, указав, что дом является аварийным.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.09.2021 № 611 на основании технического заключения ООО «...» № НО-554-08-21 по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов МКД с учетом аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций здания, значительного физического износа, многочисленных дефектов и повреждений, нецелесообразности реконструкции и капитального ремонта здания сделан вывод о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Флотская, 2 аварийным и подлежащим сносу.
08.10.2021 администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление № 10/3358 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Флотская, 2 аварийным и подлежащим сносу. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, в срок до 2028 года; Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» поручено направить собственникам помещений, расположенных в указанном МКД требования о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
Собственнику жилого помещения № 3 в названном многоквартирном доме – Музыкантовой О.В. на основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ требованием от 05.04.2022 установлен срок до 08.10.2024 для добровольного сноса МКД, в случае если собственниками жилых помещений будет принято решение о сносе дома за свой счет.
Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар», а также установленный в требовании срок для добровольного сноса МКД является неразумным и чрезмерно длительным административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенных положений, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В соответствии с техническим заключением ООО «...» было проведено сплошное визуальное обследование несущих и ограждающих конструкций здания, инженерных коммуникаций, и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами. В результате проведенного обследования и инструментального контроля установлено, что конструкция здания находится в в аварийном техническом состоянии, в частности в аварийном состоянии находятся фундамент, стены дома, конструкции перекрытий, окна и двери здания, входные группы здания, полы здания, инженерные коммуникации, кровля здания, отмостка здания. Физический износ здания составляет не менее 72%. В виду значительного физического износа, многочисленных дефектгов и разрушений, несоответсвтия технического состояния многоквартирного жилого дома рекомендуется выполнить демонтаж (снос) консрукций здания.
В сводной ведомости дефектов и повреждений отмечается физический износ, рассыпание гнилостное разрушение, разрушение штукатурного слоя стеновых ограждений; прогибы конструкций перекрытий, следы замачивания, биологическое поражение, разрушение штукатурного слоя и окрасочного покрытия, провалы, разрушения деревянных конструкций пола и перекрытий; перекосы (деформация) оконных и дверных проемов, рассыпание оконных и дверных блоков, гнилостное разрушение окон и дверей; истирание поверхности ступеней, перекосы, следы замачивания, гнилостные разрушения лестниц и входных групп; коррозионные повреждения трубопроводов систем отопления и водоснабжения, следы протечек, физический износ стояков и разводки труб канализации, износ системы электроснабжения; сквозные отверстия кровли, следы протечек, гнилостное разрушение деревянных конструкций кровли; отсутствие отмостки, воздействие поверхностных и талых вод, локальные участки разрушения надземной части фундаментов и отмостки. С учетом установленных по делу обстоятельств и оценки представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом № ... представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный ветхий дом. В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости. При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет не менее 72 %, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2028 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью. При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях названного многоквартирного дома – до 2028 года, не может быть признан разумным, а, следовательно и законным. Поскольку в силу приведенных выше норм права, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного разумного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу. При этом доводы административного ответчика на невключение спорного жилого дома в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда, а также отсутствие денежных средств, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о разумности установленного срока для принятия мер к расселению граждан до 2028 года с учетом степени аварийности дома, представляющей угрозу его обрушения. При этом судом учитывается, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан. С учетом изложенного заявленные административным истцом требования в части признания незаконным постановления администрации в части установления срока по расселению граждан подлежат удовлетворению в полном объеме.В ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. В силу ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами. Из системного анализа положений статьей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда. Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля. Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" в требовании собственнику жилого помещения Музыкантовой О.В. установила срок для добровольного сноса многоквартирного дома - до 08.10.2024 года. Кроме того в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность. Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома. Суд полагает, что установление органом местного самоуправления срока добровольного сноса многоквартирного дома до октября 2024 года не нарушает прав истца и не создает ему препятствий к осуществлению таковых, так как установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права истца, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет. Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок для добровольного сноса многоквартирного дома не является разумным суду не представлено. В свою очередь, установление срока для добровольного сноса указанного административным истцом не будет отвечать принципам разумности, так как будет нарушать права граждан – нанимателей на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ссылки на то, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем истца создает угрозу для жизни и здоровья, избранным истцом способом не влечет возможность восстановления нарушенных прав и необходимость возложения обязанности на орган местного самоуправления расселить жильцов и снести аварийный жилой дом до 2024, так как, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания. В настоящее время административный истец не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, кроме этого из административного искового заявления следует, что истец не проживает в аварийном жилом помещении. Таким образом, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным требования администрации о сносе многоквартирного дома в добровольном порядке до 08.10.2024 года, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Музыкантовой Оксаны Викторовны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар», признания незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного дома в части срока для добровольного сноса, удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 08 октября 2021 № 10/3358 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ....
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ....
В удовлетворении административного искового заявления Музыкантовой Оксаны Викторовны о признании незаконным требования от 05 апреля 2022 № 01-04/32 о добровольном сносе аварийного многоквартирного дома по указанному адресу в части срока для сноса – до 08 октября 2024, отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022.
Судья А.П. Леконцев